Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (37) Декабрь 2008

О возможности минизации последствий мирового финансового кризиса для экономики России

Петраков Н.Я., директор Института проблем рынка РАН

Мировая экономика вступила в полосу мощного мирового финансового кризиса, который провоцирует рецессию в реальном секторе реальных экономик большинства стран. Искусственная биржевая перекапитализация ведущих мировых корпораций очевидно прогнозировалась. Сейчас большинство экспертов в один голос вещают о лопнувших «финансовых пузырях». Однако еще недавно значительная часть их помалкивала.

А ведь было ясно, что под эгидой США осуществлялся системный подрыв механизма ценообразования в мировой рыночной системе, произошедший в последние 6-7 лет. Отказ от принципов свободной конкуренции и антимонопольной политики произошел, прежде всего, в нефтегазовом комплексе мировой экономической системы.

В 2001 г. мировая цена нефти марки «Дубай» составляла 22,80 долл. за баррель, а марки «брент» - 24,77 долл. за баррель. При этом издержки производства составляли от 3,5-5,0 долл. за баррель до 18-20 долл. в замыкающих регионах нефтедобычи. В первой половине 2008 г. цена по биржевым котировкам приближалась к 130 долл. за баррель, и некоторые авторитетные эксперты предвещали в ближайшем будущем цену в 150 долл. за баррель. При этом издержки производства выросли крайне незначительно. Таким образом, рентабельность в нефтедобыче достигла 300-400%.

Нефть относится к числу слабоэластичных товаров, возможность замены которых на субституты крайне затруднена и требует огромных инвестиций. Однако в условиях биржевой торговли продавцы в течение суток могли поднимать цену на 10-15% по мотивам урагана в Мексиканском заливе, военных операций нигерийских боевиков, личного конфликта между Бушем и Чавесом, т.е. по поводам, являющимся ничтожными в функционировании мировой экономики. К этому надо добавить, что дефицит нефти (разница между потреблением и добычей) достигал ежегодно по США почти 600 млн т, по Европе (без России) - 480 млн т, по Китаю - 120 млн т, по Индии - 85 млн т и т.д. Следовательно, современный монопольно-биржевой рынок нефти способствует колоссальному многомиллиардному межрегиональному перемещению финансовых потоков по планете. Все эти деньги оседают в международной банковской системе. Лишь малая их часть направляется на инвестиции в энергетику (4-5%). Остальные остаются на банковских счетах, на счетах ипотечных и страховых компаний. Ситуация усугубляется тем, что страны, получающие сверхприбыль от цены на нефть, предпочитают хранить эти средства не в национальных банках, а в заграничных ценных бумагах США. Создается иллюзия «легких денег», которые необходимо как-то использовать. «Легкие деньги» порождают снижение требований к заемщикам. Их способность к возврату кредитов снижается. Появилась практика выдачи кредитов без залогов, под сомнительные инвестиционные проекты, под приобретение индивидуальной недвижимости предприятиями и лицами со средним или непостоянным доходом без анализа их кредитной истории.

«Легкие деньги» - это келейно присвоенные финансовые ресурсы от естественных или искусственно созданных монополий.

Россия оказалась втянута в мировую финансовую авантюру. Идеи глобализации превалировали над принципами сохранения национальной безопасности. Доходы от экспорта нефти, газа и других сырьевых продуктов в значительной степени  аккумулировались в Стабилизационном фонде (и в его модификациях). Этот фонд рос с необычайной скоростью. Если в третьем квартале 2006 г. он составлял около 1,7 трлн руб., то к началу кризиса он достиг 3,8 трлн руб. Две трети этих денег были вложены в бумаги "Фани Мэй", "Фреди Мак" и в Федеральную систему банков жилищного кредита. Рейтинговые агентства, подконтрольные США, присваивали облигациям этих компаний высшую категорию надежности - ААА. Между тем, в результате падения цен на жилье чистые убытки "Фани Мэй" уже в 2007 г. составили 2 млрд долл., а капитализация упала с 44 до 11,5 млрд долл. Возможно ли теперь для России вернуть свои деньги - большой вопрос.

Не менее важной проблемой для России в процессе выхода из финансового кризиса является проблема внешних долгов. К началу финансового кризиса Россия подошла с весьма неприятной структурой внешнего долга (таблица).

Внешний долг Российской Федерации (млрд долл.)

