написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (36) Ноябрь 2008

Задача экономики - повысить качество и уровень жизни населения

Двас Г.В., вице-губернатор Ленинградской области

Ленинградская область - динамично развивающийся регион, в котором есть все необходимые конкурентные преимущества для роста экономики: богатство природных ресурсов, близость к границам европейских государств, энергоизбыточность. Развивается научно-технический потенциал, внедряются современные разработки в промышленность, строятся новые предприятия. Но, если посмотреть в перспективу, достанет ли в регионе кадров, чтобы занять все, вновь появляющиеся рабочие места?

- Григорий Викторович, как развивалась экономика и социальная сфера региона в первом полугодии 2008 г. и с какими результатами Ленобласть вошла в осень?

- Главным итогом я бы назвал то, что ряд важнейших тенденций, о которых еще год назад мы говорили как о только-только зарождающихся, за прошедшее время приобрели устойчивый характер. В первую очередь, речь идет о тенденциях улучшения демографической ситуации, росте рождаемости, сокращении смертности, в том числе - младенческой.

Только за 1-е полугодие число родившихся в Ленинградской области увеличилось на 4,2%, а коэффициент рождаемости вырос до 8,5 человек на 1000 населения, против 8,1 человек на 1000 населения в январе-июне предыдущего года. Наиболее заметный прирост рождаемости произошел в Бокситогорском, Приозерском, Подпорожском, Волховском и ряде других районов. Если обратиться к итогам 2007 г., то мы увидим, что эти цифры показывают не случайный «всплеск», а устойчивую тенденцию оздоровления демографической ситуации.

На сегодняшний день в Ленинградской области проживает 1 млн 632 тыс. человек. За 2007 г. численность населения области сократилась на 4,3 тыс. человек, или на 0,3%, за 2006 г. - на 6,2 тыс. человек. Как видим, в результате улучшения соотношения рождаемости и смертности естественная убыль населения продолжает сокращаться, составив 9,9 человек на 1000 населения в 2007 г. против 11,4 человек на 1000 населения в 2006 г.

К сожалению, показатель численности населения пока еще имеет отрицательные значения, но есть уверенность, что вышеназванные тенденции имеют уже необратимый характер и станут «трамплином» для достижения знакового уровня стабилизации численности населения региона.

Положительная динамика наблюдается и по другим показателям, характеризующим уровень жизни населения. Так, например, средняя номинальная заработная плата в Ленинградской области составила в марте текущего года более 17,4 тыс. руб. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в июне 2008 г. на 14,8% превысила уровень июня 2007 г.

Улучшение качества жизни населения Ленобласти характеризует и сокращение количества преступлений. Особенно радует, что наиболее быстрыми темпами сокращается количество тяжких преступлений, стабилизируется ситуация в общественных местах и на улицах. Это свидетельствует о том, что жизнь в регионе становится менее сложной, что все больше людей «находит себя» в занятиях полезным трудом, за который они получают достойное вознаграждение.

Среди других социально-демографических показателей - наряду с рождаемостью - стоит отдельно выделить среднюю продолжительность жизни населения как интегральный показатель, отражающий динамику качества жизни. Отрадно, что за последние 3 года средняя продолжительность жизни в Ленинградской области увеличивается высокими темпами. Это самая важная оценка качества работы органов государственной власти и местного самоуправления нашего региона!

Но основой этих и других достижений региона, безусловно, является экономика, стабильная работа которой обеспечивает жителей рабочими местами с достойной заработной платой и, наполняя доходную часть бюджета, позволяет развивать социальные отрасли.

За минувший год устойчивый рост показали практически все основные отрасли экономики и сельского хозяйства Ленобласти. О стабильном характере наблюдаемых сегодня тенденций наглядно говорят перспективы их дальнейшего развития, о которых мы можем судить, исходя из динамики инвестиционных процессов.

В основной капитал предприятий, действующих на территории Ленинградской области, за период январь-июнь 2008 г. было инвестировано 60,9 млрд руб. Но радует не только рост объема инвестиций как таковой. Не менее важно, что вложены они именно в развитие материально-технической базы предприятий, строительство новых, реконструкцию и модернизацию существующих производств. Результатом этих вложений станет создание новых рабочих мест, улучшение условий труда, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, увеличение налоговых отчислений в бюджет.

- Оказывается ли в Ленобласти государственная поддержка предприятиям, которые улучшают условия труда для своих сотрудников?

- В соответствии с принятым 11 лет назад законом «Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области», а также рядом других нормативно-правовых актов, мы предоставляем существенные налоговые льготы и оказываем поддержку всем предприятиям, реализующим любые инвестиционные проекты.

