Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (37) Декабрь 2008

Материалы конференции "Государственно-частное партнерство: новые возможности для развития инфраструктуры в странах с переходной экономикой" (Москва, 21-22.10.2008)

Из выступления В.А.Дмитриева, председателя Внешэкономбанка

<…>Полгода назад наблюдательный совет Внешэкономбанка утвердил стратегию развития нашего финансового института на 5 лет. Эта стратегия предполагает, что в нашем кредитном портфеле доля проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) будет составлять не менее 30%. При этом банк готов профинансировать до 30% стоимости таких проектов.

Механизм ГЧП для развития инфраструктурных проектов мы считаем единственно возможным и правильным. Почему именно инфраструктурных? Потому, что одним из ключевых направлений деятельности Внешэкономбанка является преодоление инфраструктурных ограничений экономического роста нашей страны. В России ответственность за развитие инфраструктуры транспорта, городского хозяйства, социальной сферы несут органы государственного и муниципального управления. Развитие объектов, составляющих эту инфраструктуру, всегда сопряжено с высокими затратами. Во всяком случае, размеры финансирования выходят за пределы возможностей региональных и городских бюджетов. Но решать эти проблемы все равно надо, ведь развитие инфраструктуры напрямую обеспечивает экономический рост. К тому же есть еще и вопрос качества публичных услуг. Поэтому для решения своих задач власть привлекает частный бизнес и вступает с ним в партнерские отношения. Для предпринимателей партнерство с властью означает снижение долгосрочных рисков ведения бизнеса.

Эта ставка на партнерство, с моей точки зрения, оправдала себя. В 2008 г. органы управления Внешэкономбанка приняли решение о финансировании 70 инвестиционных проектов стоимостью 720 млрд руб. И доля участия нашего банка - более 400 млрд руб. Около половины из них, а точнее 42% - это проекты в инфраструктуре транспорта, энергетики, коммунального хозяйства. Судя по нашим переговорам, бизнес в проектах заинтересован и готов в них интегрироваться. Помимо инфраструктуры Внешэкономбанк включился в проекты по развитию и восстановлению таких отраслей промышленности, как авиа- и судостроение, лесоперерабатывающая промышленность и ряд других отраслей. Все они, как принято говорить, системообразующие.

Несколько слов о соотношении финансового кризиса и ГЧП. Много говорится и пишется сейчас о том, что кризис вынуждает свернуть инвестиционные программы. Но кризис не отменяет спрос на развитие инфраструктуры. Более того, я убежден, что необходимость расширять и эффективно использовать ГЧП будет расти и дальше. Конечно, полностью исключить влияние кризиса на проекты ГЧП нереально. В чем проявится это влияние? В этом и состоит, собственно, вопрос.

Скорее всего, изменятся приоритеты. На первый план выходят проекты по реконструкции и модернизации уже существующих инфраструктурных объектов, их эксплуатация создает устойчивые денежные потоки, позволяющие поддерживать возвратность привлекаемых инвестиций. Кроме того, развитие инфраструктуры обеспечивает спрос на товары и услуги реального сектора. Таким образом, интересы поддержки реального сектора требуют сохранения стабильного спроса государства на развитие инфраструктуры. Но говоря о том, что приоритеты смещаются в сторону развития и модернизации уже существующих инфраструктурных проектов, я бы не стал сбрасывать со счетов и необходимость разворачивания новых проектов в области инфраструктуры. И, на мой взгляд, вполне оправдано было бы смещение на 2009 г. тех проектов в области развития транспортной инфраструктуры, реализация которых была запланирована на 2010 и 2011 гг. Таким образом мы создаем дополнительный спрос на продукцию тех отраслей промышленности, которые очевидно испытывают затруднения в связи с кризисом в строительстве, в металлургической промышленности и в ряде других секторов отечественной промышленности. Только за счет государственного бюджета спрос на инфраструктуру обеспечить нельзя. Собственно говоря, как раз для привлечения бюджетного финансирования создавались и совершенствуются инструменты ГЧП. Еще раз отмечу, что в условиях кризиса стабильность спроса со стороны государства является важнейшим инструментом снижения рисков инвестиций и укрепления доверия кредитных организаций. Таким образом, проекты ГЧП оказываются конкурентоспособными для привлечения частных инвесторов. У эффективных органов государственного и муниципального управления, может быть, впервые появляется возможность выиграть конкуренцию за инвестиции бизнеса. Чтобы использовать этот шанс, необходимо повысить эффективность инструментов ГЧП.

Здесь я хочу выделить три принципиальных момента. При выборе проектов на условия ГЧП органам государственного и муниципального управления надо повысить свой потенциал. Речь, в первую очередь, идет об организации разработки проектов и проведении конкурса на выбор дееспособного частного оператора.

Во-вторых, прежде всего на региональном уровне требуется развитие контрактных моделей, инструментов гарантий и страхования, совершенствование законодательства. В совокупности они должны обеспечить приемлемые риски частных инвестиций в общественную инфраструктуру. А для этого государству потребуется предельно четко исполнять все свои договорные обязательства.

В-третьих, необходимо полное использование человеческого потенциала. Во главу угла ставится повышение квалификации служащих, вовлеченных в процесс управления капиталовложениями, и развитие. В том же ряду - активное и, главное, результативное использование ресурсов профессиональных участников рынка ГЧП.

Чтобы обеспечить участие во всех этих процессах, в рамках Внешэкономбанка был создан Центр ГЧП. Он выступает в качестве агента органов государственного и муниципального управления по организации проектов ГЧП. При поддержке Центра ГЧП администрация на местах формирует региональные полномочные органы управления. Они призваны на регулярной основе заниматься организацией проектов ГЧП. Внешэкономбанк сотрудничает с высшими учебными заведениями по переподготовке управленческих кадров по вопросу ГЧП. Кажется парадоксальным, но в условиях кризиса повышение эффективности управления и совершенствования нормативной среды оказываются более быстрыми. Это происходит потому, что в такие времена оперативная развязка проблем оказывается критически важной.<…>