написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (36) Ноябрь 2008

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (выступление на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Москва, 15.10.2008)

Набиуллина Э.С., Министр экономического развития Российской Федерации

<…>Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (КДР) - это основа и для выработки действий Правительства, и для законопроектной деятельности. И не только для этого - не только для согласования деятельности различных ветвей власти, - но и для совместных действий государства и бизнеса, государства и общества в целом.

Впервые за последние годы была подготовлена долгосрочная стратегия развития страны. Предыдущая попытка была сделана в 2000 г. и была формально рассчитана на 10 лет, но представляла собой больше план действий на первые 4 года. Нынешняя Концепция - уже на 12 лет. В то же время экономическая обстановка, в которой завершается подготовка Концепции, далека от благоприятной. Влияет ли мировой финансовый кризис на принятие КДР, нужно ли откладывать ее до тех пор, пока все не «утрясется»? Такие мнения высказываются в экспертном сообществе. Но мы так не считаем.

Последние события на мировых финансовых рынках и связанный с этим рост неопределенности мирового развития делают принятие КДР еще более актуальным. И это мнение не только мое - это консолидированное мнение Правительства, подтвержденное по итогам заседания Правительства 1 октября, на котором проект КДР был одобрен.

Конечно, это не значит, что политика Правительства в краткосрочном периоде не будет меняться - все вы прекрасно знаете, что Правительство в тесном взаимодействии с вами и с Государственной Думой предпринимает все необходимые усилия для снижения влияния мирового финансового кризиса на российскую экономику. Но кризис не вечен.

Принимая оперативные решения по стабилизации отечественной финансовой системы и поддержанию экономического роста, мы должны помнить о долгосрочных приоритетах, чтобы быть готовым к вызовам развития. Это усиление глобальной конкуренции, ускоряющийся характер технологических изменений, принципиальное возрастание роли человеческого капитала в обеспечении экономического развития, исчерпание источников экстенсивного экспортно-сырьевого роста. Повторюсь, что мировой финансовый кризис еще больше усиливает эти вызовы.

Мы уже принимаем сегодня решения, рассчитанные на 10, 20 лет по развитию человеческого потенциала, отраслей экономики и регионов. КДР позволяет согласовать их друг с другом и обеспечить верный общий вектор развития. Она работает на опережение, на определение тех проблем и путей их решения, с которыми наша экономика в полной мере еще только начинает сталкиваться или столкнется в будущем.

КДР - ключевой элемент стратегического управления развитием экономики страны. На ее основе должен быть разработан и актуализирован целый ряд документов Правительства, определяющих конкретные механизмы и способы достижения поставленных целей - это и Основные направления деятельности до 2012 г., которые конкретизируют деятельность Правительства по реализации КДР на первые 4 года, и План действий на первые 2 года, и Бюджетная стратегия, и Долгосрочный прогноз социально-экономического развития, и Концепция регионального развития и стратегии развития секторов экономики и целый ряд других важнейших документов (рис. 1). Мы также рассчитываем, что этот документ будет полезен и конкретным предприятиям, и регионам при выработке ими собственных планов развития - давая большую предсказуемость в ориентирах действия государства.

Рис. 1. КДР и система принятия решений.

В этой связи, кстати, хотелось бы ответить на одно из замечаний, полученных нами из Совета Федерации, касающееся того, что в КДР нет анализа различных сценариев развития событий, нет представления об изменениях «внешней среды» и т.д. В КДР этих положений, действительно, нет. Разрабатываемый нами одновременно с КДР долгосрочный прогноз - документ более аналитический, значительно более объемный и именно в нем содержатся все эти положения. Прогноз будет и дальше дорабатываться, и мы планируем его принятие ближе к середине следующего года.<…>

Замечу, что эта работа нуждается в соответствующем законодательном обеспечении, которым должен стать закон «О прогнозировании и стратегическом управлении». И мы надеемся на тесное сотрудничество с Советом Федерации в разработке и принятии этого закона. Концепция закона сейчас проходит согласование в Правительстве, и одновременно мы пишем сам текст законопроекта. Формирование целостной системы стратегического принятия решений - одна из гарантий того, что КДР станет не только идеологическим манифестом, своеобразной экономической конституцией, а реальным управленческим программным документом.

