Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (37) Декабрь 2008

У нас есть лекарство от нестабильности

Шанцев В.П., Губернатор Нижегородской области

События последнего времени показали, что мировые финансовые потрясения не обходят стороной и Россию. Каким видится глобальный кризис в российских регионах, сделавших ставку на привлечение иностранных инвестиций? Об этом журналу "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование" рассказал губернатор Нижегородской области В.П.Шанцев.

- Валерий Павлинович, чувствуется ли в Нижегородской области напряженность в связи с мировым кризисом?

- Россия - часть глобальной экономической системы, а наша региональная экономика - часть российской, поэтому не задеть нижегородские предприятия финансовая нестабильность не могла. Однако, чем глубже «эхо кризиса» уходит в регионы, тем меньше прямого влияния на экономику, но при этом заметнее психологическая составляющая. К примеру, банковская сфера Нижегородской области испытывала определенные сложности именно из-за панических настроений, распространяемых через некоторые средства массовой информации. В Правительстве региона с первых дней финансовых потрясений твердо заявляли: деньгам нижегородских вкладчиков ничего не угрожает. Слаженные совместные действия с областным управлением Банка России помогли стабилизировать ситуацию уже к середине октября.

- Изменились ли настроения инвесторов?

- В сфере инвестиций - похожая картина. Заявления об оттоке иностранных денег, звучавшие от многих финансистов федерального уровня, не имеют никакого отношения к нашей работе с инвесторами. В Москве говорят о портфельных инвестициях: выводятся ценные бумаги, спекулятивные деньги, а наши инвесторы вкладывают в реальный сектор экономики. Поэтому сейчас в Нижегородской области оттока инвестиций не наблюдается. Напротив, крупные инвесторы, такие как "Либхерр", "Везувиус", "Юнилин", говорят нам: чем быстрее вы решите вопрос создания инженерной инфраструктуры, тем быстрее мы начнем реализацию проектов.

Несмотря на тревожные новости с мировых финансовых рынков, к нам продолжают приезжать крупные инвесторы. Только что прошли переговоры с компанией «Сиеменс» о реализации проекта производства электронного оборудования, связанного с энергетикой. Принципиальная договоренность о создании такого предприятия будет достигнута в самое ближайшее время.

По сути, вложения в производства на территории российских регионов для иностранных инвесторов - хорошая возможность «разнести по полюсам» свои риски. То есть это взаимовыгодное сотрудничество: иностранцы приносят свой опыт организации производства и технологические достижения, а мы гарантируем стабильную работу, что особенно важно в период мировых финансовых потрясений. Всё-таки российские регионы не столь нервно реагируют на новости из мировых фондовых центров, что в данном случае может стать лекарством от нестабильности.

- Довольны ли Вы результатами усилий Правительства по привлечению инвестиций?

- В целом за последние 3 года объем инвестиций в основной капитал увеличился более чем в 2 раза. Текущий год мы будем заканчивать с результатом 152 млрд руб. Растет объем иностранных инвестиций, привлеченный в экономику области, с 2005 г. их объем увеличился примерно в 4 раза и достигнет в этом году примерно 414 млн долл. Считаем, что этого еще мало: нам надо приближаться к отметке в 1 млрд долл. Потому что иностранные инвестиции, как правило, приводят с собой совершенно другой уровень технологий, другой уровень производительности труда, хотя и наши инвесторы здесь не отступают.

В прошлом году нам впервые удалось довести объем инвестиций в основной капитал до уровня, определенного в Стратегии развития области - 25% от ВРП. Такой уровень инвестиций будет поддерживать необходимые темпы экономического роста и в перспективе.

- Готовы ли инвесторы вкладывать деньги в долгосрочные проекты?

- За последние годы работы Правительства Нижегородской области наметилась устойчивая тенденция роста инвестиционной привлекательности Нижегородской области. Этой тенденции способствовал ряд факторов, в том числе общее экономическое развитие региона. За последние 3 года преодолено отставание от среднероссийских показателей по динамике экономического развития, которое наблюдалось в 2003-2004 гг. (среднегодовой темп экономического роста в Нижегородской области составлял 104,7%, в Российской Федерации - 107,2%). В 2006-2007 гг. область вышла на ежегодный 8% прирост ВРП. Темп роста показателя в 2007 г. к уровню 2004 г. составил 123,8%, ВВП России - 123,6%.

