написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (37) Декабрь 2008

Об эффективности использования средств Инвестиционного фонда Российской Федерации

Басаргин В.Ф., министр регионального развития Российской Федерации

В соответствии со ст. 179.2 Бюджетного кодекса РФ Инвестиционный фонд РФ - это часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП).

Функции по предоставлению государственной поддержки за счет средств Фонда осуществляет Министерство регионального развития РФ.

Постановлением Правительства РФ от 01.03.2008 № 134 утверждены Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, устанавливающие цели, формы, условия и порядок предоставления государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Фонда для реализации инвестиционных проектов, комплексных инвестиционных проектов и концессионных проектов, имеющих общегосударственное, региональное или межрегиональное значение, и осуществляемых на условиях ГЧП.

Инициаторами реализации проектов могут выступать индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, органы государственной власти и местного самоуправления.

Стоимость проектов, имеющих общегосударственное значение, должна составлять не менее 5 млрд руб., при этом не менее 25% от общей стоимости проекта должны составлять частные средства.

Региональные инвестиционные проекты должны соответствовать целям социально-экономического развития субъекта РФ, на территории которого реализуется проект, их стоимость должна быть не менее 500 млн руб. Минимальная доля частного капитала в проекте - 50%, в структуре финансирования регионального инвестиционного проекта обязательно участие регионального бюджета. Доля такого софинансирования определяется Минрегионом России в зависимости от бюджетной обеспеченности региона.

Прошедшие отбор инвестиционные проекты утверждаются распоряжениями Правительства РФ.

По состоянию на 01.11.2008 в рамках деятельности Инвестиционного фонда РФ решениями Правительства РФ утвержден 21 проект, имеющий общегосударственное значение.

Перечень инвестиционных проектов, которым оказывается государственная поддержка за счет бюджетных ассигнований Фонда, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.11.2006 № 1708, включает в себя 14 проектов, имеющих общегосударственное значение:

  • строительство в г. Санкт-Петербурге автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр";
  • строительство в г. Санкт-Петербурге Орловского тоннеля под р. Невой в рамках развития Волго-Балтийского водного пути;
  • строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск;
  • строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км;
  • комплексное развитие Нижнего Приангарья;
  • создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области;
  • комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамске;
  • строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва;
  • строительство и последующая эксплуатация многопрофильного перегрузочного комплекса "Юг-2" в морском торговом порту Усть-Луга;
  • организация производства интегральных микросхем на пластинах диаметром 300 мм с проектными нормами 65-45 нм;
  • промышленный комплекс г. Новомосковск Тульской области;
  • организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Хельсинки;
  • реконструкция участка Оунэ - Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань;
  • комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области.

В рамках реализации указанных проектов предполагается строительство:

  • автомобильных дорог (5 автодорог, 1 тоннель, 1 мостовой переход);
  • объектов железнодорожной инфраструктуры (4 железнодорожные линии, 1 тоннель, 1 мостовой переход, 1 железнодорожная станция);
  • объектов энергетики и электросетевого хозяйства (8 объектов);
  • комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
  • объектов портового хозяйства (1 проект);
  • объектов водоснабжения и водоотведения (1 проект);
  • объектов промышленности (1 производство).

Общая стоимость проектов составляет в ценах соответствующих лет 1265,3 млрд руб. (включая НДС), в том числе объем бюджетных ассигнований Фонда - 363,6 млрд руб.

Перечень проектов, по которым в рамках Фонда разрабатывается проектная документация, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 18.08.2007 № 1082-р, содержит 7 проектов, имеющих общегосударственное значение:

  • разработка проектной документации на строительство и эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" (от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар до Новороссийска) на участках 21-й км - 117-й км и 330-й км - 464-й км;
  • разработка проектной документации на строительство и эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги "Краснодар - Абинск - Кабардинка";
  • разработка проектной документации на строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 58-й км - 684-й км (с последующей эксплуатацией на платной основе);
  • разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Урал промышленный - Урал полярный";
  • разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии";
  • разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области";
  • разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Южная трансрегиональная водная система".

В рамках реализации указанных проектов предполагается проектирование:

  • автомобильных дорог (6 автодорог);
  • объектов железнодорожной инфраструктуры (6 железнодорожных линий);
  • объектов энергетики и электросетевого хозяйства (9 объектов);
  • горно-металлургического комбината.

Общая стоимость затрат на разработку проектной документации составляет в ценах соответствующих лет 41,0 млрд руб. (включая НДС), в том числе бюджетные ассигнования Фонда - 36,1 млрд руб.

В целом в рамках реализации проектов, имеющих общегосударственное значение, на 1 руб. бюджетных ассигнований Фонда приходится около 2,5 руб. собственных и заемных средств инвесторов (без учета строительства объектов капитального строительства государственной собственности и собственности инвесторов в соответствии с проектами, для реализации которых разрабатывается проектная документация).

Начиная с июня 2008 г. Минрегионом России ведется работа по отбору проектов, имеющих региональное или межрегиональное значение.

По состоянию на 01.11.008 в Минрегион России поступило 49 заявок на поддержку региональных проектов от 32 субъектов РФ.