В рамках КДР выделены 2 основных этапа экономического развития: первый - по сути, подготовительный - этап до 2012 г., и следующий - до 2020 г.

До 2012 г. создаются необходимые условия для эффективного использования уже имеющихся конкурентных преимуществ страны, а также для решения задач адаптации к мировому экономическому кризису. Более конкретно меры экономической политики, соответствующие этим задачам, сформулированы в Основных направлениях деятельности Правительства и Плане действий по их реализации. Именно первый этап - ключевой в плане принятия необходимых для дальнейшего инновационного развития мер. Мы уже сейчас находимся почти в цейтноте - чтобы иметь шанс на достижение заявленных целей, нам за следующие 1,5-2 года нужно принять основной массив законов и необходимых решений Правительства.

На втором этапе обеспечивается «инновационный прорыв», структурная диверсификация экономики, завершение модернизации инфраструктурных секторов, системы образования и здравоохранения. Решаются задачи смягчения социальной и региональной дифференциации.

Нас часто спрашивают, за счет чего будет достигнут инновационный прорыв, где та отрасль или набор отраслей, куда Правительство будет вкладываться, чтобы получить наибольшую отдачу? В качестве «подсказок» называют машиностроение, нефтепереработку и т.д. У нас есть много важнейших отраслей, которые мы, безусловно, будем развивать, но ключевой объект инвестиций - не отрасль.

Основа долгосрочного развития - инвестиции в человеческий капитал - в образование, науку, здравоохранение, культуру, социальные институты. Планируется обеспечить рост расходов государства на образование с 4,1% до 5,5-6% ВВП, на здравоохранение - с 3,6% в 2008 г. до не менее 5,2-5,5% в 2020 г. при создании условий для значительного увеличения и частных инвестиций в эти сектора и проведении масштабных мер по их модернизации. При увеличении эффективности инвестиций с тем, чтобы они превращались в реальное улучшение качества и доступности образования и здравоохранения для людей.

КДР - это стратегия обеспечения экономического лидерства России в XXI в. и формирования нового образа страны. Какой образ России 2020 г. заложен в Концепции?

Прежде всего, это страна, привлекательная для жизни. Основные характеристики: кратный рост среднедушевого ВВП, значительный рост средней продолжительности жизни (до 72-75 лет), кратное увеличение доли среднего класса, обеспечение доступности качественных услуг образования и здравоохранения. Комфортные условия проживания подавляющего большинства граждан страны, включая социальный климат, личную безопасность, благоприятную экологию, доступное комфортное жилье, развитую систему общественных услуг.

Обобщающий показатель уровня жизни, ВВП на душу населения увеличится с 13,9 тыс. долл. США по паритету покупательной способности в 2007 г. до более чем 30 тыс. долл. в 2020 г. К 2030 г. уровень ВВП на душу населения достигнет 50 тыс. долл. США, что превысит средний уровень стран Еврозоны.

Рост суммарного ВРП регионов России может составить к 2020 г. 2,4 раза, при этом в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах ВРП увеличится в 2,5-2,6 раза, в Поволжье - в 2,4 раза, на юге России - в 2,6 раза.

Россия будет укреплять свое положение одного из мировых лидеров, выступая в качестве ключевого участника выработки правил функционирования глобальных рынков, прежде всего энергетических, реализуя лидерство России в интеграционных процессах на евразийском пространстве (ШОС и СНГ). Будет обеспечен высокий уровень национальной безопасности и обороноспособности.

Мы должны занять и укрепить ведущие позиции в мире по ряду ключевых позиций в фундаментальных и прикладных научных разработках и связанных с ними технологиях: IT, нано-, биотехнологии и технологии здоровья человека (табл. 1). Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2007 г. - 9,5%), а инновационной продукции в объеме выпуска - до 25-35% (2007 г. - 5,5%). по ряду ключевых позиций в фундаментальных и прикладных научных разработках и связанных с ними технологиях: IT, нано-, биотехнологии и технологии здоровья человека (табл. 1). Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2007 г. - 9,5%), а инновационной продукции в объеме выпуска - до 25-35% (2007 г. - 5,5%).