За последние годы значительно возросла активность как отечественных, так и зарубежных инвесторов, готовых вкладывать средства не только в краткосрочные, но и в долгосрочные инвестиционные проекты со сроком окупаемости более 5 лет.

Если в 2005 г. динамика инвестиций в основной капитал в Нижегородской области была заметно ниже, чем в среднем по стране (к уровню 2004 г. индекс физического объема составил 103,8%, в России - 110,9%), то за 2 последующих года прирост инвестиций уже соответствовал российскому уровню (в 2007 г. индекс физического объема составил 143,4% к уровню 2005 г., в Российской Федерации - 141,3%).

В 2007 г. доля инвестиций в основной капитал ВРП составила 25,3%. В 2008 г. темпы роста инвестиций также существенно выше среднероссийского уровня (январь-май 2008 г. - 134,2% к соответствующему периоду 2007 г., в России - 118,9%). В целом за 2008 г. индекс физического объема инвестиций по области составит 117%.

Поступление иностранных инвестиций в 2007 г. в 3,7 раза превысило объем 2005 г.

- Какие отрасли экономики или промышленные объекты являются приоритетами для власти, исходя из стратегии развития области? Что делает Правительство для того, чтобы привлечь инвесторов туда, где есть особая выгода для региона?

- Работа всего Правительства области выстраивается в соответствии со Стратегией развития области. В данном документе закреплены приоритетные отрасли, которым уделяется особое внимание Правительства. Это, прежде всего, автомобиле-, авиа-, судостроение, химия и нефтехимия, металлургия, электроника, приборостроение, сектор информационных технологий.

Основные направления привлечения инвестиций в область - это создание новых высокотехнологичных производств и модернизация действующих. Так, в автомобилестроении «Группой ГАЗ» начат выпуск автомобилей "Volga Siber" ("Волга Сайбер"), организуется производство коммерческих автомобилей "Maxus" ("Максус"), городского автобуса "Real" ("Реал"); в металлургии - строится литейно-прокатный комплекс ЗАО «ОМК-Сталь»; в нефтехимии - комплекс по производству поливинилхлорида ООО «РусВинил» и ряд других крупных объектов.

Для привлечения отечественных и иностранных инвесторов на территорию области мы разработали механизм, позволяющий четко регламентировать принятие решений по инвестиционным проектам: создан Инвестиционный Совет, работа с инвесторами выстраивается по принципу «одного окна». Мы постоянно демонстрируем конкурентные преимущества Нижегородской области на крупнейших международных форумах.

Инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, оказываются меры государственной поддержки: предоставляются налоговые льготы, снижаются ставки по аренде земельных участков, предоставляются инвестиционные налоговые кредиты, государственные гарантии Нижегородской области.

- Насколько эффективно работает система «единого окна»? Депутаты областного Законодательного собрания предлагают ввести институт кураторов для сопровождения приоритетных проектов - значит ли это, что административные барьеры на пути инвесторов не удается преодолеть?

- Государственная политика по привлечению инвестиций в Нижегородскую область реализуется посредством комплексного организационного механизма, нацеленного на повышение эффективности процессов взаимодействия региональной власти с инвесторами.

Организационный механизм рассмотрения инвестиционных проектов отличается инновационным подходом в работе с инвесторами и включает, в первую очередь, работу с инвесторами по принципу «одно окно», в качестве которого выступает Министерство инвестиционной политики Нижегородской области.

Режим «одного окна» состоит в том, что инвестор обращается с заявкой на реализацию инвестиционного проекта в Министерство инвестиционной политики Нижегородской области и после прохождения ведомственных процедур рассмотрения инвестиционного проекта и в случае принятия уполномоченным органом - Инвестиционным советом при Губернаторе Нижегородской области - положительного решения (решения о возможности реализации проекта) инвестор получает от Министерства инвестиционной политики все необходимые документы для начала проектирования и строительства объекта.

Этот механизм позволяет эффективно организовать работу с инвесторами в части подготовки, согласования и выдачи заявителям материалов, необходимых для реализации инвестиционных проектов, при осуществлении строительства, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещения временных объектов. В результате, сроки выделения свободного земельного участка для реализации инвестиционного проекта, при условии наличия предварительно отобранного участка, значительно сокращены (до 104 дней).

