Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (37) Декабрь 2008

Государственно-частное партнерство как перспектива социально-экономического развития Республики Тыва

Тен С.И., первый заместитель Председателя Правительства Республики Тыва

Республика Тыва является регионом, чей ресурсный потенциал до настоящего времени оставался незамеченным. С приходом крупных промышленных компаний в регион, поддержкой федерального центра, а также мерами, предпринимаемыми Правительством Республики Тыва, экономика региона открывает новую страницу в развитии социальной и экономической сферы. Возросший интерес со стороны крупного бизнеса еще раз подтверждает высокую инвестиционную привлекательность региона. Так, на сегодняшний день на территории Республики реализуются крупные инвестиционные проекты таких компаний, как "Норильский никель", "Объединенная промышленная корпорация", "Южкузбассуголь", "Базовый элемент".

Также в Тыве ведут свою работу ряд иностранных компаний, в их числе и предприятия крупнейшей в Китае горной корпорации «ZiJin» (ООО «Лунсин»). Суммарный объем инвестиций по проектам составит более 100 млрд руб.

В целях развития инвестиционной деятельности региона в Тыве действует ряд законов и нормативных документов, регулирующих инвестиционные процессы: Концепция инвестиционной политики, определяющая основные направления инвестиционной деятельности, Закон Республики Тыва об инвестиционной деятельности.

Инфраструктурные проекты. Государственно-частное партнерство

Развитие и модернизация транспортной инфраструктуры в ближайшей перспективе определены руководством страны как один из приоритетов ее социально-экономического развития.

12.12.2007 распоряжением Правительства РФ № 1791-р проект «Строительство железнодорожной линии Кызыл-Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва» внесен в перечень инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда РФ, а 22.03.2007 Правительственная комиссия по инвестиционным проектам одобрила софинансирование данного проекта в объеме 49,2 млрд руб., что является половиной от расчетной стоимости строительства железной дороги. Финансирование остальной 50% доли строительства железной дороги осуществляется за счет средств частного инвестора - "Объединенной промышленной корпорации", которая планирует, кроме того, вложить 33 млрд руб. на создание Элегестского угледобывающего комплекса в Тыве с проектной мощностью 12 млн тонн угля в год.

Проект интересен не только своим масштабом и технологическими задачами, которые предстоит решить при строительстве дороги, но и огромным влиянием, которое он окажет на развитие всего производственного комплекса и экономики региона.

Существующий в Тыве дефицит электроэнергии планируется также ликвидировать с помощью принципов государственно-частного партнерства (ГЧП). Правительством Республики Тыва прорабатывается вопрос о софинансировании проекта строительства теплоэлектростанции за счет бюджетных средств Инвестиционного фонда РФ и средств частного инвестора. Инициатором строительства объекта является ООО «Тувинская энергетическая компания» (структура «Базовый элемент»).

В соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 28.05.2008 № 298 проект строительства тепловой электростанции на углях Каа-Хемского разреза признан особо значимым инвестиционным проектом Республики Тыва.

Для строительства промышленных объектов и железной дороги потребуется огромное количество строительных материалов. Однако в Тыве, обладающей большими запасами сырья для производства разнообразных стройматериалов, в настоящее время практически отсутствуют предприятия, выпускающие цемент, кирпич, вяжущие, тепло и шумоизоляционные материалы, щебень и т.д. Тем самым удовлетворение стремительно нарастающего спроса на эти материалы - задача номер один Правительства Республики Тыва.

Так, например, на основе Хайыраканского месторождения возможно строительство цементного завода мощностью до 1 млн тонн цемента в год, существует также возможность восстановления Кызылского керамзитового завода, завода по производству железобетонных изделий, кирпичных заводов и т.д. Сектор стройиндустрии в Тыве становится одним из наиболее привлекательных для потенциальных инвесторов.

Реализация инвестиционных проектов на основе ГЧП позволит Тыве не только решить социально-экономические проблемы, но и стать одним из крупных промышленных центров.

Инвестиционный потенциал

Республика Тыва обладает высоким минерально-сырьевым потенциалом. Здесь выявлены месторождения каменных углей, черных, цветных, благородных и редких металлов, нерудного сырья, подземных питьевых и минеральных вод, разведано 20 месторождений полезных ископаемых с утвержденными запасами. Но в силу расположения Республики в горной местности, отсутствия железной дороги и труднодоступности большей части территории значительное число перспективных рудопроявлений не получило должной оценки даже во времена государственного планирования. По этой же причине число освоенных и подготовленных к промышленному освоению месторождений представлено единицами. За годы перехода к рыночной экономике положение в Тыве еще более осложнилось, структура хозяйства претерпела негативную деформацию.

