написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (37) Декабрь 2008

Материалы заседания Государственного совета "О мерах по развитию национальной конкурентоспособности в условиях мирового финансового кризиса" (Ижевск, 18.11.2008)

Выступление Э.С.Набиуллиной, министра экономического развития Российской Федерации

Национальная конкурентоспособность - это такое состояние институциональной среды, такой уровень развития человеческого капитала и такая эффективность бизнеса, которые позволяют нашим товарам и услугам успешно конкурировать не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. В последние годы наша конкурентоспособность в целом росла, и прежде всего - по показателям эффективности бизнеса. В частности, удавалось поддерживать относительно высокие темпы роста производительности труда: 6-7% в год, что превышало темпы укрепления реального курса рубля. В то же время надо признать, что пока мы находимся лишь на подступах к созданию действительно конкурентоспособной экономики. И в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. на основе анализа тех вызовов, с которыми наша страна будет сталкиваться в ближайшие годы, мы сформулировали основные направления повышения конкурентоспособности.

Во-первых, это повышение качества человеческого капитала, который в современных условиях является ключевым фактором конкурентоспособности. И мировой кризис не отменяет, по сути дела, значение этого важнейшего фактора. И от качества человеческого капитала будет зависеть способность экономики и в будущем, и сейчас к постоянному технологическому обновлению, к появлению новых секторов и гибкой реакции на изменение конъюнктуры.

Второе направление - это технологическое обновление и развитие собственно национального инновационного потенциала.

В-третьих, это диверсификация экономики и экспорта, создание мощного сектора обрабатывающих производств, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Мы не можем и далее так зависеть от развития нескольких, пусть глобально конкурентоспособных, секторов сырьевых и энергетических. И реально диверсификация нашей экономики и будет означать конкурентоспособность всей экономической системы, а не только отдельных секторов или отдельных предприятий. И, по сути дела, мировой экономический кризис заставляет нас ускоряться по созданию более диверсифицированной структуры нашей экономики.

В-четвертых, это развитие инфраструктуры, физической инфраструктуры, которая должна обеспечить мобильность людей и товаров и создать условия для появления новых эффективных секторов экономики, новых проектов. И, по сути, это также условие для конкурентной борьбы с другими странами за транзитные грузовые потоки.

И, в-пятых, создание институциональной среды, которая бы способствовала тому, чтобы каждое предприятие, каждый человек повышал свою конкурентоспособность. В качестве примера, к сожалению негативного, можно привести несовершенство институтов в области земельных отношений, в области рынка недвижимости, которое в последние годы стало одним из самых важных барьеров для развития бизнеса. Это стратегические направления повышения конкурентоспособности. Я думаю, в текущих условиях нам не стоит о них забывать, потому что они действительно закладывают основу для того, чтобы страна выходила из нынешней ситуации более конкурентоспособной.

Вместе с другими ведомствами мы сейчас уточняем прогноз на 2009 г., а также последующие 2 года. И понятно, что в следующем году и, возможно, в 2010 г. темп экономического роста снизится по сравнению с нашими бюджетными ориентирами, опиравшимися на прогноз сохранения довольно высоких, хотя имеющих тенденцию к снижению, цен на нефть. И параметры корректировки прогноза будут зависеть не только от глубины мирового кризиса, но и в значительной степени от эффективности наших собственных мер по стабилизации развития.

В настоящее время российская экономика проходит этап, который определяет довольно многое на ближайшие годы. И наша задача состоит в том, чтобы экономика продолжала нормально работать, а издержки, вызванные негативными факторами, были минимальными. Именно на это направлен одобренный Правительством план действий по оздоровлению ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Вместе с тем мы вступаем в период очень жесткой структурной перестройки экономики. И, теряя в темпах роста, мы обязаны выиграть в повышении эффективности, по сути, на всех уровнях управления: и в частных компаниях, и при реализации государственных проектов. И в государственном управлении необходимо резкое снижение издержек, и, по сути дела, это должен быть наш первый ответ на кризис.

В докладе, представленном рабочей группой Госсовета, сформулирован ряд дополнительных мер, направленных на поддержание конкурентоспособности секторов экономики в краткосрочном и среднесрочном периоде. Мы их в целом поддерживаем. Так, на наш взгляд, необходимо использовать мало задействованные на сегодняшний день длинные финансовые ресурсы. В первую очередь речь идёт о средствах пенсионной системы, институтов развития. Такие меры уже заложены в принятом Правительством плане.

Кстати, про институты развития. Возможно говорить и об их дополнительной капитализации, но в 2008 г. на капитализацию институтов развития и банков уже было потрачено более 1 трлн 300 млрд руб., включая 950 млрд руб. предоставления субординированного кредита, дополнительную капитализацию Россельхозбанка, Росагролизинга, ВЭБа. И надо сказать, что эта сумма в 2 раза больше, чем мы израсходовали в 2007 г. на капитализацию институтов развития. Однако, возможно, будет необходимо рассмотреть и увеличение этих средств.

Также в дополнение к уже существующим инструментам предлагается проработать ряд новых, в том числе проработать механизмы покупки или вхождения в капитал стратегических предприятий.

