Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (35) Июль 2008

Итоги Второго Всероссийского форума «Интеллектуальная собственность России-2008»

С 23 по 26 апреля 2008 года в Российской Федерации прошли в очередной раз Дни интеллектуальной собственности. В этом году празднование было максимально деловым. Центральным мероприятием и крупнейшим событием 2008 г. в сфере интеллектуальной собственности стал Второй Всероссийский форум «Интеллектуальная собственность России-2008»

Мероприятия Форума и Дней интеллектуальной собственности в Российской Федерации прошли одновременно в большинстве субъектов РФ и, в зависимости от задач, разделялись на основные блоки: деловая, выставочная и культурная программы.

Деловая программа Форума была ориентирована на девиз Всемирной организации интеллектуальной собственности 2008 г. - «Инновации и их уважение» и реализацию инновационной стратегии России до 2020 г. В рамках Всероссийской научно-практической конференции «Интеллектуальная собственность в условиях инновационно ориентированной экономики» (г. Москва) были обсуждены наиболее значимые вопросы в сфере интеллектуальной собственности, в том числе проведен мониторинг состояния правовых и экономических отношений в области интеллектуальной деятельности, влияющих на развитие предпринимательства и разработку конкурентоспособной продукции с использованием интеллектуальной собственности.  

По итогам обсуждения было признано, что базовым условием инновационного пути развития, заявленного Президентом РФ на расширенном заседании Государственного совета РФ 08.02.2008 в качестве государственной стратегии, и реализации среднесрочной программы «четыре «И» за четыре года» является формирование рынка интеллектуальной собственности, обеспечивающего баланс интересов (инновационную мотивацию) авторов, предприятий и организаций (как исполнителей по государственному заказу) и государственных заказчиков. Однако анализ последних 10 лет российского пути к инновационной экономике свидетельствует о том, что такая мотивация отсутствует. В институтах власти сохраняется правовой нигилизм, выражающийся в том, что решения, принятые высшими органами законодательной и исполнительной власти России, не исполняются (особенно в Минобрнауки России, Роснауке и Роспроме).

В результате, при относительном росте федеральных бюджетных расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), которые в 2007 г. составили более 200 млрд руб., права закрепляются лишь в каждом 10-м случае, большинство охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, полученных при бюджетном финансировании, содержатся в научно-технической документации, права на которые никак не охраняются (ни открытым способом путем патентования, ни закрытым - через охрану ноу-хау в режиме коммерческой тайны) и, как следствие, не вовлекаются в легальный гражданский оборот, а, по данным проверок, зачастую используются в «сером» обороте, что наносит серьезный ущерб интересам предприятий, учреждений и государства в целом. По данным проверок в 2007 г. Роспатента, опубликованным в официальном годовом отчете о работе этого ведомства, правовую охрану не получили результаты научно-технической деятельности по 100% госконтрактов Минобрнауки, по 95% госконтрактов Роспрома, по 72% госконтрактов Роснауки. В большинстве организаций нарушаются требования действующего законодательства в этой сфере, в том числе не выполняются требования Постановления Правительства РФ от 17.11.2005 № 685.

Доля государственных инвестиций в финансировании НИОКР была и остается в Российской Федерации одной из самых высоких в мире и достигает 3/4 всех расходов на науку при низком уровне частных инвестиций. В то же время динамика роста затрат на науку отстает от роста валового внутреннего продукта. Хроническое недофинансирование науки в предшествующие годы привело к:

  • оттоку в другие сферы деятельности и за рубеж большого количества талантливых ученых и специалистов (численность персонала, занятого исследованиями и разработками, за период 1990-2005 гг. снизилась более чем на половину);
  • старению научно-экспериментальной базы, а по отдельным направлениям - к практическому отсутствию научного и специального оборудования, приборов и устройств, отвечающих современным мировым требованиям;
  • возрастающей неравномерности в распределении финансирования между регионами страны.

Предприятия и организации российского бизнеса практически отстранены от формирования и реализации государственных программ НИОКР. Сохраняется проблема налогообложения земли и имущества научных организаций, в том числе результатов научно-технической деятельности (РНТД), созданных за счет государственного бюджета. Не решены вопросы учреждения государственными высшими учебными заведениями и научными организациями малых инновационных предприятий с целью коммерциализации РНТД. Требует законодательных уточнений порядок сдачи в аренду площадей и другого имущества, находящегося в федеральной собственности, для государственных организаций науки и образовательных учреждений. Изменение структуры инвестиций за счет стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал и проведение НИОКР требует формирования инновационного интереса самих предприятий и организаций (прежде всего при распределении исключительных интеллектуальных прав на созданную интеллектуальную собственность) и снижения налогового бремени в этой сфере. Изменение структуры проведения исследований, ориентированных на внедрение полученных результатов в реальную экономику, в условиях сформированного бюджета на 3 года потребует определенной корректировки распределения бюджетных денег по конечным получателям.

