Центрами современного мира стали «глобальные города» - агломерации, наделенные большими финансовыми и политическими функциями. Их экономический потенциал огромен: первая десятка «глобальных городов» дает свыше 1/10 всего ВВП мира.
Если вопросы управления и развития агломераций раньше интересовали лишь узкий круг специалистов, то сейчас и на федеральном уровне заявляется, что для обеспечения высоких темпов экономического роста страна обязана перейти к развитию инновационных технологий и постиндустриальному типу производства, а городские агломерации являются сосредоточием этих процессов и источниками конкурентоспособности России в глобальной экономике. Таким образом, вопросы развития крупных городских агломераций должны стать частью долгосрочной стратегии развития России.
Быстро меняющиеся условия экономического и социального развития страны ставят под вопрос прежнюю систему административно-территориального деления. Необходимо ставить экономику в центр развития регионов. Приоритеты сегодня связаны с инвестициями, инновациями, инфраструктурой и ее развитием. Все эти вопросы невозможно и неоптимально решать в жесткой привязке к административно-территориальному отделению. Возникает объективная необходимость усиления межрегиональной интеграции.
Потенциал Москвы как глобального центра используется не в полной мере, и рост экономической мощи и влияния зачастую не только не сопровождается увеличением глобальной интегрированности, но и происходит на фоне ее снижения.
Сейчас практически все возможности дальнейшего развития Москвы как «глобального города» связаны с Московской областью. Необходимо снять все барьеры, тормозящие развитие Московской агломерации, не позволяющие реализовать мощнейший потенциал интеграции и связанный с ним огромный синергетический эффект для социально-экономического развития всей страны.
Чтобы решить интеграционную задачу, существует ряд конституционно-правовых и управленческих возможностей. Все они имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
Например, можно, объединив Москву с Московской областью, создать новый субъект РФ. Этот вариант позволяет снять все основные препятствия на пути интегрированного развития столицы и области. В то же время сама процедура образования в составе Российской Федерации нового субъекта является чрезвычайно длительной, требует существенных затрат. Она предполагает единство мнений органов законодательной и исполнительной власти объединяемых субъектов по всем вопросам слияния. Издержки подготовки такого объединения могут оказаться слишком велики и привести к временной потере темпов развития Москвы и Московской области. А это расширит уже имеющийся спектр проблем столичного региона.
Другой вариант - расширение границ Москвы как субъекта РФ до линии малого окружного кольца Подмосковья. Эта модель кажется привлекательной экспертам, полагающим, что полное объединение Москвы и области приведет к созданию слишком крупного экономического субъекта РФ и снизит и без того невысокую территориальную равномерность социально-экономического развития страны. За счет этого варианта можно было бы решить основные сегодняшние проблемы развития столичной агломерации. Но он, скорее всего, приведет к невозможности дальнейшего существования Московской области как отдельного субъекта РФ в новых территориальных рамках и потребует передачи остальных территорий Подмосковья соседним субъектам РФ.
Может быть использован вариант перераспределения полномочий между федеральным центром, Москвой и Московской областью с целью обеспечения совместного исполнения всех ключевых функций. Реализовать этот проект можно, заключив договор о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ. Но надо учесть, что возможность подписания многостороннего договора о разграничении полномочий между РФ и более чем одним ее субъектом законодательством четко не установлена, хотя и не запрещена. Заключение же двух, пусть и взаимосвязанных, договоров о разграничении полномочий отдельно с Москвой и отдельно с Московской областью может оказаться не столь эффективным.
И, наконец, еще одним вариантом является усиление координирующей и направляющей роли Правительства РФ в обеспечении взаимосвязанного и интеграционного развития Москвы и Московской области и превращение Москвы в «глобальный город» на основе специальной федеральной целевой программы. Реализация этого проекта позволит существенно повысить интенсивность развития региона, а также отработать на данном примере новые механизмы обеспечения единства системы исполнительной власти России в целях более эффективной реализации приоритетов национального развития.
Но кроме административных преобразований чрезвычайно важным для эффективного управления Московским регионом является умение осуществлять взаимодействие на договорной основе при решении вопросов развития агломерации.
Развитие агломераций - это взаимовыгодное сотрудничество их субъектов ради улучшения жизни населения. Формирующиеся агломерации порождают, в первую очередь, инфраструктурные проблемы - дороги, транспорт, энергетика, водоснабжение. Именно поэтому вопрос градостроительного планирования, особенно согласования этих планов, стоит очень остро. В современном мегаполисе градостроительное планирование должно осуществляться на основе сбалансированного развития коммунальной инфраструктуры, с опережающим развитием транспортных коммуникаций, сохранением природной среды, устойчивым защитным лесопарковым поясом и формированием полноценной системы пригородов. Причем такой системы, которая включала бы и сеть малых городов-спутников со своей экономической специализацией и развитыми локальными рынками труда, способствующими социально-экономической децентрализации. Комплексные программы градостроительного, инфраструктурного и социально-экономического развития, которые были реализованы в 70-80-е годы прошлого века в рамках проектов «Большой Париж» или «Большой Лондон», демонстрируют свою эффективность.
В случае с Москвой и Московской областью речь идет о двух независимых административных системах, управляющих своими территориями на принципах, не согласованных между двумя субъектами. Такое разделение в управлении приводит к дестабилизации социальной сферы и ограничению возможностей жителей Москвы и Московской области по многим аспектам: быт, производство, перемещение. Комплексное управление развитием агломерации должно строиться на взаимовыгодном сотрудничестве субъектов интеграции для повышения качества жизни всего населения Московского региона.
Далеко не каждый город способен попасть в элитный клуб мировых центров. Москва близка к этому, но ей придется пройти не только через жесткое противостояние других городов-лидеров, но и решить множество других проблем: преодолеть отставание производственной, социальной и институциональной инфраструктур от требований, предъявляемых к «глобальным городам».
Несмотря на длинную дистанцию, которую надо пройти, нельзя не понимать, что попадание в систему «глобальных городов» имеет колоссальное значение для повышения конкурентоспособности любой агломерации, ее ближайшего окружения, региона и страны в целом.
БАТУРИНА Елена Николаевна. В 1982-1989 гг. - научный сотрудник Института экономических проблем комплексного развития Москвы, заведующая секретариатом Всероссийского Союза объединенных кооперативов, главный специалист Комиссии Мосгорисполкома по кооперативной деятельности. С 1989 г. - Президент компании "ИНТЕКО". С 2006 г. - заместитель руководителя межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", член Комиссии по развитию рынка доступного жилья при Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
|