Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (34) Апрель 2008

Материалы Парламентских слушаний в Государственной Думе ФС РФ "Законодательное обеспечение эффективного управления государственной собственностью - важнейший фактор стратегии инновационного развития Российской Федерации" (Москва, 08.04.08)

Президентом РФ определена стратегическая линия государственной политики в области реформирования системы распоряжения и управления государственным имуществом (ГИ), направленная на оптимизацию объема государственного и муниципального имущества - «у государства и муниципальных образований должно остаться исключительно то имущество, которое необходимо им для исполнения закрепленных за ними публичных полномочий».

Анализ сложившейся к настоящему времени ситуации с объемом имущества, находящимся в государственной и муниципальной собственности, показывает, что государство является крупнейшим собственником. В государственной и муниципальной собственности находится более 77 тыс. земельных участков общей площадью более 5,5 млн га, на которых расположены находящиеся в частной собственности объекты недвижимого имущества. В собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований находятся десятки тысяч унитарных предприятий и сотни тысяч бюджетных учреждений. Государство продолжает оставаться крупнейшим акционером. В федеральной собственности также находится более 1 млн объектов недвижимости, не закрепленного за предприятиями или учреждениями.

В целом, по экспертным оценкам, в нашей стране в государственной и муниципальной собственности находится более 75% от объема имущества, включенного в гражданские правоотношения. В то же время мировая практика показывает, что для эффективного функционирования рыночного хозяйства в руках государства должно находиться не более 20-25% имущества страны.

Такой большой объем имущества, находящегося в публичной собственности, приводит к ряду негативных последствий для развития экономики страны:

  • налоговые и межбюджетные отношения оказываются существенно деформированными, т.к. поступления от аренды государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков, составляют во многих регионах, особенно в крупных городах, до 35-40% налоговых поступлений;
  • искажаются экономические отношения, т.к. государство стало доминирующим арендодателем, устанавливающим фактически монопольные цены на рынке аренды;
  • органы государственной власти осуществляют много избыточных функций, связанных с владением имуществом - управление таким имуществом, его оценка, страхование, расчет арендной платы, надзор за надлежащим использованием такого имущества.

Можно сделать вывод, что в настоящее время величина государственного сектора экономики значительно превышает объем имущества, реально необходимого для эффективного выполнения государством своих публичных функций.

Участники парламентских слушаний, заслушав и обсудив доклады и сообщения депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, ученых и представителей общественных организаций, представителей коммерческих организаций с участием государства, отмечают, что государственная стратегия в сфере управления государственным и муниципальным имуществом должна предполагать соответствие деятельности органов государственной власти потребностям, запросам и ресурсам общества. Ранее принятая «Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ от 09.09.99 № 1024) сыграла свою позитивную роль в деле реформирования государственного сектора экономики на переходном этапе. Однако в связи с переходом экономики России к новому этапу интенсивного и инновационного развития существующая стратегия управления ГИ нуждается в существенной доработке. Федеральное законодательство не в полной мере соответствует современному этапу реформирования экономики России. В связи с этим представляется необходимым осуществить комплексное совершенствование законодательства в области имущественных отношений, направленное на повышение эффективности управления ГИ.

В этой связи участники Парламентских слушаний считают необходимым рекомендовать:

Правительству Российской Федерации:

  • осуществить разработку новой Концепции управления ГИ в Российской Федерации до 2020 г.

    В целях решения задачи по оптимизации объема публичного имущества в данной Концепции необходимо предусмотреть проведение категоризации имущества, находящегося в настоящее время в государственной и муниципальной собственности: Такое имущество целесообразно разделить по следующим категориям:

    1. Имущество, действительно необходимое для осуществления «публичных» функций. По сути, это - имущество, вообще исключенное из оборота, и имущество, ограниченное в обороте принадлежностью только Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям.

    2. Имущество, которое может находиться в государственной и (или) муниципальной собственности и использоваться в качестве базы выполнения социальных обязательств до того времени, пока такие обязательства окончательно не перейдут в плоскость рыночных отношений.

    3. Имущество, недопустимое для нахождения в государственной и муниципальной собственности, т.е. имущество, используемое властными органами на цели, не имеющие отношения к администрированию и к социальным обязательствам государства перед обществом.

    Представляется также целесообразным предусмотреть в Концепции осуществление максимально ускоренной приватизации объектов недвижимости (имущественных комплексов и земельных участков), не закрепленных за государственными или муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Те объекты, которые не будут проданы в установленный решением о приватизации срок, необходимо передать на конкурсной основе в доверительное управление управляющим компаниям. Приватизацию малоликвидных пакетов принадлежащих государству акций осуществлять путем их передачи в специально созданный для этой цели Государственный инвестиционный фонд. Внешнее управление этим фондом должно осуществляться отобранными на конкурсной основе управляющими компаниями.

    Предусмотреть планомерную замену права хозяйственного ведения и права оперативного управления на правовую модель доверительного управления имуществом (коммерческую и некоммерческую). В первую очередь институт доверительного управления должен быть применен в отношении унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

    Концепцией должны быть предусмотрены меры по подготовке института управляющих государственной собственностью. Нормативное регулирование деятельности управляющих должно основываться на сочетании принципов государственного регулирования и саморегулирования.

  • в целях создания благоприятных условий для развития производительных сил страны принять меры по скорейшему осуществлению слияния земельного участка и расположенных на нем зданий, строений, сооружений в единый объект недвижимости. Рекомендовать Правительству РФ и Минэкономразвития России в кратчайшие сроки утвердить предусмотренный Федеральным законом от 24.07.07 № 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о приобретении прав на земельный участок.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

  • обеспечить разработку и принятие законопроектов, направленных на завершение кодификации федерального земельного законодательства.

    В целях снижения предпринимательских рисков и сокращения затрат инвесторов на перевод земельных участков из одной категории в другую при промышленном строительстве предлагается рассмотреть возможность исключения из Земельного кодекса РФ понятия «категория земель» с одновременным уточнением понятия «разрешенное использование земельного участка». Включить в Земельный кодекс РФ особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения (в связи с чем целесообразно признать утратившим силу Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), особенности выделения земель под строительство в той части, которая регулируется в настоящее время Градостроительным кодексом РФ, особенности распоряжения лесными участками, которые регулируются Лесным кодексом РФ;

  • приступить к разработке концепций законопроектов «О казенных предприятиях», «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного имущества», «О доверительном управлении государственным и муниципальным имуществом», имеющих своей целью повышение эффективности приватизации государственного имущества и постепенный отказ от института хозяйственного ведения;
  • приступить к систематизации законодательства о государственных корпорациях. С этой целью следует разработать проект федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ с целью приведения его в соответствие с законом «О некоммерческих организациях» путем внесения норм о правовом режиме государственных корпораций; разработать проект федерального закона, устанавливающего случаи, когда возможно создание государственных корпораций, определяющего единые требования к функционированию государственных корпораций и их правовому режиму;
  • в рамках реализации механизмов государственно-частного партнерства и поддержки наукоемких секторов экономики определить состав законодательных актов, которые следует разработать и принять с целью упорядочивания взаимодействия научных организаций с бизнесом, регулирования передачи и коммерциализации технологий, деятельности государственных научных фондов, обеспечения функционирования инновационной инфраструктуры, создания льгот малому наукоемкому бизнесу.