В России создается инновационная инфраструктура,включающая: Инвестиционный фонд, Российскую венчурную компанию, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), объединенные корпорации в авиастроении и судостроении; «Росатом», «Роснанотех», «Ростехнологии», 4 технико-внедренческих зоны (г. Санкт-Петербург - в области информационных технологий, г. Зеленоград - в области микроэлектроники, Московская область - г. Дубна - в области ядерных технологий, г. Томск - в области новых материалов), 12 наукоградов, 55 технопарков, 66 инновационно-технологических центров, 80 бизнес-инкубаторов, 86 центров трансфера технологий, 10 национальных информационно-аналитических центров, а также инновационно-промышленные комплексы, инновационно-технологические кластеры и др.

В то же время эффективность многомиллиардных затрат на создание таких структур повсеместно оставляет желать лучшего. Повышение эффективности инновационной инфраструктуры предполагает одновременное комплексное решение вопросов интеллектуальной собственности и радикальное снижение административных барьеров, о чем свидетельствует, в частности, зарубежный опыт.

Например, международный технопарк (Сучжоу, КНР), созданный с апреля 2000 г., занимает 61 га, более 1 млн м2 площадей, обеспечивает работой 10 000 человек при объеме инвестиций за этот период более 4 млрд юаней. Секрет такого успеха кроется в реализации государственной стратегии «К инновационной экономике через рынок интеллектуальной собственности» в каждом конкретном проекте. В данном примере центральным связующим звеном между университетом (центром генерации идей), производством (где эти идеи апробируются) и центром менеджмента (где эти разработки реализуются на коммерческой основе в реальную экономику) является компания, предоставляющая комплекс услуг по интеллектуальной собственности.

Превращение результатов интеллектуальной деятельности в инновации, внедрение новых технологий в реальную экономику предприятий и организаций, в том числе за рубежом, на легальной основе, равно как и защита нарушенных прав на них возможны только после закрепления этих интеллектуальных прав и их правовой охраны. В то же время в России только в 20% государственных контрактов содержатся нормы о закреплении прав на результаты НИОКР, патентуется только до 10% охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, полученных при бюджетном финансировании, а в коммерческом обороте находится 1-2% из них. Институт «ноу-хау» при этом практически не используется. В то время как развитые страны патентуют за рубежом каждое четвертое национальное изобретение, что дает им возможность в дальнейшем эффективно продавать и защищать свои права на территории других государств, современная Россия патентует за рубежом только каждое 60-е национальное изобретение. Это в 100 раз меньше, чем в США, и в 50 раз меньше, чем в Германии.

Синдромом «российской благотворительности» была названа ситуация, когда российские правообладатели (независимо от формы собственности) повсеместно не используют с максимальной выгодой для себя свои права, в том числе охраняемые патентами. Так, ФГУ «РНЦ «ВТО» им. академика Г.А.Илизарова Росмедтехнологий (г. Курган), имея около 350 патентов на передовые технологии мирового уровня, в то же время не заключил ни одного лицензионного договора по их коммерческому использованию. Аналогично в Институте органической и физической химии им. А.Е.Арбузова (ИОФХ) (г. Казань) при наличии около 150 патентов (10 изобретений Института в 2007 г. включены в базу данных Роспатента “Перспективные изобретения России”, а 2 изобретения вошли в “100 лучших изобретений России”), заключено всего 5 лицензионных договоров, при этом реальные деньги получены только по одному из них.

Интересный опыт накоплен в правоохранительных и судебных органах по борьбе с контрафактом в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Если в 2004 г. там не было вынесено ни одного приговора по делам о защите авторских и смежных прав, то в 2007 г. число возбужденных уголовных дел по ст. 146 Уголовного кодекса РФ за 3 года выросло в 3 раза, при этом в каждом втором случае было внесено положительное судебное решение (около 40 приговоров). Это отражает общероссийскую положительную тенденцию по защите нарушенных прав авторов и исполнителей. В то же время удручает статистика защиты изобретательских прав и прав на секреты производства (ноу-хау), где за 2007 г. по всей России вынесено всего 20 приговоров (4 и 16 соответственно), что не отвечает реальному положению дел в этой области.

Впервые широкой общественности на Форуме был представлен проект государственного доклада «О состоянии правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации в 2007 году», подготовленный в РНИИИС, где были подведены итоги за прошедший год в сфере интеллектуальной собственности. Особенность и значимость данного документа состоит, прежде всего, в комплексном подходе к оценке состояния законодательства, правосознания и правоприменительной практики как государственных, так и негосударственных структур в сфере интеллектуальной собственности по всем категориям объектов такой собственности. При подготовке доклада были использованы статистические данные и справочные материалы по теме исследования, полученные из Министерства юстиции РФ, Минэкономразвития РФ, Минкультуры России, Минобороны России, МВД России, Россвязьохранкультуры, Роспатента, ФТС России, ФАС России, Росатома, Росимущества, Роспотребнадзора, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, а также итоги социологических исследований, проведенных ВЦИОМ, и Координационным Советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах.

По результатам мероприятий Форума в субъектах России с учетом интерактивного обсуждения (в сети интернет) был принят итоговый документ Форума, в котором определены проблемные и перспективные вопросы и подходы к их решению через создание механизмов частно-государственного партнерства в сфере инноваций и интеллектуальной собственности. Документ направлен во все высшие органы государственной власти, политическим партиям, РАН, бизнес-сообществу и СМИ в качестве основы программы формирования инновационной активности власти, науки и бизнеса в современной России.