Вместе с тем Республика Тыва по совокупности геополитических условий, природно-климатических, природно-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов является инвестиционно-привлекательным регионом. Ее привлекательность обусловлена следующими6 факторами.

Первое. В Республике Тыва разведаны месторождения цветных, редких и благородных металлов, каменного угля, железных руд, нерудного сырья для стройиндустрии, пресных и минеральных вод. Имеющийся ресурсный потенциал обеспечивает все необходимые предпосылки для создания высокорентабельных горно-металлургических производств по глубокой переработке руд Тарданского золоторудного, Улуг-Танзекского тантал-ниобиевого, Терлигхаинского ртутного, Таштыгского литиевого, Кызыл-Таштыгского свинцово-цинкового, Кара-Сугского месторождения флюорит-барит-седеритовых руд и других месторождений.

Второе. Тыва имеет благоприятные условия для развития топливно-энергетического комплекса. Ресурсный потенциал комплекса представлен крупными запасами коксующихся и энергетических каменных углей. Создается возможность организации промышленной добычи высокосортного угля для производства металлургического кокса, углеродных материалов, моторного топлива, полимеров, биогуматов.

Третье. Ресурсный потенциал стройиндустрии на основе освоения местного минерального сырья в состоянии обеспечить выпуск 115-120 тыс. тонн высокосортного асбестового волокна. На территории Республики эксплуатируется крупнейшее Ак-Довуракское месторождение хризотил-асбеста. Некоторые текстильные сорта асбеста по качеству не уступают известному «баженовскому» на Урале. Разведаны и подготовлены к освоению более 20 месторождений различных строительных материалов.

Четвертое. Более 8 млн га территории Республики покрывают леса. В них преобладают сибирская лиственница, кедр, сосна, ель, тополь, осина. Общий запас древесины составляет 1 млрд м3, расчетная лесосека - 2,5 млн м3 в год.

Пятое. Имеются широкие возможности развития туристского бизнеса, санаторно-курортного лечения и отдыха. Этому способствуют богатство и разнообразие животного и растительного мира Тывы, наличие большого числа природных и археологических памятников, целебных грязевых озер, минеральных и пресных источников, сохранившаяся первозданная чистота и красота природы.

Шестое. К благоприятным условиям инвестиционной деятельности в Республике следует отнести наличие свободных производственных площадей и трудовых ресурсов.

Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 г.

21.02.2008 Постановлением Правительства Республики Тыва № 91 одобрена Стратегия социально-экономического развития Республики до 2020 г., которой определено социально-экономическое положение и основные направления развития региона.

Республика Тыва является самым молодым субъектов РФ. Из аграрного региона за менее чем полувековой период она к началу 1990-х годов стала агропромышленным регионом. Производство промышленной продукции в расчете на душу населения было всего в 5 раз меньше, чем в среднем по России, а производство сельскохозяйственной продукции вышло на уровень 75% от среднероссийского.

В XXI в. Тыва вошла с положительной динамикой изменения социально-экономического положения. В результате принимаемых мер удалось не только остановить спад производства, но и увеличить объемы производства в отдельных отраслях, в том числе в цветной металлургии, легкой промышленности, лесной и деревообрабатывающей отраслях промышленности.

Итоги 2007 г. показали умеренно стабильный рост в отраслях экономики.

Так, например, рост в действующих ценах ВРП в 2007 г. составил 42,3%, объема промышленной продукции - 22,6%, инвестиций - 7,2%, валовой продукции сельского хозяйства - 12,9%, оборота розничной торговли - 17,8% и объема платных услуг - 26,4%.

Численность населения, занятого в экономике, в 2007 г. составила 108,1 тыс. человек, в сравнении с 2006 г. увеличилась на 3,3 тыс. человек (рост на 3,1%).

В промышленной отрасли на сегодняшний день действуют 222 предприятия всех форм собственности, из которых 156 относятся к категории крупных и средних. Объем производства продукции в 2007 г. составил 3,7 млрд руб., рост в сопоставимых ценах - 3,1%. Основные отрасли - электроэнергетика, топливная (угольная), цветная металлургия (золото), лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая.

В сельском хозяйстве действуют 636 предприятий всех форм собственности, из которых 338 относятся к категории малых сельскохозяйственных предприятий, 72 крупных и средних, 226 аратских (крестьянских) хозяйств, а также 34,4 тыс. семей имеют личные подсобные хозяйства. Объем валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в действующих ценах возрос с 2,9 млрд руб. в 2006 г. до 3,2 млрд руб. в 2007 г., или увеличился на 12,9% в действующих ценах.

В строительном комплексе Республики действуют 149 предприятий и организаций, которые обеспечивают строительство, реконструкцию и техническое перевооружение основных фондов предприятий и учреждений всех отраслей Тывы. Объем инвестиций в 2007 г. по данному направлению за счет всех источников финансирования составил 2116 млн руб., в том числе за счет федерального бюджета - 657,8 млн руб., бюджетов субъектов РФ - 543,4 млн руб. Рост по сравнению с 2006 г. составил 7,2%.

