написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (36) Ноябрь 2008

Определение категории земель

Мысов Д.И., юрисконсульт Холдинга "МИЭЛЬ"

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) земли Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий. Исходя из смысла указанной нормы ЗК РФ все земли в Российской Федерации должны быть отнесены к одной из категорий. Положение, аналогичное по содержанию, но более категоричное по форме закреплено в п. 1 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [1] (далее по тексту - Закон о переводе земель). Буквальное толкование приведенных норм позволяет сделать следующие выводы:

1. Все земли в Российской Федерации делятся на 7 категорий.

2. Все земли или земельные участки по отдельности должны быть отнесены только к одной из 7 категорий.

3. Не должно быть земель или земельных участков, не отнесенных ни к одной из 7 категорий, т.е. не должно быть безкатегорийных земель или земельных участков.

Несмотря на указанное положение земельного законодательства, в реальной жизни существуют земли, не отнесенные ни к одной из 7 категорий земель. В связи с тем что в настоящий момент всё большее количество земель вовлекается в гражданский оборот, в том числе земель, ранее не использовавшихся, количество земельных участков, категория земель которых не определена, также увеличивается. Отсутствие четкого определения категории земель порождает негативные последствия как для самих землепользователей, так и для иных лиц, в том числе государства. Например, землепользователь в такой ситуации не может надлежащим образом осуществлять правомочия пользования, т.е. не может использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, т.к. оно остается неясным. Государство в такой ситуации лишается дохода ввиду неуплаты земельного налога, налоговой базой которого является кадастровая стоимость земельных участков, размер которой рассчитывается на основе целевого назначения земельного участка [2].

В соответствии с п. 6.2.13 Приказа Федеральной службы земельного кадастра от 15.06.2001 № П/119, если определить, к какой категории отнесены земли, не представляется возможным, то в документах государственного земельного кадастра (в настоящее время - Государственный кадастр недвижимости) отмечается, что «категория земель не установлена» [3]. Представляется, что указанный факт является исключением, лишь подтверждающим общее правило, установленное ЗК РФ, и должен носить временный характер (до определения категории земель). Для исключения возможности существования земель или земельных участков, не отнесенных ни к одной категории земель, необходимо определить способы фиксации факта отнесения земель или земельных участков к той или иной категории земель, а также назвать способы определения категории земель, к которой они относятся, в том числе без проведения процедуры отнесения земель или земельных участков к одной из 7 категорий земель. Именно названные вопросы и будут служить нам ориентирами в ходе дальнейшего изложения.

Категория земель является обязательной характеристикой для всех земель России. Поэтому факт отнесения земельного участка к определенной категории должен быть закреплен и явно выражен во всех документах, содержащих определение земельного участка как объекта прав. В соответствии с п. 2 ст. 8 ЗК РФ указание на категорию земель содержат следующие документы:

1. Акты федеральных органов исполнительной власти, акты органов исполнительной власти субъектов РФ и акты органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков. К таким актам, например, относится свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» [4].

2. Договоры, предметом которых являются земельные участки. К таким договорам относятся договоры купли-продажи, мены, дарения, ренты, залога, аренды и др. Кроме того, исходя из единства правового регулирования односторонних и многосторонних сделок гражданским законодательством, категория земель должна быть указана в документах, закрепляющих содержание односторонних сделок с земельными участками. В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требования закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения требований закона или иных правовых актов.

3. Государственный кадастр недвижимости. В соответствии со п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель земельного участка, к которой он отнесен, и его разрешенное использование. В случае изменения категории земель для осуществления кадастрового учета таких изменений требуется предоставление документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (пп. 8 п. 1 ст. 22 Закона о государственном кадастре недвижимости). Категория земель указывается в кадастровом паспорте земельного участка [5] и выписке из государственного кадастра недвижимости (кадастровой выписке о земельном участке) [6]. Стоит отметить, что Закон о государственном кадастре недвижимости не является новеллой в этом вопросе. В соответствии со ст. 13 ранее действовавшего Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» [7] (далее по тексту - Закон о государственном земельном кадастре) документы государственного земельного кадастра подразделялись на основные, вспомогательные и производные. К основным документам государственного земельного кадастра относились Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы). Единый государственный реестр содержал сведения, в частности, о категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также качественных характеристиках, в том числе показателях состояния плодородия земель для отдельных категорий земель (п. 2 ст. 14 Закона о государственном земельном кадастре). В отношении каждой категории земель применялся определенный перечень сведений о земельных участках (абз. 2 п. 2 ст. 17 Закона о государственном земельном кадастре). Категория земель в обязательном порядке отражалась в кадастровом плане земельного участка [8].

4. Документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав [9]. В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в обязательном порядке указывается назначение такого имущества, для земельных участков под которым понимается категория земель и вид разрешенного использования [10].

5. Иные документы в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. К «иным» документам относятся, например, акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую [11], акт об отнесении земельного участка к одной из категорий земель [12], судебное решение об изъятии земельного участка, используемого не по целевому назначению [13].

Как было показано выше, земли или земельные участки, не отнесенные ни к одной из категорий земель, могут существовать, но лишь в статике отношений и только в виде исключения, подтверждающего общее правило. При динамике земельных отношений, т.е. возникновении, изменении или прекращении прав и обязанностей на земельный участок, категория земель должна быть определена, в противном случае возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей невозможно:

1) отсутствие указания на категорию земель в документах государственного кадастра недвижимости (в том числе в кадастровом паспорте земельного участка) может послужить основанием для признания незаконным правовых актов о предоставлении земельного участка, недействительными договоров, предметом которых являются земельные участки, т.к. в зависимости от категории земель определяется правовой режим земельного участка, в том числе его оборотоспособность, а также зависит порядок предоставления земельных участков, определение надлежащего субъекта, имеющего полномочие на распоряжение земельным участком в случае предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности [14];

2) если не установлена категория земель, значит, земельный участок не имеет целевого назначения и должен быть отнесен, в соответствии со ст. 103 ЗК РФ, к категории земель запаса, т.к. только земли запаса не имеют целевого назначения. Но использование земель запаса допускается только после перевода их в другую категорию. То есть использование земельного участка, категория земель которого не определена, запрещено4

3) в соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним целевое назначение имущества должно быть определено [15]. Представление на государственную регистрацию документов, не отражающих информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (в том числе и о назначении имущества), является основанием для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [16].

При отсутствии в рассмотренных выше документах на земельный участок данных о принадлежности земельного участка к определенной категории земель, необходимо его отнесение к одной из установленных ЗК РФ категории земель. Под отнесением земель к определенной категории Е.А.Галиновская понимает «действие уполномоченных органов по присвоению целевого назначения земельному участку (землям), не имевшим такового ранее» [17]. Вопрос отнесения земельных участков к категории земель в настоящий момент остается актуальным. В этом смысле нельзя согласиться с Е.А.Галиновской, которая считает, что для всех земель в нашей стране уже сейчас установлено целевое назначение и категории [17]. На практике многие земельные участки не имеют документально закрепленного целевого назначения и четкого отнесения к категории земель. Это подтверждают и нормы Закона о переводе земель, устанавливающего в качестве переходных положений нормы об отнесении земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории (ст. 14). ЗК РФ определил компетенцию в вопросах отнесения земельных участков.

Отнесение земель к категориям осуществляется:

  • в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ;
  • в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ, - органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления;
  • в отношении земель, находящихся в частной собственности, - органами местного самоуправления (п. 1 ст. 8).

До разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до 05.01.2005, осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков (п. 3 ст. 15 Закона о переводе земель). В иных случаях до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами государственной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления (п. 4 ст. 15 Закона о переводе земель). ЗК РФ не содержит норм относительно оснований и порядка отнесения земельных участков к определенной категории земель. Более того, по этим вопросам ЗК РФ не содержит даже отсылочных (бланкетных) норм. Однако земельное законодательство, понимаемое в соответствии с п. 1 ст. 2 ЗК РФ, содержит ряд положений по этому вопросу.

До рассмотрения вопросов отнесения земельных участков к определенной категории необходимо разграничить такие разные по содержанию, но схожие по форме понятия, как «отнесение земельных участков к определенной категории» и «установление категории земель для определенного земельного участка». Под отнесением земельного участка к определенной категории понимается деятельность уполномоченных органов по установлению фактической цели использования земельного участка, изучению природных, социальных, экономических и иных факторов использования земельного участка, направленному на выбор того целевого назначения, которое бы соответствовало эффективному и рациональному использованию земельного участка, а также издание индивидуального правового акта об отнесении земельного участка к определенной категории. В отличие от отнесения земельного участка к определенной категории, установление категории земель необходимо рассматривать как уточнение и надлежащее документальное закрепление существующего целевого назначения земельного участка в соответствии со сложившейся системой категорий земель. Таким образом, определить категорию земель возможно двумя путями: путем установления категории земель и путем отнесения земельного участка к той или иной категории земель.

