Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (36) Ноябрь 2008

По материалам рабочей встречи с Заместителем Председателя Правительства С.Б.Ивановым (Москва, 16.10.2008)

Медведев Д.А., Президент Российской Федерации

Д.Медведев: …По ценам на авиакеросин ситуация просто безобразная. Мы помним, что еще несколько месяцев назад цена на нефть составляла 140 долл. за баррель. Сейчас цена в 2 раза меньше. Это никак не отразилось на ценах на керосин… Во всем мире произошло изменение цен. Причем наши компании, насколько мне известно, торгуют по месячным контрактам. Даже исходя из этого можно было откорректировать эти цены. Какую же нужно норму прибыли закладывать, если в этой ситуации никаких изменений не произошло?

Поэтому я поручаю Правительству окончательно разобраться по линии антимонопольного регулирования, что происходит в этой сфере, какие существуют сговоры, в чем проблемы, и принять самые решительные меры антимонопольного регулирования. Это могут быть и максимальные штрафы, которые вытекают из нашего антимонопольного законодательства, а в случае доказанности криминальных… действий - и возбуждение уголовных дел. Соответствующие поручения я дам правоохранительным органам. Больше это терпеть нельзя.

С.Иванов: …В этом году впервые формированием гособоронзаказа на трехлетку занималась Военно-промышленная комиссия. Раньше всегда эту функцию выполняло Министерство экономического развития, то есть ВПК приняла у МЭРа эту функцию. И мы провели формирование гособоронзаказа в этом году как бы в двух итерациях. Первое: к началу августа этого года мы приняли все дополнительные бюджетные заявки Министерства обороны и других силовых структур, что было связано и с инфляцией, и с удорожанием конечной продукции, а также с выполнением ряда поручений Президента и Правительства РФ, сделанных после утверждения государственной программы «Вооружение». В результате по первой итерации гособоронзаказ увеличен на 2009 г. на 60 млрд руб., на 2010 г. - на 30 млрд руб. и на 2011 г. -на 70 млрд руб.

После того как произошли известные события в Южной Осетии, мы снова вернулись к формированию гособоронзаказа, началась вторая итерация, в результате чего приняты бюджетные заявки силовых структур на сумму 344 млрд руб. дополнительно. И разбивка по годам примерно такая: на будущий год дополнительно к уже утвержденным объемам еще 60 млрд руб. для Министерства обороны, помимо 20 млрд руб., выделенных на формирование двух новых военных баз в Южной Осетии и в Абхазии. И тем самым гособоронзаказ на 2009 г. в окончательном виде составит 1 трлн 300 млрд руб., включая, конечно, капитальные инвестиции и строительство жилья для военнослужащих. Это общая агрегированная сумма гособоронзаказа на 2009 г. …

В основном дополнительные средства выделяются на закупку современных вооружений, прежде всего авиации, хотя есть, конечно, и другие виды вооружений, но упор сделан на авиацию. Здесь мы, конечно, учитывали и состояние нашего оборонно-промышленного комплекса, чтобы он был в состоянии в короткий срок произвести эту продукцию. Мало ее заказать, ее еще надо в короткий срок сделать.

Если говорить о состоянии оборонно-промышленного комплекса на сегодняшний день, то в целом я бы охарактеризовал ситуацию как стабильную и динамично развивающуюся, потому что, например, на начало этого года по сравнению с 2000 г. объем продукции, производимой оборонно-промышленным комплексом, увеличился вдвое, ровно вдвое, и по всем видам техники, кроме судостроения, просто весьма существенно. Причем, что отрадно, я бы отметил это как отрадный факт, увеличивается выпуск продукции не только в интересах Вооруженных Сил и других силовых организаций, но и продукции гражданского назначения и двойного назначения. Предприятия военно-промышленного комплекса увеличили на 30% за последние годы производство транспортного машиностроения, вагонов, цистерн, дорожной техники, ТЭК, конечно, топливно-энергетического комплекса сложного, высокотехнологического оборудования в интересах гражданских отраслей промышленности.

Но, естественно, проблемы в межбанковской сфере и проблемы с кредитованием уже начинают затрагивать и оборонно-промышленный комплекс, поэтому мы сейчас… подготовили конкретные предложения, направленные на усиленное кредитование предприятий оборонно-промышленного комплекса. Там тоже возникают примерно схожие проблемы, как и в транспортной отрасли. Я считаю, что «оборонку» мы должны, конечно, поддержать в первую очередь в силу многих причин. Мы не можем допустить там кризиса неплатежей, тем более возможности у нас для этого есть.

Д.Медведев: Я, действительно, тоже только что обсуждал этот вопрос, и Министр финансов мне докладывал о том, что он держит это на личном контроле. Я хотел бы, чтобы Вы этим продолжали максимально тщательно заниматься, смотрели бы за тем, как развиваются там все процессы. То, что произошло увеличение гособоронзаказа за последнее время, - это полностью соответствует тем указаниям, которые были мною даны. И мы, конечно, обязаны сохранить эти цифры. Они будут утверждены сейчас в рамках бюджета. Но мало их сохранить, Вы абсолютно правильно сказали, их нужно еще и определенным образом освоить, что связано с формированием уже конкретного портфеля заказов на наших оборонных предприятиях.

Причем нам нужно заниматься всеми вопросами, Вы назвали ключевые точки, необходимо заниматься и переоснащением военно-морской компоненты, Военно-Морского Флота. Я недавно принимал участие в учениях. Это тоже одна из самых недофинансированных отраслей нашего оборонного комплекса, хотя там есть проблемы, собственно, с самим производством, но и туда нужно вкладывать деньги, даже несмотря на текущую ситуацию с финансами, которая существует во всем мире. Поэтому вот это увеличение, я надеюсь, послужит в каком-то смысле и возрождению многих производств в рамках оборонно-промышленного комплекса. Я прошу это держать тоже на контроле и докладывать мне регулярно.