Таблица 1. Основные показатели социально-экономического развития

Показатель

2007 г.

2020 г.

ВВП на душу населения по ППС, тыс. долл.

13,9

30

Среднегодовой темп прироста ВВП, %

 

6,5

Средняя продолжительность жизни, годы

66,5

72-75

Доля среднего класса, %

20

>52-55

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, %

10,4

6-6,5

Доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП, %

10,9

17-20

Доля инновационной продукции в выпуске промышленности, %

5,5

25-35

Доля промышленных предприятий, осуществляющих инновации, %

9,5

40-50

Общие затраты на исследования и разработки, % ВВП

1,1

2,5-3

Объем экспорта, млрд долл.

354

>900

Экспорт машиностроительной продукции, млрд долл.

19,7

110-130

Повышение производительности труда, 2020 г. к 2007 г.

1

2,6

Динамика энергоемкости, %

100

60

Доля России в мировой экономике, %

3,2

4,3

Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 2,5-3% ВВП в 2020 г. (в 2007 г. - 1,1 % ВВП), при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок. Базой для их развития будут служить крупные города и агломерации Европейской части России, но не только они, а и города восточной части страны, такие как Томск, Новосибирск, Владивосток, благодаря высокой концентрации высококвалифицированного человеческого капитала. Должны быть сформированы региональные научно-образовательные центры, конкурентоспособные на международном уровне.

Российская экономика будет глобально конкурентоспособной, включая кратный рост производительности труда, в отдельных секторах - до 5-7 раз, резкое снижение уровня энергоемкости, географическую и продуктовую диверсификацию экспорта. Россия будет реализовывать конкурентные преимущества, направленные на укрепление ведущих позиций в глобальной энергетической инфраструктуре, в первую очередь за счет накопленного потенциала Сибири и реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, а также максимального использования транзитного транспортного потенциала Северо-Западного, Южного и Дальневосточного федеральных округов.

Долгосрочные приоритеты социально-экономического развития найдут свое отражение в бюджетной политике. Вместе с Минфином мы работаем над уточнением бюджетных обязательств, соответствующих инновационному социально-ориентированному развитию (рис. 2). И надеемся на тесное сотрудничество по этим вопросам с Советом Федерации.

Рис. 2. Приоритеты бюджетных расходов.

Далее кратко охарактеризую ключевые направления реализации концепции.

Социальное развитие

Улучшение социального климата и смягчение социального неравенства определяется не только устойчивым экономическим ростом (хотя это - база), но и адресной социальной политикой, направленной на защиту различных групп населения.

В КДР предусмотрены новые подходы к молодежной политике, Будет сформирована эффективная система институтов, обеспечивающих поддержку социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию. Будет в целом решена задача социального сиротства.

В результате принятых мер будет достигнуто снижение уровня абсолютной бедности с 13,4% в 2007 г. до 6-7% в 2020 г. Также снизится разрыв в уровне доходов, соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных снизится с 16,8 раз в 2007 г. до 12 раз в 2020 г.

*К абсолютно бедным относятся лица с доходами ниже прожиточного минимума, а к относительно бедным - лица с доходами ниже 50% от медианного дохода.

Пенсионная система

Ключевыми задачами развития пенсионной системы является рост материального обеспечения пенсионеров, включая повышение индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости, обеспечение устойчивости пенсионной системы.

В рамках действующей пенсионной системы предусматривается повысить уровень пенсионного обеспечения граждан с тем, чтобы к 2010 г. средний размер трудовой пенсии по старости превысил 1,45 прожиточного минимума пенсионера, одновременно с повышением среднего размера социальной пенсии до прожиточного минимума, к 2016-2020 г. ? до величины, обеспечивающей не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера.

Для достижения этих целей будет осуществлен, в том числе, переход от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы путем замены ЕСН на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по единому для всех организаций и работодателей тарифу независимо от отраслевой принадлежности.

Дальнейшее развитие пенсионной системы должно осуществляться в целях повышения уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и обеспечения ее финансовой сбалансированности для устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе.