Поскольку компании заинтересованы в повышении производительности своих предприятий и конкурентоспособности выпускаемой продукции, в рамках инвестиционной деятельности активно идет внедрение новых технологий. В свою очередь, использование современного оборудования требует привлекать квалифицированный персонал, у которого достаточно высокие требования к работодателям и по уровню заработной платы, и по условиям труда.

Впрочем, работодатели также заинтересованы в реализации мероприятий по охране труда и здоровья работников на предприятиях. Если даже не из понимания своей социальной ответственности, то хотя бы из необходимости поддерживать трудовой потенциал персонала. Так что, поддерживая инвестиционную деятельность предприятий, Правительство области оказывает серьезную поддержку и трудовым коллективам - в плане улучшения их производственно-бытовых условий.

Выгодное геоэкономическое положение, подкрепляемое развитой транспортно-логистической инфраструктурой, является основным конкурентным преимуществом Ленинградской области. Многие инвесторы, говоря о причинах, побудивших их принять решение о размещении новых предприятий именно в Ленинградской области, указывают большую экономию средств за счет крайне выгодных транспортно-логистических позиций нашего региона. Если позволить себе сделать образное сравнение, то транспортно-логистическая инфраструктура представляет собой «скелет», вокруг которого экономика Ленинградской области обрастает «мышцами» промышленных предприятий.

За минувший год в транспортной отрасли Ленобласти произошло много событий. Прежде всего, это знаковое решение премьер-министра России В.В.Путина о строительстве «Балтийской трубопроводной системы - 2» с завершающим терминалом в порту Усть-Луга. Новый нефтепровод позволит увеличить объемы российского экспорта нефти, диверсифицировать маршруты ее поставок. Запланировано строительство нефтепровода-отвода на Кириши, что даст возможность заводу «Киришинефтеоргсинтез» в перспективе нарастить объемы нефтепереработки.

Еще одним важным событием стал состоявшийся 14 мая в Приморске ввод нового портового комплекса по отгрузке готовых нефтепродуктов: бензина, дизельного топлива и керосина, поступающих в Ленинградскую область по нефтепродуктоводу «Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск». Эти объекты были введены в рамках проекта «Север» и, на сегодняшний день, мощность первой очереди магистрали составляет 8,4 млн тонн нефтепродуктов в год. В дальнейшем мощность порта Приморск по перевалке готовых нефтепродуктов должна составить 24 млн тонн в год.

В порту Усть-Луга вошли в строй или будут введены в ближайшее время новые комплексы по обработке грузов и их перевалке на морские суда: контейнерный терминал мощностью 5 млн тонн грузов в год; многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2», предназначенный для перевалки накатных грузов, в том числе - новых импортных автомобилей, контейнерных и генеральных грузов; терминал по перевалке технической серы мощностью 0,5 млн тонн. Развитие и ввод новых очередей угольного терминала позволит увеличить его мощность до 6,5 млн тонн угля.

Новая схема генерального плана развития порта Усть-Луга предусматривает увеличение общего грузооборота до 120,6 млн тонн различных грузов в год. С учетом развития порта «Усть-Луга» на полную мощность было разработано «Обоснование инвестиций в строительство автомобильной дороги Усть-Луга - Великий Новгород». Общая протяженность новой трассы составит 245 км (по территории Ленобласти - 178 км). Ориентировочная стоимость - 27 млрд руб. Ожидается, что к 2020 г. нагрузка на эту дорогу составит 30,5 млн тонн грузов в год.

В 2007 г. объем перевалки грузов через портовые комплексы Ленобласти составил 98,5 млн тонн. Анализ экономической ситуации по предприятиям различных отраслей, оценка их потребностей в отправке продукции на экспорт морским путем и темпы развития портов показывают, что уже в текущем году Ленинградская область сможет выйти на знаковый рубеж перевалки более 100 млн тонн грузов в год.

О значении портовых комплексов Приморск и Усть-Луга для российской экономики может сказать такой факт, что после их выхода на проектную мощность, суммарный объем обработки грузов российских портов на северо-западе достигнет 450 млн тонн, что сопоставимо с грузооборотом всех морских портов России в 2007 г.

Растет объем грузоперевозок Октябрьской железной дорогой. В натуральном исчислении объемы погрузки предприятиями-грузоотправителями области в 2007 г. составили 42,4 млн тонн (около 40% всех грузоперевозок, осуществляемых Октябрьской железной дорогой на территории 8 северо-западных регионов страны).