Именно об установлении категории земель идет речь в п. 2, 3 ст. 14 Закона о переводе земель. В случае, если категория земель указана не в документах государственного кадастра недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в документы государственного кадастра недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в части назначения имущества - категории земель) осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков. В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанным в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу Закона о переводе земель, определение категории земельных участков осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков. Закона о переводе земель, определение категории земельных участков осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» [18] признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 № 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 № 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения". Указанные выше документы являются действительными, но при этом не имеют прямого указания на категорию земель, однако содержат указание на «целевое назначение использования земли».

Для установления категории земель на земельные участки, правообладатели которых получили указанные выше документы на землю, в случае необходимости в качестве дополнительного способа установления категории земель применяется следующее правило. Так, для земельных участков, учтенных в государственном земельном кадастре до вступления в силу Закона о государственном земельном кадастре, категория земель которых не указана в оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документах, она определяется на основании сведений, содержащихся в земельно-кадастровой документации, в соответствии с которой был составлен и утвержден по состоянию на 01.01.2001 отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям [19]. Отдельно следует отметить, что при рассмотрении в судах вопросов о принадлежности земельного участка к той или иной категории земель во внимание принимаются и иные документы, помимо названных выше, содержащие информацию о целевом назначении спорного земельного участка. Например, судами принимаются в качестве надлежащего доказательства государственные акты на вечное пользование, выдававшиеся в соответствии со ст. 19 Земельного кодекса РСФСР 1970 г. и Постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1975 [20]. от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Правительства РФ от 18.02.1998 № 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по , утвержденным Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 № 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", о праве собственности на землю по форме, утвержденной Правительства РФ от 19.03.1992 № 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения". Указанные выше документы являются действительными, но при этом не имеют прямого указания на категорию земель, однако содержат указание на «целевое назначение использования земли».

Для установления категории земель на земельные участки, правообладатели которых получили указанные выше документы на землю, в случае необходимости в качестве дополнительного способа установления категории земель применяется следующее правило. Так, для земельных участков, учтенных в государственном земельном кадастре до вступления в силу Закона о государственном земельном кадастре, категория земель которых не указана в оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документах, она определяется на основании сведений, содержащихся в земельно-кадастровой документации, в соответствии с которой был составлен и утвержден по состоянию на 01.01.2001 отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям [19]. Отдельно следует отметить, что при рассмотрении в судах вопросов о принадлежности земельного участка к той или иной категории земель во внимание принимаются и иные документы, помимо названных выше, содержащие информацию о целевом назначении спорного земельного участка. Например, судами принимаются в качестве надлежащего доказательства государственные акты на вечное пользование, выдававшиеся в соответствии со ст. 19 Земельного кодекса РСФСР 1970 г. и Постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1975 [20].

Таким образом, при установлении категории земель органами власти не принимается правовой акт, как в случае отнесения земельного участка к определенной категории. Представляется, что процедура отнесения земельного участка к определенной категории должна применяться только при невозможности установления категории земель для этого земельного участка. Одним из таких примеров является случай, когда категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права землю, а также ее невозможно определить на основании отчета по состоянию на 01.01.2001 о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям. В соответствии с п. 4 ст. 14 Закона о переводе земель в этом случае принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлен. Трудно согласиться с тем, что указанный правовой акт будет носить нормативный характер. Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм; под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение [21]. Акт об отнесении земельного участка к определенной категории земель по своей юридической природе является индивидуальным актом, актом применения права, т.к. не содержит норм права, распространяется на конкретный земельный участок, адресован определенному кругу субъектов и подлежит однократному применению; не является источником права, а представляет собой юридический факт [22]. Следовательно, необходимо внести соответствующие изменения в Закон о переводе земель.