В этой связи необходимо отметить, что принятые решения по пенсионной реформе реально и существенно увеличивают общую налоговую и страховую нагрузку на предприятия. Правительство это прекрасно осознает. По поручению Председателя Правительства сейчас разрабатывается комплекс мер по компенсации бизнесу такого увеличения через снижение иных налогов, разработку механизмов субсидирования предприятий и видов деятельности, для которых повышение нагрузки будет наиболее существенным. В первую очередь, это касается малого бизнеса, сельхозпроизводителей. Главная задача, которую поставил Председатель Правительства, - обеспечить общее неповышение нагрузки на бизнес, и мы эту задачу, уверена, решим.

Здравоохранение

В области здравоохранения предстоит сформировать механизмы, обеспечивающие доступность и качество медицинской помощи. Перечислю основные институциональные преобразования в сфере здравоохранения.

Это законодательное закрепление государственных гарантий в отношении объемов и условий оказания бесплатной медицинской помощи. Это переход на одноканальное финансирование медицинской помощи и формирование конкурентной модели обязательного медицинского страхования с акцентом на создание условий для выбора страховщика и медицинской организации самим застрахованным, расширение хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений и создание системы управления качеством оказываемой медицинской помощи, развитие диспансеризации, улучшение лекарственного обеспечения граждан, формирование и реализация программы в сфере развития здравоохранения на 2009-2012 гг.

Предполагается обеспечить снижение уровня смертности от болезней системы кровообращения не менее чем в 1,4 раза, от несчастных случаев, отравлений и травм - примерно в 2 раза, снизить показатели младенческой и материнской смертности до уровня, достигнутого развитыми странами, уменьшить в 1,5 раза заболеваемость социально значимыми болезнями.

Демографическая политика

В области демографической политики поставленная задача - обеспечить стабилизацию численности населения на уровне не ниже 142-143 млн человек к 2015 г. и создание условий для повышения к 2025 г. численности населения до 145 млн человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.

Основные направления осуществляются в рамках Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. - это снижение смертности и травматизма в результате ДТП, несчастных случаев на производстве, снижение материнской и младенческой смертности, формирование здорового образа жизни, укрепление института семьи и поддержка рождаемости, реализация эффективной миграционной политики.

Экологическая политика

В концепции предложена новая модель экологической политики, предусматривающая стимулирование экологического бизнеса и снижение воздействия на окружающую среду от всех источников загрязнений, а также усиление институтов, направленных на сохранение природной среды. Среди целевых показателей - сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз, сокращение количества жителей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях, не менее чем в 4 раза. К 2020 г. планируется полностью решить проблему восстановления безопасной среды обитания в регионах экологического кризиса, где сейчас проживают около 1 млн жителей страны.

Образование

Назову наиболее важные из предлагаемых решений:

  • модернизация системы начального и среднего профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки кадров;
  • создание национальных университетов, в том числе в ведущих научных и образовательных городах Сибири;
  • ускоренное развитие системы непрерывного образования, позволяющих людям приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям труда;
  • формирование около 20 научно-образовательных центров мирового уровня;
  • повышение качества преподавания, в том числе на основе новых систем оплаты труда;
  • развитие образовательного кредитования.

Жилищная политика

Современная ситуация на рынке жилья в России является серьезным тормозом для благополучного социального развития населения страны. Перед жилищной политикой встает ряд проблем, которые требуют незамедлительного решения. Наиболее серьезными из них являются: развитие институтов долгосрочного кредитования, налаживание механизма передачи земель в частную собственность и долгосрочную аренду, обеспечение земельных участков инженерной и социальной инфраструктурой, развитие промышленной базы стройиндустрии, формирование новой градостроительной политики. Решение вышеобозначенных проблем позволит преодолеть дефицит предложения на рынке жилья и ограниченность платежеспособного спроса населения.

К 2020 г. мы должны обеспечить доступность жилья для всех категорий населения и создать комфортный жилищный фонд, отвечающий потребностям жизни.

В итоге к 2020 г. средняя обеспеченность жильем составит 28-35 м2 общей площади, доступность приобретения или аренды жилья станет доступной для не менее чем 60% населения страны, будет ликвидирован ветхий и аварийный жилищный фонд.

