написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (37) Декабрь 2008

Формирование эффективного местного самоуправления - через комплексное развитие территорий

Рахимов М.Г., Президент Республики Башкортостан

В Послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию РФ система местного самоуправления справедливо определена как фундаментальное, конституционное установление, как важнейшая составляющая гражданского общества. Создание эффективной системы местного самоуправления стало теперь одним из главных направлений общественных преобразований в современной России. По существу, процессы обновления федеративных отношений, становление гражданского общества и формирование местного самоуправления неразрывно и глубоко взаимоувязаны. В значительной степени это определяет наш отечественный опыт созидания демократического, правового государства.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ-131) был предусмотрен переходный период до 01.01.2009, когда система местного самоуправления должна заработать на всей территории Российской Федерации в полном формате. Во исполнение этого закона, в целях совершенствования местного самоуправления в июле 2004 г. нашим Указом был утвержден перечень мероприятий по совершенствованию местного самоуправления на 2004-2007 гг. На его основе проведена огромная подготовительная работа.

Прежде всего, своевременно созданы организационно-правовые, финансово-экономические и кадровые предпосылки для становления муниципальных образований. Приняты 47 первоочередных законов, более десятка указов Президента и постановлений Правительства, а также свыше 5600 соответствующих нормативных правовых актов на муниципальном уровне.

Определены и закреплены границы муниципальных образований и определены их статусы. Уже на первом этапе произошло некоторое сокращение муниципальных образований - с 1039 до 1019 на 01.01.2008. Но проблема дальнейшей оптимизации их размеров и численности сохранялась. После выборов и местных референдумов 5 октября текущего года общая численность сельских поселений в установленном порядке сокращается еще на 123. Это в определенной мере способствует их организационному укреплению, оптимизации размеров и экономической базы. В основном разграничены полномочия и имущество между республикой и муниципальными образованиями. Принимаются соответствующие меры по развитию экономических основ местного самоуправления, направленные на повышение заинтересованности муниципальных образований в наращивании собственного налогового потенциала.

Важное место среди этих мероприятий заняло формирование в новых условиях единой, эффективно действующей республиканской бюджетной системы, одной из крупнейших в стране. Еще в дореформенный период у нас формировались 1094 бюджета районов, городов и сельских и поселковых советов. Это позволило к началу 2006 г. финансового года сформировать бюджеты во всех без исключения муниципальных образованиях, вплоть до уровня поселений. Для сравнения, в среднем по России этот показатель составлял тогда только 77%! О масштабах внесенных изменений говорит тот факт, что теперь расходы республиканского бюджета в общем объеме расходов консолидированного бюджета составляют 80% против 65% к началу 2006 г.! Принятые меры позволили достигнуть устойчивой тенденции укрепления доходной базы муниципалитетов, обеспечить рост доходов местных бюджетов в 2007 г. относительно уровня 2006 г. на 25%.

В целом, государственная политика по дальнейшей организации местного самоуправления в стране полностью совпадает со стратегическим вектором Башкортостана. Республику характеризует устойчивый экономический рост, успешное социально-экономическое развитие городов и районов. Так, индекс промышленного производства в 2007 г. составил 107,4%, с превышением на 1,1% среднероссийского показателя. В сентябре 2008 г. рост к соответствующему месяцу прошлого года составил 111%, с начала года - 110,5%. Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей за январь-сентябрь 2008 г. в действующих ценах составил 84,1 млрд руб., или 103,1% в сопоставимой оценке к уровню соответствующего периода прошлого года.

Высокие социально-экономические показатели Республики во многом определяются положительной динамикой развития городских округов и муниципальных районов. Рост объема произведенной продукции по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года отмечен в 49 муниципальных районах и 7 городских округах. Увеличились объемы отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по всем видам экономической деятельности практически во всех муниципальных образованиях Республики. Наиболее существенный рост объемов отгруженной продукции достигнут в Архангельском, Зианчуринском, Зилаирском, Кигинском, Мелеузовском, Мишкинском, Татышлинском, Чишминском муниципальных районах. Как и в прежние годы, около 36% республиканского объема отгруженной продукции обеспечили предприятия и организации городского округа г. Уфа.

Общий финансовый результат предприятий муниципального сектора экономики в январе-августе 2008 г. составил 310 млн руб., что на 34% выше уровня соответствующего периода 2007 г. Общая прибыль муниципальных предприятий составила 396 млн руб., убытков - 86 млн руб. Положительный финансовый результат достигнут муниципальными предприятиями 28 муниципальных районов и 6 городских округов Республики.

