написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (38), Апрель 2009

Экономика региона в условиях мирового кризиса

Чиркунов О.А., Губернатор Пермского края

Меры по преодолению кризиса

Сегодня для нас важно правильно оценить складывающуюся ситуацию в экономике Пермского края и спрогнозировать ее развитие хотя бы на ближайший период.

В экономическом смысле мы находимся достаточно далеко от эпицентров кризиса. Именно поэтому самые первые волны до нас попросту не докатились. Ни первая волна - падение фондового рынка, ни вторая - банковский кризис ликвидности не стали критичными для экономики края.

Пермский бизнес, а тем более население, не размещают значимых объемов денежных средств на фондовых рынках. Очевидно, что хозяйствующие субъекты и население привлекают кредитные ресурсы, однако большинству из них удалось пролонгировать кредиты. Резкого изъятия ресурса из экономики не произошло. Значимую роль в этом сыграл Сберегательный банк РФ. Вместе с тем существуют риски, что резко поднявшаяся стоимость кредитного ресурса продержится на этом уровне длительный период времени. Этот сценарий предприятиям следует рассматривать в качестве пессимистичного.

Гораздо более опасна для экономики Пермского края третья волна кризиса. Это потеря нашими предприятиями рынков сбыта. Пермский край - поставщик продукции на глобальные рынки, а эти рынки сегодня очень быстро сворачиваются.

Сокращаются поставки на мировые рынки продукции химической промышленности, удобрений, металлов и угля. Далеко не весь перечень этих позиций имеет к Пермскому краю прямое отношение, чаще и здесь нас задевает не первая, а последующие волны. Предприятия задетых кризисом отраслей сокращают железнодорожные перевозки, уменьшают потребление электроэнергии, сворачивают свои инвестиционные программы, а значит, и заказы машиностроению, строительной индустрии.

В масштабах страны происходит последовательное сворачивание товарных цепочек: жилье, строительство, строительные материалы; автомобили, их компоненты, металл для их производства.

По мере того как экономический кризис будет разрастаться, он все больше будет затягивать в свою воронку предприятия и экономику Пермского края. Здесь у нас возникают два риска:

  • сокращение рабочих мест;
  • существенное снижение поступлений в консолидированный бюджет Пермского края.

С каждым днем мы все яснее видим ситуацию, лучше понимаем структуру и причины кризиса. И должны сегодня говорить о наших практических шагах по поддержанию экономики региона в период кризиса.

Обеспечение предприятий финансовым ресурсом

Какой-то период времени все отрасли будут работать в условиях дефицита кредитного ресурса. Важно не допустить изъятия денежных средств из финансово устойчивых предприятий и не разорить предприятия непомерно высокой стоимостью кредитов.

Мы, как государственная власть, не можем и не должны принимать конкретных решений по кредитованию. Наша задача - создать условия для того, чтобы в регионе был доступен кредитный ресурс по разумной цене. Чтобы заемщики знали принципы его распределения, особенно когда речь идет о мерах федеральной государственной поддержки промышленности.

Понимать логику действий федеральных властей по обеспечению жизнеспособности отраслей экономики и лоббировать интересы предприятий на федеральном уровне - в этом сегодня одна из главных задач экономического блока правительства края.

Освоение внутреннего рынка

Поскольку основной проблемой экономики является сворачивание рынков сбыта, первостепенное значение приобретает борьба за собственный, внутренний рынок региона. Нам необходимо создать условия для того, чтобы наши собственные продукты потреблялись на пермском рынке. В первую очередь это относится к продукции сельского хозяйства. Покупка пермского продукта, например, той же «Пермской картошки» - это зарплаты нашим жителям, это налоги в пермский бюджет, это деньги на детские сады, школы и здравоохранение, на благоустройство городов и строительство дорог. Трудные времена либо консолидируют, либо разрушают общество. Наша задача - сделать так, чтобы жители Пермского края восприняли наши идеи, и мы вместе объединились с целью пережить тяжелые времена.

Однако Пермский край сам по себе не является большим рынком для потребления товаров. Пермскому бизнесу необходимы дополнительные рынки сбыта. Правительство края оказывает поддержку бизнесу в выходе на рынки наших соседей - Республик Коми и Удмуртии, Кировской области.

Лоббирование размещения государственных заказов

Одним из самых надежных заказчиков и покупателей во время кризиса является государство. Наша задача - лоббировать интересы пермских предприятий, помогать им в получении государственных заказов и заказов госкомпаний, таких как РАО «РЖД» и ОАО «Газпром», а также содействовать своевременному выполнению обязательств по оплате.