Бюджетные ассигнования на приведение в порядок автодорожной сети превысили в этом году 6 млрд руб. и, будем надеяться, что, проезжая по дорогам Ленинградской области, каждый из нас сможет лично убедиться в эффективности их освоения.

- Судя по цифрам статистики, которые приводит Петростат, темпы экономического развития Ленинградской области идут на спад. Григорий Викторович, не могли бы Вы прокомментировать эту ситуацию?

- Если ориентироваться лишь на обобщающие данные, то по полному кругу предприятий индекс промышленного производства составил в 2007 г. 102,6%, в 1-м полугодии текущего года - 101%. Кому-то, наверное, может показаться, что после стремительного «рывка» экономика области перешла в стадию стагнации, за которой, согласно классическим законам, неминуемо должен последовать спад… К счастью, это совершенно не так!

Внимательно проанализировав текущую ситуацию - с учетом инвестиционных процессов! - нетрудно увидеть, что ряд крупных предприятий различных отраслей, действительно, снизили объемы производства, но лишь для того, чтобы вывести его на новый уровень. Вот, например, один из «локомотивов» областного машиностроения - завод «Форд» выпустил в январе-апреле меньше автомобилей, чем в 1-м квартале прошлого года. Почему? Потребовалось в плановом порядке приостанавливать производство для перехода на выпуск новых видов продукции. Подобная картина наблюдается и по ряду других предприятий, объемы производства которых играют отнюдь не последнюю роль в валовом объеме регионального продукта.

В промышленном секторе экономики Ленинградской области растут и объемы заготавливаемого сырья, и глубина переработки, и объемы производства по многим направлениям. Если говорить о добывающих предприятиях, то по итогам 1-го полугодия текущего года прирост объемов добычи полезных ископаемых составил 120,9%. Это обусловлено ростом добычи строительных нерудных материалов. При этом регион имеет значительные ресурсы для наращивания объемов добычи песка, щебня, гранита при увеличении спроса со стороны строительного рынка.

Важной задачей остается выйти на прежний уровень добычи сланцев на объединении «Ленинградсланец». Сегодня в области добывается меньше сланца, чем до закрытия предприятия в 2005 г. Уверен, что эту задачу удастся решить в ближайшее время и следующим шагом развития данного направления станет реализация проекта по созданию энерготехнологического комплекса по переработке сланцев.

В то же время по таким видам природных ресурсов, как лес, резерв на сегодняшний день практически исчерпан. Возможный размер ежегодной заготовки древесины без ущерба для лесов Ленинградской области установлен лесоустройством в 12,5 млн м3, в том числе по хвойному хозяйству - 5,8 млн м3. Сегодня лесозаготовительные предприятия заготавливают практически всю экономически доступную древесину - без «недорубов». Нельзя не отметить, что работы по лесовосстановлению ведутся сегодня, увы, не в том объеме, в котором это необходимо региону.

Устойчиво развивается лесоперерабатывающие предприятия, которые на сегодняшний день перерабатывают практически всю древесину, заготавливаемую в Ленинградской области. Так что разговоры о необходимости перестать продавать лесное сырье можно смело назвать «вчерашним днем». При этом лесопромышленный комплекс стремительно наращивает глубину переработки лесного сырья.

Сейчас на целлюлозно-бумажном комбинате ОАО «Светогорск» завершается строительство нового завода по производству беленой химико-термомеханической массы общей производительностью 200 тыс. тонн продукции в год. Объем переработки сырья, в качестве которого будет использована не имеющая сегодня спроса осина, составит более 400 тыс. м3 в год. С вводом этого производства в эксплуатацию уровень глубины переработки древесины в Ленинградской области станет самым высоким среди всех субъектов РФ!

18 июня в городе Коммунар Группой «Илим Палп» был запущен самый современный завод на северо-западе России по выпуску гофроупаковки, мощностью 140 млн м2 продукции в год. Активно развивается Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат. В мае 2008 г. здесь была пущена современная бумагоделательная машина, позволяющая за смену выпускать 86 тонн бумаги санитарно-гигиенического назначения. Инвестиции в ее закупку и установку составили 22 млн евро.

Пару лет назад Каменногорская фабрика офсетных бумаг реализовала крупнейший в Ленинградской области проект переработки макулатуры. Ежедневно работа новой линии позволяет сохранить от вырубки и переработки в бумагу около 1600 деревьев.

Компания «ГОТЭК Северо-Запад» вводит в строй новый завод по производству упаковки из гофрокартона во Всеволожском районе. Здесь будет выпускаться порядка 180 млн м2 гофорокартона в год, объем инвестиций составляет 79 млн долл. Реализуются и другие проекты по развитию производства картонно-бумажной продукции, пиломатериалов, продукции для нужд строительной отрасли, в том числе - деревянного домостроения.

