написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (36) Ноябрь 2008

Инвестиционный фонд РФ: поддержка бизнеса в условиях финансового кризиса

Черненко С.И., компания "Финансовый и организационный консалтинг"

Большинство планируемых к реализации крупных региональных инвестиционных проектов характеризуются отсутствием на месте предполагаемого строительства необходимой инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, энергетических и газопроводных объектов, систем водоснабжения и водоотведения. При этом создание подобных объектов инфраструктуры собственными силами влечет для частного инвестора существенные финансовые затраты, кроме того, согласовательные и разрешительные процедуры очень сложны по структуре и длительны по времени.

Создание таковой инфраструктуры может быть осуществлено при содействии государства на основе принципов государственно-частного партнерства (ГЧП), путем получения государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ, сформированного 01.01.2006 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.2005 № 694 «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации». Основной задачей Фонда является создание и развитие инфраструктуры в рамках реализации инвестиционных проектов, направленных на социально-экономическое развитие Российской Федерации., сформированного 01.01.2006 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.2005 № 694 «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации». Основной задачей Фонда является создание и развитие инфраструктуры в рамках реализации инвестиционных проектов, направленных на социально-экономическое развитие Российской Федерации.

С момента создания Фонда прошло чуть менее 3 лет, и пока преждевременно говорить о каких-то достигнутых результатах: сейчас многие заявки находятся в процессе подготовки или рассмотрения, а те, которые уже одобрены федеральными комиссиями, ждут средств из федерального бюджета. Тем не менее уже получен первый опыт реализации инвестиционных проектов с участием Фонда. Обсуждению накопленного опыта был посвящен "круглый стол", прошедший 06.10.2008 в Торгово-промышленной палате РФ. Организаторами выступили Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата РФ, компании “Финансовый и организационный консалтинг” и "Vegas Lex".

В заседании "круглого стола" принимали участие представители федеральных министерств, региональных администраций, инвесторы и консультанты. Открывая заседание, ведущий круглого стола Советник Председателя Совета директоров АФК «Система» Владимир Рудашевский отметил, что институты ГЧП в России находятся на стадии становления, и на данном этапе важно обсудить проблемы, возникшие у обеих сторон в ходе работы над проектами с участием Инвестиционного фонда, и предложить механизмы для их решения.

Одним из ключевых вопросов в ходе встречи стал вопрос отбора инвестиционных проектов. В условиях ухудшающейся экономической конъюнктуры количество проектов, претендующих на софинансирование за счет федерального бюджета, будет стремительно возрастать. Из-за повышения процентных ставок по кредитам сроки окупаемости многих изначально привлекательных инвестиционных проектов сейчас превысили 5 лет. В такой ситуации для инициаторов проектов возможность воспользоваться ресурсами государства крайне важна.

Вторым ключевым вопросом рабочего стола стал вопрос своевременного выполнения обязательств со стороны как частных инвесторов, так и государства. Поскольку возведение коммерческой и инфраструктурной частей проекта финансируются независимо друг от друга, возможно расхождение или затягивание сроков сдачи объектов в эксплуатацию одной из сторон. При этом, по словам начальника отдела Центра ГЧП Внешэкономбанка М.Перевозова, возникающая ответственность стороны, своевременно не выполнившей взятые на себя обязательства, законодательно не урегулирована. Ввиду отсутствия официально закрепленного механизма наполнения Фонда и отсутствия четкой схемы мониторинга использования средств государственной поддержки существует вероятность того, что может сложиться ситуация, при которой в Фонде не будет достаточно средств для выполнения Российской Федерацией уже принятых на себя обязательств, при этом, если коммерческая часть проекта реализуется в срок, инвестор может понести значительные убытки.

С подобной проблемой уже столкнулось в ОАО «Евразийский» в ходе реализации программы реконструкции системы водоотведения в Ростове-на-Дону. По словам вице-президента холдинга Д.Пузанова, компания потратила около 2 млрд руб. на возведение коммерческих объектов, а государство еще не приступило к финансированию своей части проекта.

Решить проблему можно двумя путями. Первый - более четко регламентировать существующую систему: разработать межведомственный административный регламент, предусматривающий процедуру прохождения проекта, параллельно внедрить систему «одного окна», когда пакет документов поступает в Минрегионразвития РФ, а дальше министерство рассылает документы по ведомствам и в четко обозначенные сроки собирает заключения. Второй - передать часть функций по оценке проектов и подготовке пакета документов для рассмотрения Правительственной комиссией на аутсорсинг. Оптимальной структурой для выполнения таких функций может являться Внешэкономбанк, обладающий необходимым опытом и ресурсами. В данном случае возможно:

  • передать Внешэкономбанку минимум функций - возложить на него обязанности «единого инвестиционного консультанта», что позволило бы избежать двойных расходов при подготовке проекта (оплата услуги инвестиционного консультанта и инициатором проекта на стадии подготовки, и государством на стадии оценки);
  • или передать Внешэкономбанку функции по оценке, обеспечению финансирования и мониторингу проектов. Это позволит существенно повысить эффективность работы Инвестиционного фонда и привлекать для выполнения данных функций наиболее квалифицированные кадры.