Нам важно привлекать и инвестиционные средства государства. В этом отношении для нас значимым и вполне реальным проектом остается «Белкомур» - возведение железнодорожной магистрали «Белое море - Коми - Урал» (Соликамск - Гайны - Сыктывкар - Архангельск). Сегодня лучшее время для разработки проектной документации таких масштабных проектов. Кроме того, это обеспечит сохранение рабочих мест в отрасли строительства, сегодня наиболее подверженной кризису. Недавно проект «Белкомур» был утвержден на заседании Экспертного совета по государственно-частному партнерству Минтранса России. Он признан особенно актуальным в сложных экономических условиях.

Создание рабочих мест

Неизбежно в Пермском крае, как и в других регионах, будет происходить высвобождение рабочей силы самой различной квалификации. Кому-то потребуется финансовая поддержка, пособие по безработице. Для кого-то надо будет создать возможность работать и получать зарплату, а кому-то - условия для новой самостоятельной деятельности, помочь создать малый бизнес.

Что касается новых рабочих мест, Пермский край сейчас защищает на федеральном уровне программу по обеспечению занятости населения. Ее главным направлением станет организация общественных работ. Понятно, что они могут быть самыми разными: от благоустройства и озеленения до чистки лесов и патрулирования улиц. Однако мы учитываем, что в складывающихся экономических условиях первая волна безработных будет состоять из выпускников вузов, еще не имеющих опыта работы. Однако это та категория людей, которые с компьютером «на ты». Это нужно использовать, дав людям возможность зарабатывать деньги квалифицированным трудом.

Развитие малого бизнеса

Развитие малого бизнеса - сложнейшая задача. Очень трудно от деклараций перейти к делу. Понять, что именно мы можем сделать для того, чтобы человек создал свой бизнес.

Основными сферами для малого бизнеса в условиях кризиса будут те, в которых государство может разместить свой заказ: здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство.

Надо найти механизм привлечения высококлассных специалистов-управленцев в сельское хозяйство. В том числе и предусмотреть опционы по их вхождению в собственность. Учитывая значительный объем бюджетных средств, который направляется в отрасль сельского хозяйства, мы должны формулировать условия тем неэффективным собственникам, которые не в состоянии обеспечить развитие своих предприятий. Привлечение в отрасль эффективных собственников - задача Министерства сельского хозяйства края на следующий год.

Сохранение активов населения

Важной задачей является и сохранение активов населения. В кризисные периоды возрастает активность различного рода финансовых пирамид. Появляются риски при вложении средств в долевое строительство жилья. Растёт вероятность недобросовестных или неразумных действий структур, которые стоят в финансовой цепочке между населением и производителем товара или услуги. Это в первую очередь компании, управляющие жилищным фондом.

В период кризиса следует уделять больше внимания разъяснению экономической ситуации населению. Каждый человек ежедневно принимает важные для себя экономические решения: покупать или продавать, экономить или тратить. Чем лучше он будет обеспечен достоверной информацией, тем более правильные решения он примет. Именно в результате этих повседневных решений создается богатство или бедность общества. Открытость в отношениях с населением должна стать нашим безусловным принципом в период кризиса.

Внедрение режима экономии

Старый формат организации экономики умирает. Похоже, что общество потребления исчерпало себя. Новая модель экономического развития уже, возможно, не будет основана на принципе стимулирования потребления. Никто пока не знает, какая это будет модель. Но, исходя из чувства самосохранения, мы как общность людей должны понять, что наиболее разумная позиция сегодня - это экономия и оптимизация ресурсов. Финансовых, энергетических, любых. Это уже хорошо понял бизнес. Сегодня важно, чтобы и люди, начиная с самых богатых, начинали вводить режим экономии собственных расходов. Мы заинтересованы в том, чтобы у нас было как можно больше людей богатых по доходам, а не богатых по расходам. К этому мы как общество рано или поздно должны прийти.

Оптимизация расходов должна происходить и в бюджетном секторе. И речь здесь не идет об изъятии ресурсов из отраслей. Речь идет о том, чтобы бюджетные средства давали максимальный эффект для населения.

Обеспечение платежеспособности краевого бюджета

Наличие у нас финансового резерва дает нам право выбора. Мы должны им правильно распорядиться. Мы не можем истратить деньги и лишить себя резерва. С другой стороны, у нас есть риски обесценивания этих денег в результате инфляционных процессов. Но даже с учетом этих рисков существующий резерв нам необходимо сохранять для обеспечения платежеспособности, для финансирования наших текущих обязательств. Наш резерв должен обеспечить нам прохождение самого сложного периода - 2009 г.