Указанная выше норма Закона о переводе земель называет в качестве условия отнесения земельного участка к какой-либо категории определение цели, для которой этот земельный участок был предоставлен. Действительно, ранее действовавшее законодательство предусматривало указание цели использования в решениях о предоставлении земли [23]. Но на практике это исполнялось не всегда точно и корректно. Поэтому встречаются случаи, когда цель предоставления в решениях о предоставлении либо отсутствует, либо сформулирована таким образом, что не позволяет однозначно определить, к какой категории земель следует отнести земельный участок. В таких случаях надлежит руководствоваться п. 5 ст. 14 Закона о переводе земель: земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. Данная норма, с одной стороны, представляется логичной и имеющей право на существование, но, с другой стороны, является незаконченной и содержащей в себе возможность для злоупотребления правом со стороны землепользователя. В случае осуществления обладателем земельного участка пользования этим участком способами, оказывающими влияние (создающими возможность оказания такого влияния) на права и обязанности обладателей соседних земельных участков, например, которые повлекут ограничения в использовании указанных соседних земельных участков, необходимо предусмотреть в Законе о переводе земель следующие дополнительные меры: закрепить обязанность землепользователя получать согласие обладателей соседних земельных участков на отнесение земельного участка к определенной категории и дальнейшее его использование в соответствии с целевым назначением этой категории земель; либо обязанность представить доказательства отсутствия существующего или возможного воздействия на соседние земельные участки. Например, абсолютно недопустимо принятие решения об отнесении земельного участка к землям промышленности, исходя из фактического использования земельного участка - строительство (с целью последующей эксплуатации) какого-либо промышленного предприятия, в случае, если его работа приведет к невозможности использовать либо существенного затруднить использование соседних земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, по прямому назначению. Таким образом, в связи с тем, что категория земель определяет правовой режим земельного участка, который, в свою очередь, влияет на правовой режим смежных и соседних земельных участков, при принятии решения об отнесении земельного участка к определенной категории необходимо учитывать возможные изменения правовых режимов соседних земельных участков.

Примечания

1. СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. 1). Ст. 5276.

2. См. Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 // СЗ РФ. 2000. № 16. Ст. 1709.

3. Приказ Росземкадастра от 15.06.2001 № П/119 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра», зарег. в Минюсте РФ 20.06.2001, рег. № 2753 // Российская газета. 2001. 11 июля.

4. Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. № 44. Ст. 4191.

5. Приказ Минюста РФ от 18.02.2008 № 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка", зарег. в Минюсте РФ 18.02.2008, рег. № 11179 // Российская газета. 2008. 22 февр.

6. Приказ Минюста РФ от 19.03.2008 № 66 "Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории", зарег. в Минюсте РФ 25.03.2008, рег. № 11405 // Российская газета. 2008. 02 апр.

7. СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 149.

8. См. Правила оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.0-04-01-01, утв. Росземкадастром 10.04.2001 // Российская газета. 2001. 11 июля. По заключению Минюста РФ в государственной регистрации не нуждается (письмо Минюста РФ от 13.06.2001 № 07/5743-ЮД).

9. СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.

10. См. п. 30 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утверждены постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219 // СЗ РФ. 1998. № 8. Ст. 963.

11. См. п. 4, 5 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. 1). Ст. 5276.

12. См. п. 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ.

13. См. п. 2 ст. 49, п. 7 ст. 54 Земельного кодекса РФ; ст. 284, 286 Гражданского кодекса РФ.

14. Волков Г.А. Правовые проблемы разграничения земель на категории по целевому назначению // Экологическое право. 2005. № 2.

15. См. п. 30 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219 // СЗ РФ. 1998. № 8. Ст. 963.

16. См. п. 1 ст. 18, п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.

17. Комментарий к Земельному кодексу РФ (постатейный) / Под ред. С.А.Боголюбова, Е.Л.Мининой. М., 2002. С. 42.

18. СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4148.

19. См. Приказ Росземкадастра от 29.07.2002 № П/301 «О внесении изменений и дополнений в Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел «Земельные участки», зарег. в Минюсте РФ 19.08.2002, рег. № 3706 // Российская газета. 2002. 28 февр. 

20. См., например, постановление ФАС Поволжского округа от 28.03.2006 № А55-9112/05-11; постановление ФАС Поволжского округа от 14.03.2006 № А55-6876/05-44.

21. Приведенные определения нормативного правового акта и правовой нормы содержатся в постановлении Государственной Думы ФС РФ от 11.11.1996 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации» и рекомендуются для использования при подготовке нормативных правовых актов Министерством юстиции РФ (приказ от 14.07.1999 № 217) и используются в судебной практике. См., например, постановление президиума ВАС РФ от 16.01.2007 № 12547/06.

22. См., например, Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник М., 2003. С. 613.

23. См., например: ст. 12 Земельного кодекса РСФСР, утв. Законом РСФСР от 01.07.1970 // СЗ РСФСР. 1988. Т. 4. Ст. 37; ст. 30 Земельного кодекса РСФСР, утв. ВС РСФСР 25.04.1991 № 1103-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768.

МЫСОВ Дмитрий Иванович. С 2005 г. работает в Холдинге "МИЭЛЬ". Сфера профессиональных интересов - земельные отношения и сделки с недвижимостью.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100