Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (37) Декабрь 2008

Резолюция конференции "Стратегия модернизации России и православная традиция: значение духовно-нравственных ценностей для современного российского предпринимательства" (Москва, 24.11.2008)

Пришло время, когда необходимо подчеркнуть неразрывную связь российского предпринимательства, его традиций и славной истории с базовыми ценностями Православия.

Охвативший мировую экономику финансово-экономический кризис дает нам еще один шанс объективно взглянуть на процессы, происходящие в современном обществе, определить приоритеты и принципы его развития на долгосрочную перспективу.

Очевидная первопричина текущего кризиса лежит в деградации нравственной мотивации хозяйствования, в нивелировании высшей цели экономики - построения гармоничного и справедливого общества. Участники конференции отмечают, что на фоне неопределенности и размытости ценностных ориентиров важно вновь обратиться к нравственному наследию наших предков, способному не только оказать духовную поддержку в сложный период, но и дать конкретные рекомендации предпринимателю: каким образом на честной основе во благо себе и обществу строить свое дело.

На российский малый и средний бизнес сегодня возложены ответственные социальные задачи: обеспечение максимальной занятости населения при переходе к инновационному сценарию развития экономики.

Исторический опыт показывает, что успешное проведение системных реформ, развитие корпоративной культуры и рост национального благосостояния напрямую связаны с сохранением прочного ценностного фундамента общества. В России в его основе лежит этика Православия, неотъемлемую часть которой составляют ценности патриотизма, соборности, служения общему благу. Утверждаем, что успешное развитие экономики России может иметь своим основанием православную веру. При этом важно, чтобы российские предприниматели стремились к воцерковлению и к жизни по евангельским заповедям.

Участники конференции считают, что в основу реализации Стратегии развития страны до 2020 г. должна быть положена ясная и разделяемая большинством граждан России система ценностей. В связи с этим ключевое значение приобретает роль нравственной мотивации в экономике. Возрождение духовно-нравственных основ хозяйствования, в свою очередь, будет способствовать формированию профессиональной культуры, трудовых и предпринимательских ценностей, что позволит повысить роль человеческого капитала в качестве основного фактора экономического развития.

Участники конференции считают необходимым отметить следующее:

1. Постулаты православной экономической этики, нашедшие свое отражение в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви и Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании, свидетельствуют о возможности правильного духовного отношения к богатству, труду и собственности без ущерба для деловой активности.

2. Формирование этики делового сообщества и профессиональной трудовой этики - необходимые предпосылки перехода страны к инновационной экономике, способные обеспечить социальную стабильность общества и качественный рост экономики.

3. Для успешной реализации стратегии долгосрочного развития страны необходимо развитие массового предпринимательства. Создание условий для творческой самореализации наших граждан в секторе малого и среднего бизнеса позволит заложить прочную основу формирования среднего класса и гражданского общества в нашей стране. В этой связи развитие полноценной конкурентной среды - нравственный императив инновационного прорыва. Препятствующие ему бюрократический произвол, коррупция, рейдерство, монополизм - преступления не только общественного, но и нравственного порядка.

4. Практические формы частно-государственного партнерства и отношений предпринимателей со своими работниками должны вырабатываться с учетом традиций российского народа, укорененных в его культуре православных принципов взаимопомощи, солидарности, справедливой оценки вложенного труда и распределения его плодов.

5. Формирование деловой этики неразрывно связано с общим нравственным состоянием российского общества, на которое огромное влияние оказывают средства массовой коммуникации и, в первую очередь, телевидение. Пропаганда в СМИ насилия, порока, глумления над отечественной историей и традициями недопустима. Участники конференции единодушно поддерживают инициативу создания Общественного совета на телевидении, который бы выносил суждения о качестве вышедшей в общедоступный эфир продукции.

6. Необходимо общими усилиями государства, делового сообщества ведущих религиозных и общественных организаций, политических партий определить в ходе открытой дискуссии ценностные ориентиры развития народного хозяйства и укрепления конституционного строя Российского государства.

Участниками конференции принято решение издать материалы состоявшейся конференции; создать рабочую группу по дальнейшей разработке отвечающих православной традиции форм экономической деятельности; при взаимодействии с Экспертным советом "Экономика и этика" при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата подготовить и провести конференцию на тему "Мировая финансово-экономическая система и христианские ценности" в ноябре 2009 г.