По вопросу введения института кураторов необходимо отметить, что в проекте Закона Нижегородской области «О внесении изменений в Закон Нижегородской области от 31.12.2004 № 180-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области», разработанном Законодательным Собранием Нижегородской области, говорится не о необходимости, а лишь о возможности создания института государственных кураторов инвестиционных проектов с целью организационной поддержки приоритетных инвестиционных проектов Нижегородской области, причем данную возможность предлагается оформить как дополнительную меру нефинансовой поддержки инвесторам в рамках Закона Нижегородской области № 180-З.

Правительство Нижегородской области считает нецелесообразным введение данной формы нефинансовой государственной поддержки. Указанное изменение Закона Нижегородской области № 180-З приведет к созданию дополнительного контрольного органа и, соответственно, обременению инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, предоставлением дополнительной отчетности.

В случае подачи заявки на рассмотрение проекта, претендующего на присвоение статуса приоритетного, инвестор обращается в «единое окно» лишь на стадии ее подачи. Таким образом, процедура признания инвестиционного проекта приоритетным инициируется инвестором путем предоставления в «единое окно» заявки о признании инвестиционного проекта приоритетным с указанием конкретной формы государственной поддержки (налоговые льготы, частичная компенсация процентной ставки по кредитам, нефинансовые меры) и комплекта документов (по перечню, указанному в рекомендациях по оформлению заявки).

Полный комплект документов передается в Министерство инвестиционной политики Нижегородской области для организации процедуры признания проекта приоритетным. Инвестиционный проект проходит отраслевую и финансово-экономическую экспертизу, затем вопрос о признании проекта приоритетным выносится на Инвестиционный совет при Губернаторе Нижегородской области, принимающий положительное либо отрицательное решение в отношении данного проекта.

Следовательно, вопрос о создании института кураторов как дополнительной формы нефинансовой поддержки инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, не связан с работой «единого окна».

- Каковы условия для создания новых предприятий в малых городах области? Какие города наиболее активно привлекают инвестиции?

- Процесс развития предприятий и привлечения инвестиций в малые города Нижегородской области зависит от специфики того или иного района. Как правило, инвестора интересуют залежи полезных ископаемых (глина, торф, гипс и т.д.), которые имеются в районах Нижегородской области. При этом одним из основных критериев размещения промышленных предприятий является наличие развитой инфраструктуры, в том числе инженерной (наличие газа, водоснабжение, электроэнергия) и транспортной (автомобильная дорога, железная дорога). С целью развития малых городов и удаленных районов Нижегородской области и привлечения инвесторов Правительством Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления проводится системная работа по формированию инвестиционного имиджа области, размещению консультативно-справочной информации о свободных площадках под размещение предприятий различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Правительством Нижегородской области разработаны мероприятия по развитию производительных сил муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на 2007-2010 гг. Министерством проводится постоянная работа по поиску инвесторов для каждого района Нижегородской области, включенного в программу развития производительных сил. Кроме того, для наиболее значимых инвесторов, реализующих крупномасштабные проекты на территории Нижегородской области, Правительством области осуществляется подведение необходимых коммуникаций за счет средств областного бюджета.

Таким образом, наиболее инвестиционно привлекательными являются города с наличием развитой инфраструктуры, наличием квалифицированных кадров и наименьшей удаленностью от областного центра Нижегородской области - Павлово, Арзамас, Дзержинск, Кстово и др. В настоящий момент именно в этих городах реализуются такие крупные инвестиционные проекты, как «Либхерр» (Германия) - строительство завода по производству землеройной техники в г. Дзержинск, «РусВинил» (СИБУР Холдинг» и компания «Сольвей», Бельгия) - строительство комплекса по производству ПВХ в г. Кстово, «Стора Энсо Пакаджинг» - завод по производству гофрокартона в Арзамасском районе, «Арзамикс» - завод по производству сухих строительных смесей в г. Арзамас.

Однако усилия правительства направлены главным образом на развитие дотационных районов области. В этом году в закон о присвоении проекту статуса приоритетного были внесены изменения: теперь на статус приоритетного могут претендовать проекты, реализуемые в дотационных районах Нижегородской области, вне зависимости от размера инвестиций и вида деятельности.

Шанцев Валерий Павлинович. В 1994-1996 гг. - префект Южного административного округа Москвы. В 1996-2005 гг. - вице-мэр Москвы. С 2005 г. - губернатор Нижегородской области.