Субъект

01.01.2008

01.07.2008

% от общего долга

Государство

47

40

7

Компании

253

295

56

Банки

163

192

37

Эти данные показывают, что государство, с одной стороны, и банки и компании, с другой, шли в преддверии кризиса на встречных курсах. Если государство последовательно погашало свои долги, то компании и банки все сильнее залезали во внешние займы. Только за первое полугодие 2008 г. они увеличили свои внешние долги на 71 млрд долл. Какова же их нынешняя платежеспособность для возврата кредитов и процентов на них? Оценка рисков топ-менеджерами банков и компаний при внешних заимствованиях вызывает сомнение в их профессионализме. Росси грозят либо массовые банкротства, либо помощь государства частному сектору. Однако совокупный внешний долг государства, компаний и банков примерно соответствует общему объему золотовалютных резервов России.

Возможные направления смягчения последствий финансового кризиса в России заключаются в следующем.

1. Поддержка государства так называемых «системообразующих» банков должна быть строго ограничена. Банки являются коммерческими структурами. Поэтому получение максимальной «маржи» и прибыли от валютных и иных операций является их главной рыночной целью. Эффективным рычагом воздействия правительства на экономическую деятельность банков является предоставление им финансовой поддержки под целевые кредиты. Это резко усилит прозрачность работы банков. Спасать надо не банки, а реальную экономику. Для сохранения курса на модернизацию необходимо реанимировать и резко усилить роль Банка долгосрочного развития.

2. Необходимо решительно изменить характер деятельности антимонопольных структур. В настоящее время они в основном занимаются поиском фактов ценового сговора между отдельными предприятиями и компаниями. Однако опыт формирования не только естественных, но и, в первую очередь, искусственных монополий показывает, что завышенная монопольная цена может формироваться отнюдь не на базе соглашений между продавцами. Выдавливание конкурентов из регионов и отраслей может происходить в форме «дружественного поглощения» и других мягких или жестких приемов рейдерства. Главный показатель монополизма - это получение сверхприбыли. Должно быть юридически закреплено понятие нормальной рентабельности, включающей в себя не столько бонусы топ-менеджерам, сколько расходы на инновации, повышение качества и снижение издержек выпускаемой продукции и услуг. Вся остальная сверхприбыль должна поступать в карман потребителей этой продукции путем принудительного снижения цен под угрозой разорительных штрафов со стороны государства. В этом коренной смысл борьбы с монополизмом и поддержки справедливого рыночного ценообразования.

3. В последние годы РФ жила в условиях беспрецендентного бюджетного профицита. Это не соответствует мировой практике ведущих экономических держав. Профицит бюджета, измеряемый сотнями миллиардов рублей, свидетельствует о том, что государство собирает налогов столько, сколько не в состоянии потратить (или не хочет потратить). В результате возникают разного рода стабилизационные фонды, через которые деньги налогоплательщиков уходят из страны.

По экономическому содержанию бюджет относится к балансовым категориям. Расходная и доходная часть бюджета должны примерно совпадать. Хотя, конечно, возможен небольшой профицит или дефицит (в странах Европейского Союза дефицит бюджета рекомендуется ограничить 3% ВВП). Налогообложение, резко превышающее по объему расходные статьи бюджета, является антирыночным, поскольку ограничивает возможности частного сектора к развитию, понуждает к сохранению высоких цен.

В условиях финансового кризиса правительство должно объявить масштабные налоговые каникулы. Необходимо резко сократить ставку НДС и отменить все остальные налоги на предприятия. Надо помогать прежде всего предпринимателям, реальному сектору экономики, а не только банкам, для которых уже введены льготы по ставкам обязательного резервирования. Антикризисное смягчение налоговой политики целесообразно ввести на 2009-2010 гг. За это время следует подготовить общегосударственную налоговую реформу.

Принятие перечисленного комплекса мер позволит избежать возможной рецессии российской экономики.

ПЕТРАКОВ Николай Яковлевич. Доктор экономических наук, профессор, академик РАН. В 1965-1990 гг. работал в Центральном экономико-математическом институте АН СССР на должностях от старшего научного сотрудника до заместителя директора по научной работе; в 1990 г. - помощник Генерального секретаря ЦК КПСС по экономическим вопросам, помощник Президента СССР по экономике; избирался народным депутатом СССР (1989-1991 гг.), депутатом Государственной Думы ФС РФ (1993-1995 гг.). Заместитель председателя Научного совета РАН по комплексной проблеме "Совершенствование планирования и управления народным хозяйством с применением экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники". С 1991 г. - директор Института проблем рынка РАН.