Эти задачи по развитию жилищного строительства не снимаются с повестки дня, несмотря на определенные сложности в настоящий момент. Мы сможем использовать созданные институты развития, такие как АИЖК, для поддержки ипотечного кредитования. Кроме того, в бюджетах различных уровней предусматривается поддержка различных жилищных программ, что также позволит поддержать спрос на жилищном рынке.

Наука и инновации

Переход экономики страны на инновационный путь развития требует формирования национальной инновационной системы. Сейчас у нас фрагментарно созданы отдельные инструменты - РВК, госкорпорация Роснанотех, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, в регионах создаются технопарки и бизнес-инкубаторы. Но нужна поддержка инноваций по всей цепочке - от генерации знаний до их коммерциализации и налаживания серийного производства.

Важнейшей задачами станет увеличение спроса на инновации со стороны предприятий, решение которой предполагает расширение бюджетных и налоговых стимулов.

С целью повышения конкурентоспособности отечественной науки планируется обеспечить ускоренное развитие материально-технической базы науки, включая поддержку формирования 20-30 исследовательских университетов. При этом будет обеспечено увеличение доли конкурсного финансирования научных исследований и сформированы механизмы независимой оценки деятельности государственных научных организаций.

Развитие инфраструктуры

В качестве необходимого условия снятия инфраструктурных ограничений экономического роста планируется обеспечить ускоренное развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, сектора телекоммуникаций.

Объем частных и государственных инвестиций в транспортный комплекс предстоит увеличить с 2% ВВП в 2006 г. до 4-4,5% ВВП к 2020 г.

Ввод автомобильных дорог в 2020 г. вырастет по сравнению с уровнем 2007 г. в 3,2 раза (до 8 тыс. км в год). Будет создана опорная сеть скоростного пассажирского движения со скоростями 160-200 км/ч, построены высокоскоростные железнодорожные магистрали, обеспечивающие движение со скоростями до 350 км/ч.

В результате будут созданы условия для удвоения к 2020 г. (192,1% по сравнению с 2007 г.) объемов коммерческого грузооборота, четырехкратного роста объемов экспорта транспортных услуг.

Промышленная политика

В традиционных базовых секторах экономики огромным потенциалом роста, ориентированным на импортозамещение и экспорт, обладает автомобилестроение, нефте- и газохимия, электронная промышленность, агропромышленный комплекс. В этих секторах, а также в энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве заложен и основной потенциал энергосбережения.

Кроме того, в долгосрочной перспективе планируется вывести из кризисного состояния отечественную машиностроительную промышленность. Решение трех ее основных проблем: технологической отсталости, недостатка финансовых ресурсов и дефицита квалифицированных кадров - позволит более эффективно использовать российскую машиностроительную продукцию в целях интенсивного развития высокотехнологичных отраслей, энергетической и транспортной инфраструктуры.

К 2020 г. рост производства продукции машиностроения составит при инновационном варианте 303% соответственно по отношению к 2007 г. Для этого будет предприниматься ряд мер как общеинституционального характера, так и прямой государственной поддержки через механизмы содействия экспорту, расширение госзаказа и т.д.

Повышение энергоэффективности

Одной из первоочередных задач в повышении конкурентоспособности промышленности должно стать повышение энергоэффективности. К числу приоритетных мер отнесены установление обязательных нормативов энергоэффективности в рамках разработки технических регламентов, развитие требований к маркировке товаров по уровню энергоэффективности, поддержка разработки отечественных образцов энергосберегающих технологий нового поколения, стимулирование развития энергетического аудита.

В результате использования имеющегося потенциала энергосбережения планируется обеспечить снижение энергоемкости ВВП страны к 2020 г. не менее чем на 40% по отношению к 2020 г.

Глобальная конкурентоспособность

Задачи, поставленные в КДР, предполагают достижение темпов экономического роста, превышающих среднемировые, В результате доля России в мировой экономике увеличится с 3,2 до 4,3%, а объем экспорта машин и оборудования вырастет более чем в 5-6 раз. Это очень сложная задача, но без ее решения нельзя обеспечить ни технологическое обновление отечественной экономки, ни устойчивость платежного баланса.

Опережающими темпами по сравнению с сырьевым сектором экономики будут развиваться высокотехнологические сектора экономики.