При этом вопрос может быть поставлен шире. В настоящее время Инвестиционный фонд - единственный институт развития, который, по сути, является не институтом, а просто строчкой в бюджете. В перспективе Инвестиционный фонд целесообразно перевести на стандартные принципы работы, с определением управляющей компании, которая будет обеспечивать функционирование фонда.

В целях увеличения доступности информации и возможности оперативной подготовки комплекта документов было выдвинуто предложение на сайте Министерства регионального развития России сформировать отдельный раздел, в котором предоставить:

  • все утвержденные нормативные документы, регламентирующие деятельность Инвестиционного фонда РФ;
  • контактное лицо, курирующее вопросы в части разработки финансовых моделей и осуществления финансово-экономических расчетов по инвестиционному проекту, с указанием телефона и часов для осуществления консультаций и получения ответов на возникающие вопросы в ходе разработки проекта;
  • систему критериев при отборе проектов;
  • экзогенно задаваемые прогнозные данные, необходимые для оценки эффективности инвестиционного проекта.

В ходе "круглого стола" также стал вопрос об избыточности требований к подготовке документации на получение бюджетных ассигнований. По словам Е.Ушакова, партнёра компании "Финансовый и организационный консалтинг", при разработке заявок для инвесторов они столкнулись с тем, что в Правилах* закреплена необходимость предоставления заключения государственной экспертизы на проектную документацию по частным объектам. Это ведет к возложению на инвестора обязанности вкладывать свои средства в разработку проектной документации до принятия принципиального решения об одобрении проекта, существенно повышая его риски. По мнению Е.Ушакова, до рассмотрения заявки государственная экспертиза проектной документации на объекты, создаваемые за счет частных средств, не является критически необходимой. Для подтверждения реальной стоимости частных объектов на этапе рассмотрения заявки и одобрения проекта инвестиционной комиссией достаточно требуемых в соответствии с Правилами бизнес-плана и заключения инвестиционного консультанта на проект. В этой связи будет целесообразным рассмотреть возможность об исключении обязанности представлять заключения государственной экспертизы на частные объекты на этапе подачи заявки на получение бюджетных ассигнований Фонда.

*Постановление Правительства РФ от 01.03.2008 № 134 (ред. от 23.06.2008) "Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации".

Кроме того, в настоящее время к инвестору предъявляется требование об отсутствии в течение последних 3 лет операционных убытков. Это требование не имеет значительного экономического смысла. Более того, стандартной практикой реализации инвестиционных проектов предусматривается создание специальной проектной компании, которая до начала эксплуатации объектов, создаваемых в рамках инвестиционного проекта, не может генерировать положительные денежные потоки. К тому же в стадии строительства компания несет расходы, которые отражаются на её балансе с отрицательными значениями.

Региональные власти с энтузиазмом относятся к идее участия Фонда в региональных коммерческих проектах. По словам заместителя Губернатора Тамбовской области Н.Перепечина, регион планирует запуск масштабной программы развития агропромышленного комплекса стоимостью порядка 160 млрд руб. Средства Инвестиционного фонда уже в 2009-2010 гг. позволят им привлечь инвесторов для реализации коммерческих проектов строительства животноводческих комплексов и сахарного завода суммарной стоимостью 13 млрд руб.

Аналогично, власти Ульяновской области в рамках создания промышленной зоны «Заволжье» планируют разместить на её территории порядка 10 предприятий, при этом суммарные инвестиции должны составить более 10 млрд руб. Реализация таких проектов должна существенно повысить конкурентоспособность экономики региона, значительно улучшить социально-экономическую ситуацию в регионе. Организация необходимой инфраструктуры будет вестись частично за счет городского и областного бюджета, также власти в значительной степени рассчитывают на выделение субсидии из Инвестиционного фонда.

Инвестиционный фонд РФ в настоящее время является наиболее перспективным инструментом развития в России. Это институт активной финансовой политики на основе ГЧП, на который возлагаются большие надежды и от работы которого во многом зависит будущее благополучие России.

С.И.Черненко. Старший аналитик Департамента оценки компании "Финансовый и организационный консалтинг".

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100