Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (35) Июль 2008

Выступление А.Н.Шохина, Президента Российского союза промышленников и предпринимателей

Создание государственно-частных партнерств находилось в центре внимания Российского Правительства в течение последних лет, и на сегодняшний момент ряд соответствующих инструментов уже разработан и, что самое главное, начал применяться на практике.

Пришло время сделать первые выводы. Средства Инвестиционного фонда расходуются очень медленно. Большая часть проектов, претендующих на получение поддержки, направлена на разработку проектной документации. Мало проектов, ориентированных на промышленное и инновационное развитие регионов.

Ситуация нуждается в изменении, это очевидно и для бизнеса, и для государства. В последнее время многое уже сделано для совершенствования механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в России. Ключевую роль играют два министерства - Минрегион России и Минэкономразвития России.

Поэтому не случайно, что сегодняшнее заседание комитета РСПП по ГЧП и инвестиционной политике объединено с заседанием Секции по ГЧП Общественного совета при Минрегионе России. Это оптимальная совместная площадка для выработки устраивающих и бизнес, и органы власти решений.

В качестве одного из направлений взаимодействия можно предложить проведение обязательной общественной экспертизы всех проектов, претендующих на финансирование из Инвестфонда, которые поступают в Минрегион России. Эту функцию могла бы выполнять Секция по ГЧП Общественного совета при Минрегионе России, а РСПП готов представить для этой работы кадровый и аналитический потенциал в лице Комитета по ГЧП и инвестиционной политике.

Для повышения эффективности совместной работы хотел бы предложить включить руководство Общественного совета (председателя и заместителей председателя) в состав Коллегии Минрегиона России.

Существующий опыт взаимодействия РСПП и Минрегиона России положителен. Будет реализована наша идея введения понятия «комплексного инвестиционного проекта» как совокупности нескольких проектов, объединенных по территориальному или отраслевому принципам. Это могут быть и комплексные межрегиональные инициативы, объединенные «флагманскими» проектами. Один такой проект практически готов на Юге России (строительство автодороги Черкесск-Адлер как необходимый элемент развития туристско-рекреационного комплекса «Архыз»).

Рассматривается вопрос о новых формах предоставления государственной поддержки в виде межбюджетных субсидий из Инвестиционного фонда РФ, что позволит финансировать за счет средств фонда объекты региональной и муниципальной собственности.

Также Министерством регионального развития поддержано наше предложение о возможном направлении средств Инвестиционного фонда РФ на финансирование деятельности инвестиционных фондов, создаваемых в субъектах РФ.

Однако все эти позитивные изменения по повышению эффективности механизмов предоставления государственной поддержки не решают главную проблему: как покрыть дефицит проектов ГЧП, пригодных для финансирования?

Непрозрачность процесса отбора проектов, нехватка квалифицированных кадров и в органах власти, и в бизнес-сообществе (особенно на уровне среднего и малого бизнеса) и ряд других проблем снижают реальную заинтересованность предпринимателей (при высокой потенциальной заинтересованности) в использовании инструментов ГЧП.

Наиболее показательными примерами являются опыт формирования Инвестиционным фондом проектных заявок, первые попытки применения концессионного законодательства на транспорте, развитие проектов в коммунальном хозяйстве. Эти примеры показали, что при организации проектов ГЧП органы власти должны выполнять существенно больший объем подготовительной работы, чем при традиционных процедурах закупок товаров и услуг для государственных нужд, соответственно, требуется существенно более высокий уровень квалификации.

В качестве важного элемента развития рынка ГЧП необходимо рассмотреть принцип следования государства за бизнес-интересами в местах развития инфраструктуры. Необходимо создать механизмы координации и согласования бизнес-планов крупнейших компаний, планов территориального размещения промышленных и прочих объектов, разрабатываемых региональными и местными властями, и планов территориального развития естественных монополий.

3. Важная задача - определить оптимальную форму организации такой работы, распределения функций между бизнесом и властью.

Основными направлениями, которыми могло бы заниматься бизнес-сообщество, являются:

  • формирование общероссийского реестра проектов ГЧП. Реестр - это не механический свод планируемых и реализуемых проектов, а оценка возможности их реализации с помощью тех или иных инструментов ГЧП и распределение зон ответственности между бизнесом и властью;
  • организация переподготовки кадров регионального и муниципального управления по вопросам подготовки и управления проектами ГЧП;
  • организация инвестиционно-консалтингового обслуживания проектов и программ ГЧП;
  • участие в совершенствовании нормативной базы. Аккумуляция опыта реализации проектов ГЧП будет способствовать развитию законодательства на государственном, региональном и местном уровнях, совершенствованию контрактной документации и различных моделей ГЧП.

Следующий момент, на который хотелось бы обратить внимание, - выбор и утверждение проектов сегодня происходит по мере поступления заявок в Инвестиционный фонд РФ. При этом отсутствует механизм выделения средств на финансирование проектов в зависимости от приоритетности решаемых в ходе их реализации задач и потребности в финансировании во времени. Действует принцип: первый вошел - первый деньги получил. Необходима разработка методики рейтингования проектов ГЧП и организация процесса рейтингования.

РСПП готов в рамках формирования общероссийского реестра проектов ГЧП реализовать эту задачу и представить в распоряжении Министерства регионального развития экспертную оценку приоритетности планируемых к реализации проектов.<…>