Развитие авиа- и судостроения

Особое внимание будет уделено развитию авиационной промышленности. Наработанный научно-исследовательский потенциал в отрасли позволяет произвести и вывести на мировой рынок перспективный высококонкурентный продуктовый ряд. Уже сейчас дорабатываются основные модели гражданских самолетов (Ту-204, Ту-214, Ил-96), пользующихся спросом и лидирующих в рейтинге по надежности и безопасности полетов. Кроме того, будут созданы условия для продвижения российской авиатехники путем развития различных форм лизинга, кредитования, таможенной политики.

В итоге мы выйдем на 3-е место в мире по производству гражданских самолетов (10-15% уровня мирового рынка продаж на рубеже 2020-2025 гг.).

Немаловажным для российской действительности является решение проблемы морального износа авиапромышленного комплекса.

В судостроительной промышленности значительно - более чем в 5 раз ? увеличится объем экспорта гражданской продукции, укрепятся конкурентные позиции в производстве космической техники и атомном энергопромышленном комплексе.

Внешнеэкономическая политика

Россия развивается как открытая экономика, и у нас нет альтернативы превращению в одного из лидеров в глобальной конкуренции и созданию вместе со странами-партнерами, прежде всего на евразийском пространстве, зоны совместного развития. К числу приоритетных направлений внешнеэкономической стратегии относится последовательное развитие интеграции в рамках межгосударственного сотрудничества стран СНГ, включая ЕврАзЭС, ШОС, а также формирование экономики союзного государства Россия - Белоруссия.

В области внешнеторговой политики будет возрастать значимость задачи диверсификации экспорта, поддержки экспорта промышленной продукции высокой степени переработки и услуг, с одновременным содействием глобальной производственной кооперации, реализациисовместных проектов, взаимного обмена активами и др.

При этом все большое значение будет играть активизация сотрудничества со странами с быстрорастущими рынками, такими как Индия и Китай.

Реализация политики модернизации, роста инвестиций в человеческий потенциал, инновации и инфраструктуру, безусловно, не будет означать отказ от поддержания макроэкономической стабильности. В 2020 г. будет обеспечено снижение инфляции до уровня не более чем 3%, дефицит бюджета не должен превышать 1% ВВП.

Финансовая система

Задача развития финансовой системы является одним из необходимых условий повышения доступности инвестиций. Важность этой задачи еще более очевидна на фоне событий последних месяцев. Приоритетными направлениями должно стать формирование в России международного финансового центра, укрепления позиций отечественной банковской системы и страхового рынка.

В результате к 2020 г. будет обеспечено удвоение вклада банковского сектора в финансирование инвестиций в основной капитал до 20-25%, более чем 5-кратный рост отношения стоимости российских корпоративных облигаций в обращении к ВВП (с 3,8% в 2007 г. до 22-25% в 2020 г.), не менее чем 3-кратный рост отношения к ВВП собранных страховых премий (с 2,4% в 2007 г. до 7-9% в 2020 г.).

При этом будет решена задача превращения рубля в региональную резервную валюту и расширение использования рубля во внешнеторговом обороте.

Мировой финансовый кризис показал актуальность укрепления ресурсной базы отечественной финансовой системы длинными деньгами. Та модель финансирования экономического развития - в значительной мере за счет относительно дешевых внешних заимствований - себя исчерпала. Новая модель, по сути, формируется сейчас в условиях мирового финансового кризиса. И мы в будущем должны опираться на собственную мощную и конкурентоспособную банковскую и, в целом, финансовую систему.

Региональная политика

Реализация инновационного сценария развития экономики предполагает формирование действенных стимулов и механизмов поддержки развития экономики на региональном уровне (рис. 3).

Рис. 3. Направления региональной политики.

В период до 2012 г. региональное развитие будет определяться, в основном, уже сформировавшимися зонами экономического роста, к которым относятся: крупнейшие агломерации с наиболее динамичным экономическим ростом, крупные города-центры регионов, территории, на которых сосредоточена добыча полезных ископаемых и их переработка, порты европейской части России, территории юга России с развитой инфраструктурой и выходом к морскому побережью.