В целом, успешное развитие территорий содействует полноценному и качественному решению вопросов местного значения, осуществляемых в соответствии с ФЗ-131. Дальнейший прогресс в этой сфере призваны обеспечить комплексные программы социально-экономического развития территорий. Они нацелены на эффективное использование имеющегося трудового, производственного, природно-сырьевого и рекреационного потенциалов.

В Республике такие программы социально-экономического развития территорий разрабатываются администрациями муниципальных образований, начиная с 2001 г. Первые территориальные программы на период с 2001 по 2004 г. решали, прежде всего, задачи стабилизации социально-экономической ситуации и структурной перестройки экономики территорий. Программы же на 2005-2010 гг. направлены на развитие экономической базы территорий, обеспечение самодостаточности муниципальных образований и повышение уровня жизни населения

При разработке и последующей реализации программ основными ориентирами выступают:

  • повышение конкурентоспособности экономики территорий - отдельных видов продукции, производств и предприятий;
  • формирование и реализация эффективной бюджетной политики, направленной на обеспечение целевого и эффективного использования средств местного бюджета, повышение результативности его расходов;
  • повышение эффективности управления муниципальным имуществом, в том числе муниципальными активами, их применение в качестве инструмента привлечения инвестиций в экономику территорий;
  • совершенствование структуры муниципального сектора экономики: оптимизация количества муниципальных предприятий и организаций для обеспечения эффективного решения задач местного значения в рамках реализуемой реформы местного самоуправления;
  • формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, обеспечение благоприятных условий для его функционирования и развития в приоритетных для экономики территорий видах деятельности;
  • развитие новых форм хозяйствования и интеграции сельхозтоваропроизводителей;
  • дальнейшее развитие и повышение надежности систем жизнеобеспечения территорий;
  • сохранение природных ресурсов территории, обеспечение экологической безопасности и оздоровление окружающей среды.

Ежегодно проводится мониторинг реализации территориальных программ. Так, по итогам 2007 г. выполнено 2477 программных мероприятий (99.8% из запланированных), в том числе в муниципальных районах - 2023 мероприятия и в городских округах - 454. При этом 17,6% от общего количества мероприятий реализовано в сфере малого бизнеса.

Общий объем финансирования мероприятий программ составил около 80 млрд руб. (доля городских округов составила 51,9%, муниципальных районов - 48,1%).

В 2007 г. объем дополнительных налоговых и иных поступлений в бюджеты всех уровней составил, по данным администраций муниципальных образований, 6 млрд руб., в том числе в местные бюджеты - 3 млрд руб.

Программы социально-экономического развития территорий совершенствуются и корректируются с учетом актуальных тенденций развития экономики. При этом особое внимание уделяется:

  • укреплению и расширению собственной финансово-экономической базы;
  • эффективному использованию имеющегося потенциала территорий;
  • содействию инвестиционной и инновационной деятельности;
  • стимулированию деловой и предпринимательской активности населения;
  • развитию рынка услуг - внедрению новых видов и расширению спектра имеющихся.

В целях дальнейшего внедрения эффективных форм и механизмов интеграции усилий республиканских органов исполнительной власти, местного самоуправления и субъектов бизнес-сообщества по привлечению финансовых ресурсов в развитие социально-экономической сферы Республики постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.08.2008 № 292 утвержден План действий по развитию частно-государственного партнерства (ЧГП) на 2008-2010 гг.

Этим планом предусмотрена разработка региональной политики и механизмов нормативно-правового регулирования ЧГП, реализация мероприятий в сфере развития ЧГП, а также содействие в использовании элементов ЧГП органами местного самоуправления.