Высокими темпами развивается стройиндустрия. В прошлом году к двум крупнейшим заводам по производству цемента - ЗАО «Пикалевский цемент» и ЗАО «МЕТАХИМ» (Волховский цементный завод) добавился еще один - ОАО «Сланцевский цементный завод «Цесла». Близятся к завершению подготовительные работы по строительству нового завода ООО «Цемент» мощностью около 2 млн тонн цемента в год, который также будет размещен в Сланцевском районе.

Гатчинский «Завод ЖБИ № 1» приступил к строительству 2-й очереди производства железобетонных изделий и конструкций, с пуском которой мощность предприятия достигнет 200 тыс. м3 ЖБИ в год. Это эквивалентно обеспечению строительства почти 400 тыс. м2 жилья в год. На проектную мощность выходит новый завод по производству пенобетона «ЕвроАэроБетон» в Сланцах. Осуществлен запуск второго завода «ROSSTRO-Velox» по выпуску материалов для монолитного строительства в несъемной опалубке из щепоцементных плит.

После реконструкции почти в 2 раза возрастет объем производства кирпича на заводе ЗАО «Эталон-ЛенСпецСМУ». На будущий год запланировано окончание строительства и ввод в эксплуатацию крупного кирпичного завода ЗАО «Победа ЛСР» мощностью более 200 млн шт. и запуск 2-й очереди завода по производству негорючих изолирующих материалов ООО «Роквул-Север» мощностью 200 тыс. тонн.

Крупным событием для региона стал приход финского инвестора - компании «Нокиан Тайерс», которая в 2007 г. ввела во Всеволожском районе новое производство. Предприятие, разместившееся в промышленной зоне «Кирпичный завод», успешно развивается и имеет перспективы выйти на производство порядка 4 млн автомобильных шин в год.

Хороших показателей Ленинградской области удалось достичь и в развитии агропромышленного комплекса. Несмотря на то что прошлый год характеризовался далеко не лучшими природно-климатическими условиями, по его итогам объем производства сельхозпродукции в Ленинградской области составил 37,8 млрд руб., что выше уровня 2006 г. на 104,2%.

В рамках реализации национального проекта аграрии значительно обновили производственные фонды хозяйств, построили новые животноводческие фермы, внедрили новые технологии по уходу за скотом, приобрели новое оборудование и технику, закупили племенные поголовья. Однако, по сравнению с другими отраслями, эффективность вложений в сельское хозяйство является «отложенной». Невозможно моментально увеличить количество обрабатываемой земли, производство молока и мяса! Ожидаем, что первые результаты национального проекта «Развитие АПК» в виде серьезного увеличения объемов производства мясомолочной продукции мы увидим в 2009 г.

- Расскажите, пожалуйста, какие меры принимаются по привлечению инвесторов в удаленные районы Ленобласти.

- В вышеупомянутый закон «Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области» недавно были внесены изменения, согласно которым с определенного периода - ориентировочно, с января 2010 г. - налоговые и другие льготы будут предоставляться инвесторам при создании новых производств только на отдельных территориях, отдельных муниципальных образованиях Ленобласти.

Общеизвестно, что наиболее привлекательны для инвесторов участки в зоне активного влияния Кольцевой автомобильной дороги, а также - Всеволожского, Ломоносовского, Тосненского районов. Но я решительно против расхожего утверждения, будто концентрация новых предприятий имеет место именно в пригородных районах! Примыкающие к Санкт-Петербургу Кировский и Гатчинский районы явно недооценены инвесторами.

Наиболее активно инвестиционное развитие идет на территориях, расположенных вблизи от основных транспортных магистралей: Московского, Выборгского, Мурманского шоссе, Кольцевой автодороги. Кроме того, серьезные инвестиционные проекты реализуются и на более удаленных территориях. Например, на ряде участков Выборгского, Киришского, Тихвинского, Подпорожского, Кингисеппского районов…

Основные проблемы социально-экономического развития Ленобласти связаны именно с неравномерностью размещения «точек роста» в границах самих районов. Вследствие значительной диспропорции по уровню развития экономической базы, на которой «покоится» вся система предоставления населению социальных услуг, благоустройства и т.д., уровень жизни в отдельных населенных пунктах одного и того же района может весьма сильно разниться.