Всего за 2007 г. всеми видами транспорта было перевезено 3,1 млн тонн грузов. Пассажирооборот составил 742,8 млн км, что на 3,8% выше уровня 2006 г.

В течение последних лет в Республике наиболее стабильно развиваются услуги связи вследствие внедрения новых средств (мобильная связь, электронная почта) и модернизации традиционных методов передачи и предоставления информации (киберденьги, экспресс-почта, дополнительные услуги телефонной связи), а также бытовые услуги, услуги физической культуры и спорта, правовые услуги. Так, предприятиями связи в 2007 г. оказано услуг на сумму 510,4 млн руб. (из них населению - на 246,8 млн руб.), с ростом на 41%.

Показатель внешнеторгового оборота Республики Тыва за 2007 г. составил 4,22 млн долл. США в стоимостном выражении. Объем экспорта составил 0,79 млн долл. США, импорта - 3,43 млн долл. США.

Индекс потребительских цен в 2007 г. составил 110,8%, в том числе на товары - 111,1%, платные услуги - 109,3%. Показатели уровня жизни и доходовнаселенияпродолжаютиметь положительную динамику. В 2007 г.среднедушевые денежные доходы населения составили 5999 руб., с ростом на 27,1% к предыдущему году.

Численность трудовых ресурсов составила 187 тыс. человек, или возросла на 2,7 тыс. человек. Общая численность безработных за 2007 г. составила 22,4 тыс. человек и снизилась на 14,7% к соответствующему уровню предыдущего года.

Анализ социально-экономического положения Республики, ее история обусловливают, с одной стороны, необходимость сохранения традиционного уклада жизни, с другой - требуют интенсивного развития экономики и социальной сферы региона. Кроме этого важнейшей особенностью Тывы является благоприятная демографическая ситуация на ее территории на фоне неудовлетворительного положения в общероссийском масштабе.

Исходя из вышеизложенного, на долгосрочную перспективу Стратегией социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 г. определена миссия региона: долгосрочное развитие Республики Тыва как традиционного аграрного и приграничного региона России через эффективное и бережное использование природного потенциала, обеспечение всех условий для темпов роста экономики и благополучия граждан не ниже среднероссийского уровня, новое освоение территории и создание многоукладной экономики с учетом особенностей каждого района Республики, развитие добрососедских отношений с соседними регионами и странами и полное вхождение в общероссийское экономическое пространство.

Реализации указанной миссии будут способствовать определенные стратегией задачи, а также наиболее крупные инвестиционные проекты, реализуемые на территории Республики Тыва.

Основные комплексы задач, определенные стратегией:

1. Обеспечение устойчивых темпов экономического роста:

  • увеличение доли отраслей, производящих товары, в ВРП за счет интенсивного развития электроэнергетики, горнодобывающей промышленности, цветной металлургии, лесопромышленного комплекса, легкой промышленности, пищевой промышленности, сельского хозяйства, строительного комплекса;
  • развитие отраслей, производящих услуги, в балансе с ростом потребностей населения: в первую очередь - развитие туризма и санаторно-курортного обслуживания и предоставления платных услуг населению;
  • науки и инновационных технологий.

2. Улучшения уровня и качества жизни населения:

  • развитие систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и духовного развития;
  • развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры;
  • содействие строительству социального и коммерческого жилья.

3. Обеспечение свободного и надежного доступа Республики к внутрироссийской транспортной инфраструктуре и международным путям сообщения:

  • строительство железной дороги, связывающей Республику Тыва с российской сетью железных дорог;
  • сохранение и развитие автодорожной сети федерального и регионального значения;
  • развитие международного воздушного сообщения через территорию Республики.

Реализация всех мероприятий Стратегии позволит обеспечить рост собственных доходов бюджета Республики в 7,9 раза, что говорит о радикальном изменении социально-экономического климата в Тыве: увеличении расходов на социальные программы, в том числе на строительство и оснащение социальных объектов, строительство социального жилья; о возможности увеличить объем инвестиций в республиканскую экономику.

Рост доходов бюджета обеспечивается динамичным развитием горнодобывающей, обрабатывающей промышленности Республики, а также развитием аграрного комплекса.

К примеру, ожидается, что численность работников социальной сферы и, соответственно, количество социальных объектов вырастет на 20%. При этом средняя заработная плата на новых рабочих местах в среднем по Республике составит около 20 тыс. руб.