Но одновременно мы должны начать реализацию программ регионального развития, которые позволят сформировать новые центры экономического роста - те центры, которые будут определять в дальнейшем развитие страны на более сбалансированной - в региональном отношении - основе: когда не будет такого разрыва между регионами по основным экономическим и социальным показателям, когда каждый регион сможет создать свои собственные конкурентные преимущества.

После 2012 г. растущий вклад в региональное развитие будут вносить перспективные центры экономического роста, к которым относятся агломерации и индустриальные центра большого Поволжья, Южного и Среднего Урала, города Сибири с высоким уровнем развития человеческого капитала и потенциалом развития инновационной экономики, порты Севера и Дальнего Востока, новые центры освоения и переработки природных ресурсов, туристско-рекреационные кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, богатым историко-культурным наследием.

Формирование новых центров роста приведет к снижению регионального неравенства и уменьшению сверхконцентрации экономических ресурсов в столичных агломерациях. В ближайшее время для этого необходимо обеспечить тесную увязку инвестиционных программ на федеральном и региональном уровнях.

Полюса роста

Субъекты РФ - это основа федеративного устройства нашего государства, поэтому в КДР отражены не только общие макроэкономические и социальные тенденции, но и перспективы развития на региональном уровне (рис. 4).

Рис. 4. Полюса роста в Российской Федерации.

Кратко обозначу приоритеты государственной региональной политики.

Полюса инновационного развития будут сосредоточены по следующим направлениям:

  • развитие инновационного, научно-технического и образовательного потенциала существующих крупных городских агломераций;
  • формирование территориально-производственных кластеров на Северо-Западе, Поволжье, Южном Урале, Дальнем Востоке, ориентированных на высокотехнологичные производства в авиационной промышленности, судостроении, атомной промышленности, машиностроении, новых материалах, научных разработках, информатике и телекоммуникациях;
  • формирование туристско-рекреационных зон, в том числе с использованием механизма особых экономических зон на Алтае, Байкале, юге России, особенно в связи с Зимней Олимпиадой-2014;
  • развитие городских центров Урала и Сибири с высоким качеством населения и развивающейся инновационной и образовательной инфраструктурой (Екатеринбург, Челябинск, Томск, Новосибирск, Бийск, Красноярск, Омск, Иркутск);
  • формирование крупных транспортно-логистических и производственных узлов Юга России и Дальнего Востока.

На втором этапе реализации КДР станет актуальным освоение российского сектора Арктики, которое будет идти по следующим направлениям:

  • освоение нефтегазовых месторождений;
  • повышение изученности арктического континентального шельфа и определение его границ;
  • добыча морских биоресурсов и их переработка;
  • повышение конкурентоспособности Северного морского пути;
  • охрана окружающей среды;
  • обеспечение национальной безопасности и т.д.

В целом, необходимо отметить, что собственно региональным разделом отражение региональных проблем в КДР не исчерпывается. Вообще говоря, вся КДР так или иначе посвящена развитию регионов. Форсированное увеличение инвестиций в человеческий потенциал, прежде всего, скажется на регионах, ведь именно в компетенции субъектов находятся вопросы и образования, и здравоохранения, и жилья. Развитие инфраструктуры - также в первую очередь вопрос регионального развития. Да и большинство остальных направлений напрямую связаны с задачами развития наших территорий - это и жилищная политика, и развитие отраслей (сельское хозяйство, высокотехнологичные и базовые отрасли), социальная политика и многое другое.

И поэтому именно в региональных органах власти мы видим ключевые субъекты реализации той повестки дня, которую страна перед собой ставит в КДР.

Совет Федерации как «палата регионов», мы надеемся, также не останется в стороне от реализации КДР. В проекте постановления, подготовленном к сегодняшнему заседанию, предложена на наш взгляд очень интересная идея, - разработка долгосрочной программы законодательного обеспечения реализации КДР. Мы эту идею поддерживаем, и, я надеюсь, будем конструктивно взаимодействовать с Советом Федерации по данному вопросу, а также по всем иным проблемам, которые необходимо решить в целях обеспечения реализации наших общих долгосрочных планов.

По материалам выступления на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Москва, 15.10.2008)

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100