Особо отмечу следующее. Наши меры, помимо решения задач текущего момента, должны не просто уменьшить масштаб потерь от мирового кризиса, но и обеспечить сохранение основного вектора развития, перехода к инновационной экономике, более эффективной и, в конечном счете, более справедливой. И в первую очередь речь идёт о стимулировании инновационной активности. Не секрет, что расходы на инновации, наряду с сокращением инвестпрограмм, - это первые кандидаты на уменьшение при оптимизации компаниями своих расходов в условиях кризиса. И так низкая доля инновационно активных предприятий: сейчас это менее 10%; минимальные расходы на НИКОР, ВВП могут снизиться. И важно предусмотреть меры, которые позволят сохранить инвестиции в НИОКР хотя бы на текущем уровне и в значительной степени повысить их эффективность. В докладе такие меры предложены. Особое внимание необходимо уделить и активизации технологической политики естественных монополий и компаний с государственным участием.

Другая задача, важнейшая с точки зрения долгосрочной конкурентоспособности, но которая способна дать отдачу и в краткосрочной перспективе, - это задача повышения энергоэффективности. И, на наш взгляд, начать необходимо с бюджетного сектора. Такие решения уже приняты Правительством - и о том, что будут подготовлены специальные программы по повышению энергоэффективности именно в бюджетном секторе. Бюджетные организации должны научиться работать в рамках жёстких финансовых ограничений и постоянной экономии. Потенциал снижения энергоёмкости здесь очень велик: по нашим оценкам, в бюджетном секторе - не менее 20-30% в течение 2-3 лет. На наш взгляд, это должно стать правилом не только для организаций федерального уровня. Но мы надеемся и на то, что на уровне регионов будут приняты соответствующие решения.

Сегодня уже говорилось о развитии малого и среднего бизнеса, и малый бизнес страдает более всёго от снижения объемов кредитования, роста процентных ставок, ужесточения условий выдачи кредитов. При этом малый и средний бизнес, как правило, кредитовался в региональных банках, испытывающих сейчас наибольшие проблемы. Поэтому задача у нас - доведение кредитов не только до крупных, системообразующих компаний, на что были направлены и первоочередные меры Правительства, но и до малого бизнеса. На наш взгляд, нам необходимо разработать новый механизм вовлечения крупных банков в кредитование малого бизнеса, но также необходимо создать условия, чтобы работоспособные региональные банки могли выстоять и продолжать кредитование малого бизнеса. Мы приняли решение об увеличении программ поддержки малого бизнеса из федерального бюджета. Это те средства, которые предоставляются, будут увеличены в 2,5 раза, в 3 раза возрастет программа кредитования малого бизнеса, осуществляемая Внешэкономбанком. При этом мы считаем необходимым изменить механизм финансирования со стороны ВЭБа для того, чтобы региональные банки получили более простой доступ к этим средствам.

В целом, на наш взгляд, стоит больше увязывать поддержку, которую мы оказываем реальному сектору экономики, не только с величиной конкретного предприятия, важностью его с точки зрения социальной ситуации в регионе, но и с реализацией мероприятий по повышению эффективности его деятельности - как в части снижения энергоёмкости производства, так и в части развития инновационной активности.

Сегодня уже отмечалось, что кризис создаёт и новые возможности для России. Важнейшими мерами, которые обозначены и в докладе, и, по сути дела, характеризуют новое окно возможностей, является развитие высокотехнологичных секторов - и в том числе поддержка приобретения зарубежных высокотехнологичных активов. Разумеется, речь идёт не столько о покупке миноритарных пакетов крупнейших высокотехнологичных корпораций, по большому счёту это нам ничего не даёт, - нам нужны инжиниринговые, проектные и дизайнерские компании и подразделения, нужны активы по тем направлениям технологий, где у нас нет своих заделов, но где прогнозируется технологический прорыв и где на основе этих активов могут быть созданы целые кластеры и новые рынки высокотехнологичной продукции. И, на наш взгляд, нужно ориентировать и частные компании, и технологические госкорпорации, такие как Ростехнология, Роснанотех, на встраивание таких активов в существующие и перспективные производственные проекты на территории России.

И конечно, нам нужно увеличивать масштабы поддержки экспорта, то есть тех компаний, которые находят ниши даже на съёживающихся внешних рынках. И такие решения по увеличению федеральной поддержки экспорта продукции нами приняты, и соответствующие пункты отражены в плане.

Кроме того, считаем необходимым продолжить развитие инфраструктуры, современной высокотехнологичной инфраструктуры. Без этого достижение долгосрочных задач малореально.

В то же время с учётом сложившейся ситуации нужно дополнительно проанализировать наши планы и по электроэнергетике, и по транспорту, с тем, чтобы особый упор сделать на реализации проектов, которые наиболее важны с точки зрения содействия развитию экономики, появлению новых проектов. И конечно, осуществлять эти проекты нужно при сокращении издержек и повышении эффективности.

По сути, кризис практически всегда обостряет конкуренцию, и выживают наиболее эффективные, и это очень хорошая тенденция. У нас будет и обостряться конкуренция, и, по сути дела, ускоряться консолидация. И поэтому важно сейчас сконцентрировать действия по ключевым направлениям, которые ещё раз давали бы возможность не только реагировать на текущий момент, но и повышали нашу конкурентоспособность в долгосрочном плане. И здесь очень важно снижать издержки, повышать эффективность, производительность труда, энергоэффективность и сделать ставку на технологическую модернизацию, обновление и развитие современной инфраструктуры.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100