Следствием развития аграрного комплекса является более активное развитие легкой и пищевой промышленностей, которые, предположительно, вырастут в 1,36 и 1,2 раза соответственно. Такой прирост обеспечивается за счет более эффективного ведения сельскохозяйственной деятельности: увеличения урожайности в растениеводстве и выхода продукции на единицу поголовья скота.

В развитии лесопромышленного комплекса также ожидается рост более чем на 50%. Будет создан мощный лесозаготавливающий и перерабатывающий комплекс, благодаря чему будут получены не только экономический, социальный и бюджетный эффекты, но и дополнительный экологический эффект - существенно вырастет рубка главного пользования, которая в последние годы резко сократилась, из-за чего ухудшилась структура лесного фонда Республики. Активное лесопользование определит и комплекс интенсивных лесовосстановительных мероприятий, которые в настоящее время проводятся в ограниченном объеме.

Рост объема заготовки древесины в Восточных и Южных кожуунах вернет квалифицированных работников в лесоперерабатывающую отрасль из других секторов экономики, куда произошел их переход в связи с тем, что градообразующие лесозаготовительные предприятия практически прекратили заготовку древесины и население стало заниматься охотой, сбором ягод, грибов либо выезжать из поселков.

Развитие туристического и санаторно-курортного комплекса Республики предусматривает ввод в строй большого числа объектов туристической инфраструктуры. Такого результата можно добиться за счет роста собственных доходов жителей Тывы и компенсации части их расходов на лечение и отдых предприятиями и республиканским бюджетом. Следовательно, будет обеспечена социальная справедливость, что позволит укрепить здоровье тувинцев и социальный климат Тывы.

Таким образом, определенные Стратегией цели, задачи и мероприятия по развитию Республики Тыва до 2020 г. предусматривают снижение дотационности бюджета с 79% в 2005 г. до 20% в 2015 г., а к 2020 г. ожидается превышение доходов над расходами.

Ожидается рост следующих показателей к 2020 г. (в процентах к уровню 2006 г. в постоянных ценах):

  • валовой региональный продукт - в 7 раз;
  • промышленное производство - в 4,3 раза;
  • сельское хозяйство - в 5 раз;
  • средняя начисленная заработная плата - в 3,9 раза;
  • среднедушевые денежные доходы населения - в 3,6 раза;
  • объем инвестиций - в 8,4 раза;
  • численность занятых в экономике вырастет в 1,6 раза и составит 169 тыс. человек.

Уникальное геополитическое положение, богатейшие лесные и водные ресурсы, значительная минерально-сырьевая база, разнообразные природно-рекреационные возможности, научный, трудовой и культурный потенциал позволят Тыве занять особое место с точки зрения инвестиционной привлекательности среди сибирских и европейских регионов России.

***

Месторождения полезных ископаемых, предлагаемые в пользование на 2008 г.:

1.  Ак-Сугский рудный узел, Тоджинский район. Запасы меди: Р3 - 958 тыс. т, Р2 - 2468 тыс. т, Р1 - 2839 тыс. т; молибдена: Р3 - 25,3 тыс. т; Р2 - 102 тыс. т; Р1 -127,2 тыс. т.

2.  Хову-Аксинское месторождение кобальта и никеля. Общие запасы руды: В+С1 - 353 тыс. т, в том числе кобальта - 7824 т, никеля - 10 100 т; кат. С2 - 343 тыс. т руды, в том числе кобальта - 5708 т, никеля - 6600 т. Попутные компоненты: висмут - 342 т, мышьяк - 54 200 т, медь - 2400 т, серебро - 51 т.

3.  Улуг-Танзекское месторождение, Эрзинский район. Запасы руды: А+В+С1 - 486,9 млн т, С2 - 275,9 млн т, в том числе пятиокиси тантала А+В+С1 - 75,3 тыс. т, С2 - 39,3 тыс. т; пятиокиси ниобия А+В+С1 - 711 тыс. т, С2 - 358,6 тыс. т.

4.  Участок Аржан базальты, Пий-Хемский район. Запасы: С1 - 3441,7 тыс. т.

5.  Ильинское месторождение доломитов (блок З-С1), Каа-Хемский район. Запасы С1 - 240,2 тыс. т.

6.  Хайраканское месторождение известняков, Улуг-Хемский район. Запасы: А+В+С1 - 19 223 тыс. т.

7.  Карачатское месторождение глин, Улуг-Хемский район. Запасы: В+С1 - 5836 тыс. т.

8.  Улатайское месторождение железных руд, Овюрский район. Запасы: С1 - 248 тыс. т.

9.  Октябрьское золоторудное поле, Тоджинский район. Прогнозные ресурсы кат. Р1 - 14 т.

10. Баянкольское месторождение, Тере-Хольский район. Запасы руды категории С1 -304,7 млн т, С2 - 41,4 млн т, в том числе в контуре карьера: руда С1 - 246,2 млн т.