Соответственно, необходимо проводить дифференцированную инвестиционную политику по выравниванию инвестиционной привлекательности отдельных территорий, отдельных населенных пунктов. Для того чтобы развивать экономику крупных населенных пунктов и повышать жизненный уровень населения, нужно привлекать инвесторов для создания крупных заводов и фабрик, которые могли бы эффективно заменить ставшие по каким-либо причинам неконкурентоспособными старые предприятия. В небольших поселках нужно развивать малый бизнес, возрождать сельское хозяйство. Предстоит большая работа как по возрождению - уже на новой экономической и технологической основе - ранее существовавшей производственной базы этих территорий, так и по ее диверсификации.

На основании новой редакции закона «Об инвестиционной деятельности» мы рассчитываем привлечь инвесторов на территории, обладающие недостаточной конкурентоспособностью. Уверен, что предоставление льгот создаст для инвесторов условия, в которых вложение ими средств в реализацию новых проектов на этих территориях будет оправданным.

Власти Ленобласти оказывали и продолжают оказывать поддержку муниципальным районам в развитии инженерно-транспортной инфраструктуры, что необходимо и для промышленного, и для жилищного строительства.

Еще одним важным шагом станет принятие схемы территориального планирования Ленинградской области, которая в настоящий момент проходит согласования, и схемы территориального планирования муниципальных районов. В рамках выполнения этой работы решается задача по гармонизации социального и экономического развития территорий.

Перспективные зоны для размещения жилья, общественных, социальных, промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, транспортной и инженерной инфраструктуры будут спланированы таким образом, чтобы жители каждого города, каждого поселка Ленинградской области могли без каких-либо затруднений найти себе работу «по душе». Причем, в непосредственной близости от дома и, конечно же, с достойным уровнем оплаты труда. Словом, делается все необходимое, чтобы сделать Ленинградскую область удобной и комфортной для проживания.

***

Балтийская трубопроводная система (БТС) создается в соответствии с Указом Президента РФ от 06.06.1997 № 554 "Об обеспечении транзита грузов через прибрежные территории Финского залива" и постановлениями Правительства РФ от 16.10.1997 № 1325 "О проектировании, строительстве и эксплуатации Балтийской трубопроводной системы".

БТС является одним из наиболее перспективных проектов в современной российской экономике. Система ориентирована на создание нового направления экспорта российской нефти из Тимано-Печерского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья, а также транзит нефти из стран СНГ и, в первую очередь, Казахстана. Проект предусматривает строительство нового российского терминала по перевалке сырой нефти в районе г. Приморска. Комплекс в полной мере отвечает экономическим и политическим интересам России, поскольку в настоящее время остался только один глубоководный порт в г. Новороссийске.

***

Правительство Ленинградской области реализует модель инвестиционного процесса, которая базируется на следующих принципах:

  • сохранение благоприятного инвестиционного климата путем дальнейшего совершенствования закона «Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области»;
  • расширение прав и укрепление инвестиционной базы органов местного самоуправления;
  • развертывание сети региональных инвестиционных банков (как правило, филиалов крупных банков), инвестиционных фондов, страховых компаний;
  • упор на собственные источники финансирования, прежде всего, амортизацию, прибыль, средства населения;
  • широкое привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций на базе предпринимательской, арендной, концессионной, партнерской и других моделей;
  • развитие конкуренции во всех стадиях инвестиционного цикла, прежде всего, за счет торгов (тендеров), обеспечивающих прозрачность сделок и создание конкурентной среды;
  • повышение удельного веса прогрессивных форм управления инвестиционным процессом - проектно-изыскательских работ (строительства, ввода в эксплуатацию) путем внедрения так называемых «прокьюремент систем», что означает не только обоснование бизнес-идеи, ее реализацию, но и сопровождение проекта на стадии эксплуатации и, прежде всего, на этапе срока окупаемости проекта. Прокьюремент или логистика инвестиционного проекта позволит преодолеть разорванность стадий инвестиционного цикла и повысит эффективность инвестиций;
  • обеспечение государственных гарантий по страхованию инвестиционных рисков.

Интервью вице-губернатора Ленинградской области Г.В.Дваса журналу "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование".

ДВАС Григорий Викторович. Доктор экономических наук, кандидат технических наук, доктор бизнес-администрирования (США), профессор Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. С 1996 г. - председатель комитета по экономике и инвестициям Правительства Ленинградской области (с сентября 2004 г. - комитет экономического развития Ленинградской области), с мая 1999 г. одновременно является вице-губернатором. В Правительстве Ленинградской области курирует вопросы подготовки и реализации межотраслевых программ развития экономики Ленинградской области; промышленной, инвестиционной, налоговой, ценовой и антимонопольной политики, развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, природопользования, товарного рынка, внешнеэкономической деятельности и др. Руководитель центра региональной экономики.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100