При этом край активно привлекает дополнительные инвестиционные, федеральные и кредитные средства для жилищного и дорожного строительства. Мы вкладываем эти средства и в исполнение таких наших обязательств, как расселение ветхого жилья, капитальный ремонт домов.

Вот один из примеров: в 2009 г. из средств Фонда ЖКХ в Пермский край выделяется 963 млн руб. на переселение жителей из ветхих и аварийных домов. Регион в порядке софинансирования добавляет к этим средствам ещё 626,9 млн руб. На эти деньги (1 млрд 590 млн руб.) до конца 2009 г. должно быть расселено 105 многоквартирных домов (46 тыс. м2), в которых проживает 3348 человек. На капитальный ремонт заявки сейчас собираются с муниципальных образований и будут поданы в Фонд ЖКХ до 01.03.2009.

Меры по подготовке к этапу роста

Сегодня мы находимся на этапе экономического кризиса, но именно сегодня нам важно готовиться к новому экономическому циклу развития.

Формирование стратегии развития Пермского края Нам необходимо стратегическое видение нашего будущего развития. Сегодня мы уже понимаем, в каких форматах будем формулировать это видение. В первую очередь, это программа социально-экономического развития и схема пространственного планирования Пермского края.

Где и какая рабочая сила потребуется через 5-10 лет? Где захотят жить люди через 5-10 лет? Какие противоречия между двумя этими тенденциями, и как мы собираемся их разрешать? Как создать людям комфортные условия для проживания именно в тех точках, где будет потребность в их рабочих руках и интеллекте? На эти вопросы мы постепенно даем ответы в наших стратегических документах и в связанных с ними генеральных планах развития наших городов и населенных пунктов.

Формирование эффективных методов влияния В отношении региона мало применим термин «управление». Это саморегулируемая структура, которой в рыночной экономике невозможно напрямую управлять. Можно лишь влиять на ее развитие. Необходимо правильно создавать мотивы, побуждающие население, бизнес и все государственные и муниципальные структуры продвигаться в желаемом направлении развития.

В течение последних лет мы формируем конкурентную модель развития региона. Многие шаги сделаны. Во взаимоотношениях с бизнесом - это прозрачные методы распределения ресурсов, в том числе земельных. Это честное размещение на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов, предоставление бизнесу возможности оказывать традиционно бюджетные, например, медицинские услуги населению. Это стимулирование покупки электроэнергии вне часов пиковых нагрузок, снижение налогового бремени.

В бюджетной сфере - это подушевое финансирование в школьном образовании, внедрение системы сертификатов в профессиональном образовании, выплаты родителям детей, не посещающих муниципальные детские сады. Предоставление населению права выбора страховой медицинской компании и учреждения здравоохранения, муниципального или частного.

Во взаимоотношениях с муниципалитетами - это передача полномочий на муниципальный уровень, обеспечение собственными налоговыми источниками, переход на подушевое финансирование инвестиционной деятельности.

Уверен, что по темпам этих процессов край является одним из лидеров, что подтверждено соответствующим Распоряжением федерального Правительства [1]. Нам надо сохранять наше лидерство и в дальнейшем. Мы не должны терять времени. Жители края вправе рассчитывать, что уже в ближайшее время они смогут жить лучше и получать бюджетные услуги принципиально другого качества.

Примечание. 1. Распоряжение Правительства РФ от 19.11.2008 № 1710-р.

***

Распределение дотаций бюджетам субъектов РФ на 2008 г. в целях поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2007 года

Субъект РФ

Размер дотации, тыс. руб.

Тюменская область

315403,9

Чувашская Республика

204982,6

Краснодарский край

198704,9

Самарская область

162359,6

Город Санкт-Петербург

146505,5

Республика Татарстан

114822,5

Ростовская область

96639,3

Пермский край

94586,7

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

91943,4

Калининградская область

90280,3

Город Москва

70694,6

Томская область

67488,5

Красноярский край

67041,5

Белгородская область

61419,6

Кемеровская область

61204,1

Московская область

59502,8

Свердловская область

43903,1

Ставропольский край

18571,1

Владимирская область

17680,7

Ленинградская область

16265,3

Всего        

2 000 000

Источник: Распоряжение Правительства РФ от 19.11.2008 № 1710-р.

ЧИРКУНОВ Олег Анатольевич. Кандидат экономических наук. В 1997 г. избран депутатом Законодательного собрания Пермской области, являлся членом комитета по бюджету и внебюджетным фондам. С 2001 г. - представитель в Совете Федерации ФС РФ от администрации Пермской области, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету. С 2004 г. - исполняющий обязанности губернатора Пермской области. С 2005 г. - губернатор Пермского края.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100