написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (37) Декабрь 2008

Материалы заседания Государственного совета "О мерах по развитию национальной конкурентоспособности в условиях мирового финансового кризиса" (Ижевск, 18.11.2008)

Выступление В.А.Толоконского, Губернатора Новосибирской области

Задача укрепления национальной конкурентоспособности является стержнем стратегии развития России до 2020 г., главным вектором практической деятельности органов государственной власти, отечественного бизнеса и науки.

За последние годы Россия, безусловно, укрепила свою конкурентоспособность, в развитии экономики появились такие позитивные тенденции, как ускоренный рост инвестиций, начавшееся в ряде секторов масштабное перевооружение производства на новой технологической основе, рост производительности труда, повышение доли прибыльных предприятий. В результате имеем вполне благополучную макроэкономическую ситуацию, необходимую устойчивость экономики и динамику развития.

Однако в условиях развивающегося финансового кризиса, объективной вовлечённости российской экономики в негативные процессы, связанные с ним, совершенно необходимо определить адекватные меры, чтобы Россия вышла из кризисного периода структурно обновленной и глобально более конкурентоспособной.<…>

Первое, на чем хотел бы заострить внимание, - это созвучие мер оперативного характера, предложенных членами рабочей группы, субъектами РФ, другими заинтересованными участниками, содержащихся в том пакете, который утверждён Правительством РФ как план действий, направленный на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Реализация этих мер крайне необходима не только для стабилизации ситуации в банковской сфере и отраслях, находящихся в существенной зависимости от привлечённых средств. Это те меры, которые должны убедить бизнес и граждан в готовности государства действовать быстро и решительно в общих интересах. Это конкретные шаги, которые направлены на укрепление доверия и сотрудничества, о необходимости которых в современных условиях говорилось в Послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию.

Первое. Сейчас задача состоит в том, чтобы не потерять время на разработку и согласование соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов, а также всевозможных порядков их исполнения, не допустить несогласованности действий разного уровня структур. Нужно наладить принципиальный и эффективный контроль, особенно там, где это связано с использованием финансовых ресурсов. Необходимость реализации таких мер называлась среди важнейших условий укрепления позиций российской экономики в новых условиях. Однако важно и то, чтобы с первых, по сути, антикризисных шагов отчётливо проявилось стремление следовать стратегическим приоритетам, концентрировать усилия на поддержке и стимулировании деятельности в сфере высокотехнологичного машиностроения и оборонно-промышленного комплекса, в разработке и производстве качественно новых продуктов, отвечающих стратегическим направлениям развития страны в научно-технологическом отношении. Мы должны быть последовательны в реализации намеченных мер поддержки и развития инфраструктурных отраслей, национальной транспортной системы, как и во всём том, что связано с поддержкой производства и глубокой переработкой сельскохозяйственной продукции.

Второе. Считаем важным подчеркнуть, что принимаемые решения и действия должны исходить из понимания того, что новая ситуация несёт в себе не только угрозы и сложности, но и открывает новые возможности, которыми мы обязаны воспользоваться. Так, в новых условиях существенно возрастает мотивация к повышению эффективности субъектов экономики, снижению издержек, модернизации управления, обновлению технологий, повышению качества продукции и её инновационности. По опыту взаимодействия с институтами Сибирского отделения РАН, другими ведущими научными центрами знаем о высокой степени готовности к внедрению целого спектра эффективных технологий переработки углеводородного сырья с применением новейших катализаторов. Разработаны и готовы к использованию уникальные технологии производства субстанций для лекарственных препаратов нового поколения, средств диагностики. Предлагаются очень эффективные энергосберегающие решения в сфере преобразования электрической энергии на основе технологий силовой электроники. Имеются и другие разработки в приоритетных направлениях инновационно-технологического развития, таких как био- и нанотехнологии, создание новых материалов и интеллектуальных информационных систем. Их активное внедрение тормозится из-за низкой восприимчивости промышленности к инновациям.

Складывающаяся экономическая ситуация должна быть использована для преодоления производственной закостенелости во многих отраслях. Именно на этом направлении должны максимально использоваться государственные институты развития.

Более того, кризис открывает дополнительные возможности усиления инфраструктуры инновационного развития. Речь идёт о благоприятных условиях для приобретения наиболее интересных в этом отношении и зарубежных активов: небольших предприятий, инжиниринговых компаний, фондов и иных институтов, обладающих инновационным потенциалом.

Как ни парадоксально звучит, но положение в строительстве, на рынке жилья именно сейчас позволяет рассчитывать на постепенное приведение в разумное состояние всей цепочки цен в отрасли, что сделает жильё более доступным для граждан, а инвестиционный процесс менее капиталоёмким. Финансовый сектор, переживающий немалые трудности, на самом деле получил серьёзный стимул и к прогрессивной трансформации, концентрации деятельности на проблемах реальной экономики. Особые возможности открываются для развития интеграционных процессов на межгосударственном уровне, и в первую очередь со странами СНГ. Это может реализоваться не только в развитии производственной кооперации и укреплении взаимосвязей на товарных рынках, но и в налаживании международных расчётов в российских рублях, формировании масштабной рублёвой зоны. Всё это создает объективные условия для превращения рубля в одну из резервных валют, к формированию в России одного из международных финансовых центров.