Общая стоимость указанных проектов - около 200 млрд руб., в том числе общая сумма запрашиваемых средств Инвестиционного фонда РФ - более 27 млрд руб., общая сумма средств бюджетов субъектов РФ - более 13 млрд руб.

В рамках реализации этих проектов на 1 руб. бюджетных ассигнований Фонда планируется привлечь около 5,6 руб. собственных и заемных средств инвесторов.

В целях обеспечения принятых расходных обязательств по реализации инвестиционных проектов Минфином России при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования Фонда по факту формируются, исходя из необходимости обеспечения финансирования утвержденных инвестиционных проектов.

В настоящее время объем принятых расходных обязательств по инвестиционным проектам, утвержденным распоряжениями Правительства РФ № 1708-р и № 1082-р, включая расходы на оплату услуг инвестиционных консультантов, составляет 1417,5 млрд руб.

При этом в рамках деятельности Инвестиционного фонда РФ предусматривается реализация следующих проектов, которые в настоящее время включены в ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)", что потребует в 2009-2015 гг. увеличения бюджетных ассигнований Фонда на 670,1 млрд руб.:

  • создание и последующая эксплуатация на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска) на участках 21-й км - 117-й км и 330-й км - 464-й км;
  • строительство скоростной автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург на участке 58-й км - 684-й км (с последующей эксплуатацией на платной основе);
  • строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области;
  • "Урал промышленный - Урал полярный" (строительство железнодорожных линий "Полуночное - Обская - Салехард" и "Салехард - Надым").

Заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прорабатываются предложения по совершенствованию порядка формирования и использования Фонда.

В частности, предусматриваются:

1.  Упрощение процедуры подачи и рассмотрения заявок на предоставление бюджетных ассигнований Фонда путем внедрения системы "одного окна" и сокращения числа представляемых инициатором проекта документов. Предлагаемый механизм с учетом четкой регламентации сроков и действий участников отбора проекта позволит повысить оперативность принятия решений в отношении поступающих заявок, значительно сократить сроки рассмотрения вопроса о предоставлении государственной поддержки проектам за счет бюджетных ассигнований Фонда, освободить инициатора проекта от необходимости получения заключений на проект от федеральных органов исполнительной власти и инвестиционного консультанта, возложив функции по межведомственному согласованию проектов на Минрегион России.

2.  Утверждение четкой процедуры рассмотрения заявок и принятия по ним решений Инвестиционной комиссией по проведению отбора проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Фонда, и Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение. Предлагаемый механизм направлен на повышение прозрачности и публичности процедуры отбора проектов, а также на повышение мобильности Фонда, что является важным фактором развития ГЧП.

3.  Возложение функций по анализу проектов, выполняемых в настоящее время негосударственными инвестиционными консультантами, на государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". Оценка Внешэкономбанком соответствия проекта критериям финансовой, бюджетной и экономической эффективности позволит повысить уровень ответственности за качество выполняемых работ и снизить расходы инициаторов и федерального бюджета на экспертизу проекта.

4.  Установление в качестве критерия отбора проектов их соответствия Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., отраслевым стратегиям развития, стратегиям социально-экономического развития субъектов РФ. Предлагаемые изменения позволят отбирать наиболее приоритетные проекты, отвечающие отраслевым и территориальным планам развития, что будет способствовать повышению конкурентоспособности территорий Российской Федерации и отраслей экономики.

5.  Объединение в один проект этапа проектирования и этапа строительства объектов капитального строительства. Указанное изменение исключает необходимость повторного отбора проектов, в рамках которых осуществляется строительство объектов капитального строительства, проектная документация на которые разрабатывалась с привлечением бюджетных ассигнований Фонда. Таким образом, принятие решения о предоставлении бюджетных ассигнований Фонда на проектирование будет гарантировать выделение средств на строительство. Одновременно с этим предусматривается проведение необходимой экспертизы проекта после получения положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию в целях подтверждения сохранения соответствия проекта критериям эффективности. В связи с тем, что разработка проектной документации включается в единый со строительством проект, одновременно предусматривается увеличение предельных сроков реализации проектов, имеющих общегосударственное значение, до 10 лет.

6.  Увеличение минимальной стоимости проектов, имеющих общегосударственное значение, до 10 млрд руб., что будет способствовать отбору и финансированию наиболее значимых проектов.

7.  Уточнение форм предоставления бюджетных ассигнований Фонда. Намечено установить, что бюджетные ассигнования Фонда предоставляются в следующих формах:

  • осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (включая финансирование разработки проектной документации);
  • предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования создания объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности (включая финансирование разработки проектной документации);
  • направление бюджетных ассигнований в уставные капиталы открытых акционерных обществ, в том числе путем участия в их учреждении, в целях создания объектов инфраструктуры государственного и (или) муниципального значения, необходимых для обеспечения осуществления государственных и муниципальных полномочий в соответствии с федеральными законами.

8.  Включение в Правила определений основных используемых в них терминов и понятий в целях недопущения неоднозначного толкования и применения Правил на практике.

9.  Введение требований к инвестиционным соглашениям, регулирующим взаимоотношения участников реализации проектов, включая требования к их взаимным обязательствам, а также требований к соглашениям о предоставлении субсидий бюджетам субъектов РФ и бюджетам муниципальных образований.

*По материалам выступления на заседании Правительства Российской Федерации (Москва, 27.11.2008).

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100