В частности, предусмотрено:

  • проведение мониторинга и контроля за ведением динамического инвестиционного паспорта региона и муниципальных образований с использованием геоинформационных систем в виде бизнес-карт территорий;
  • рассмотрение вопросов заключения концессионных соглашений в отношении объектов социального значения;
  • содействие в создании единого республиканского методического центра по вопросам ЧГП с образованием межмуниципальной «кустовой» филиальной системы;
  • разработка механизма взаимодействия с республиканскими и федеральными венчурными фондами в целях финансирования инвестиционных проектов Республики Башкортостан;
  • содействие в развитии инвестиционной инфраструктуры в муниципальных образованиях согласно модели инвестопроводящей системы Республики;
  • оказание организационно-методической помощи органам местного самоуправления в рамках реализации соглашений между инвесторами и муниципальными образованиями Республики;
  • формирование регламента взаимодействия между муниципальными образованиями и уполномоченным органом по инвестопроводящей системе Республики, ЧГП;
  • проведение курсов, семинаров повышения квалификации государственных (муниципальных) служащих по вопросам ЧГП;
  • разработка и внесение предложений о механизмах стимулирования ЧГП на муниципальном уровне.

В целях совершенствования местного самоуправления и формирования условий устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, в рамках реализации ФЗ-131 разработана Программа государственной поддержки и развития местного самоуправления на 2008-2010 гг., которая утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.07.2008 № 253.

Целью Программы является повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в реализации полномочий, определенных законодательством. Программа носит консолидирующий характер, т.е. объединяет усилия органов исполнительной власти и местного самоуправления в реализации муниципальной реформы.

Основными задачами Программы являются:

  • содействие развитию основ местного самоуправления;
  • создание условий для дальнейшего социально-экономического развития муниципальных образований;
  • обеспечение системы взаимодействия республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • оптимизация межбюджетных отношений и финансово-экономической деятельности муниципальных образований;
  • формирование системы мотивации администраций и советов муниципальных образований к повышению эффективности и достижению высоких результатов деятельности;
  • повышение качества информационного и методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов местного самоуправления.

В этом документе выделены 5 блоков программных мероприятий по совершенствованию:

  • нормативно-правовой базы местного самоуправления;
  • организационных основ деятельности муниципальных образований;
  • финансово-экономических условий деятельности муниципальных образований;
  • информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • кадрового обеспечения муниципальных образований.

Кроме того, программой определена степень участия исполнительных органов государственной власти Республики в решении органами местного самоуправления конкретных вопросов местного значения.

В целях дальнейшего укрепления экономической базы местного самоуправления органам власти особенно важно создавать все необходимые условия для интенсивного роста малого и среднего бизнеса, убирать различные административные, бюрократические барьеры перед предпринимательством. Необходимо более настойчиво изживать формализм в этих вопросах. Решающее значение при этом имеет социальная активность граждан, степень их заинтересованности и готовности к организации производства товаров и услуг для населения.

В целом, накопленный в Республике опыт организации местного самоуправления показывает, что стратегия этих преобразований определена правильно. Успех реформы местного самоуправления теперь во многом будет определяться дальнейшей кропотливой, повседневной работой.

Первое - это объективное обеспечение полномочий органов местного самоуправления необходимыми ресурсами, финансово-экономической базой, расширение в этих целях их реальной оперативно-хозяйственной самостоятельности. Необходимо дальнейшее совершенствование ценового, антимонопольного, топливно-энергетического, транспортного и других направлений государственной политики в пользу села, сельхозтоваропроизводителя и в целом агропромышленного комплекса.

Второе - более последовательная работа по повышению гражданской активности населения, повседневное содействие широкому и предметному их участию в решении местных вопросов (благоустройство, обслуживание жилищного фонда, заготовка и переработка продукции и т.д.). Пора на местах прекратить уповать только на чиновничьи рычаги, административные меры!

Задача создания эффективной системы местного самоуправления, сопоставимой с муниципалитетами развитых стран, сегодня может быть реализована только объединением усилий государства и общества, слаженной деятельностью всех органов власти и общественных организаций. Речь идет о комплексном социально-экономическом развитии территорий. И, думается, наша Республика к этому вполне готова!

РАХИМОВ Муртаза Губайдуллович. В 1986-1990 гг. - директор Уфимского нефтеперерабатывающего завода. Избирался народным депутатом СССР, народным депутатом Республики Башкортостан, Уфимского городского Совета народных депутатов. Являлся членом Верховного Совета СССР, Совета Федерации ФС РФ, исполкома Уфимского городского Совета народных депутатов. В 1990-1993 гг. - Председатель Верховного Совета Республики Башкортостан. С 1993 г. - Президент Республики Башкортостан. Член Государственного совета Российской Федерации, входит в состав Рабочей группы по подготовке предложений о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти. Заслуженный рационализатор РСФСР, Заслуженный нефтяник Башкирской АССР.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100