Понятно, что воспользоваться этими и другими возможностями получится только в том случае, если сумеем существенно повысить эффективность управления на всех уровнях, если укрепим и обеспечим результативность институтов развития, дополним их новыми, обеспечивающими гибкость и оперативность управления. В этой связи хотел бы обратить внимание ещё раз на необходимость расширения полномочий на уровне субъектов РФ для возможности действий на принципах проектного управления, концентрируясь на важнейших участках и прорывных направлениях в рамках государственно-частного партнёрства.

Третье. В ближайшие годы мы не можем допустить снижения темпов развития в той сфере, которая обеспечивает развитие человеческого капитала. Необходимо продолжить преобразования в системе общего и профессионального образования, всё больше адаптировать её к потребностям развивающейся экономики. Необходимо настроить всю систему образования и профессиональной переподготовки так, чтобы обеспечить высокую профессиональную мобильность людей на рынке труда. В последние годы выработаны неплохие решения стратегического характера, связанные с развитием науки, созданием системы воплощения знаний в новые технологии и эффективный продукт. Начались преобразования механизмов управления этой сферой. Выделены главные направления исследований и инженерного обеспечения, сформировались инновационные программы. В современных условиях требуется решительный шаг к созданию продуктов с высокой добавленной стоимостью, повышение глубины переработки сырья. Это обязывает нас усилить работу по выстраиванию такой системы взаимодействия науки и образования, которая бы обеспечила эффективное сочетание фундаментальных исследований и образовательных курсов, ориентированных на целевую подготовку специалистов для работы в конкретных сферах, решение сложных инжиниринговых задач.

Четвёртое. Мировой финансовый кризис усиливает конкуренцию за инвестиционные ресурсы. Потребность российской экономики в них огромна. В коренной технологической модернизации нуждается большинство отраслей экономики. Требуются большие вложения в развитие инфраструктуры, обновление систем жилищно-коммунального хозяйства. В предыдущем периоде сформировано много инвестиционных программ как государственных, так и корпоративных. В современных условиях мы должны быть совершенно убеждены в приоритетах, эффективности принятых решений, высоком общественном результате реализуемых проектов и программ. Это обязывает ещё раз взвесить принятые решения и сконцентрироваться на тех действиях, которые обеспечивают высокое качество нашего развития.

Большим масштабам и высоким темпам развития должны соответствовать долгосрочные финансово-кредитные ресурсы. И эту задачу необходимо решать, развивая национальную систему сбережений и накопления финансового капитала, пенсионных и страховых фондов, государственных резервов, совершенствуя систему их вовлечения в эффективные экономические проекты. Необходимо также повысить активность в реализации мер повышения инвестиционной привлекательности страны в целом и каждого региона в отдельности. Здесь у нас большие резервы и с точки зрения совершенствования законодательства, и управленческой практики, и информационной работы.

Пятое. С особым вниманием в предстоящий период государство должно подходить ко всему, что связано с развитием конкуренции в экономической сфере. Это и вопросы регулирования деятельности естественных монополий, и задачи таможенного и технического регулирования, и государственная поддержка экспорта, и защита интересов российских предприятий на мировых рынках, и многое другое, что способствует уверенной работе нашей экономики в условиях глобализации, становлению эффективных рыночных отношений внутри страны.

В этом ключе особую значимость приобретает системная задача развития малого и среднего предпринимательства. Её решение одновременно преследует и экономический, и социальный результат, формируя и укрепляя крайне необходимый для нормального функционирования экономики сектор. Мы расширяем надёжную социальную базу нового общества, способствуем развитию предпринимательства.

Шестое. Текущая ситуация, да и последующий период будут чреваты возникновением условий для проявления тех или иных напряжений в обществе. Органы власти обязаны сделать всё, чтобы минимизировать психологическую нагрузку на граждан. В частности, сейчас крайне необходимо так распорядиться ресурсами, выделенными для стабилизации ситуации на рынке строящегося жилья, чтобы застройщиками не были сорваны обязательства ни перед одним инвестором, проплатившим средства за строящееся жилье, и к этому есть все возможности. Местные органы власти должны организовать работу предельно конкретно, определить меры буквально по каждому дому. Такая же точно работа потребуется при организации помощи предприятиям в связи с возможным высвобождением некоторой части работающих. Во многих регионах России ситуация на рынке труда характеризовалась не недостатком, а скорее избытком рабочих мест, не обеспеченным потребностью в кадрах по многим специальностям. Сейчас потребуется оперативность в работе служб занятости, готовность помочь человеку найти новое место, получить необходимую подготовку. Рост бюджетных вложений в развитие транспортной и другой инфраструктуры также поддержит ситуацию на рынке труда.

Большая ответственность лежит на региональных органах власти, органах местного самоуправления, руководителях многих организаций за обеспечение надёжности и эффективности работы всех систем жизнеобеспечения, всех видов транспорта, коммунальных и дорожных служб, объектов энергетики, торговых организаций, всех видов связи. В этих условиях как никогда высока степень ответственности органов власти за устойчивость региональных и местных бюджетов, эффективность управления и использования общественных финансов. Это потребует в том числе и более чёткого взаимодействия на межбюджетном уровне.<…>

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100