написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (34) Апрель 2008

Экономическая природа отношений, складывающихся на оптовом рынке электрической энергии (мощности) России

Матиящук С.В., доцент кафедры гражданского права Новосибирского юридического института (филиал) Томского государственного университета

Отношения, складывающиеся на оптовом рынке электрической энергии России, обладают некоторыми экономическими особенностями, в определенной степени обусловленными технологической спецификой функционирования производственных объектов электроэнергетики, неизбежно влекущими за собой и юридические особенности.

Оптовым рынком электрической энергии (мощности) России признается сфера обращения электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы (ЕЭС) страны, которая представляет собой совокупность производственных объектов, расположенных в европейской части страны, Сибири и в Забайкалье и связанных единым процессом производства и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления. При этом из самого названия данного рынка следует, что сферой его обращения признается не только электрическая энергия как таковая, но и сопряженная с ней физическая величина - мощность. Данное обстоятельство продиктовано технологическими особенностями обращения электрической энергии в рамках ЕЭС. Так, практически ни одна из тепловых и атомных электростанций ЕЭС России не осуществляет полноценного регулирования частоты как одного из основных показателей качества электрической энергии. Особенностью объединенных энергосистем является наличие транзитных линий электропередачи, которые, как правило, имеют ограниченную пропускную способность по сравнению с установленной мощностью энергосистем. Поскольку даже небольшие изменения частоты в энергосистемах могут вызвать существенное отклонение показателей качества и надежности электроснабжения, то помимо регулирования частоты необходимо регулировать и передачу электрической энергии от одной энергосистемы к другой. Эти функции в пределах ЕЭС страны выполняют отдельные электростанции, при этом их постоянное участие в регулировании данных процессов сопряжено с дополнительными расходами на обеспечение диапазонов автоматического регулирования технологической автоматики котлов, реакторов и гидроагрегатов. Например, Иркутская, Братская и Усть-Илимская ГЭС регулируют частоту в сибирской зоне ЕЭС страны. Для таких электростанций - поставщиков мощности и электроэнергии на оптовый рынок - предусмотрено возмещение условно постоянных затрат, рассчитанных с учетом их установленной мощности1.

Формирование ЕЭС страны было обусловлено тем, что как в советский период, так и сегодня сооружение и эксплуатация электростанций всех типов, а также магистральных сетей, предназначенных для передачи электроэнергии в разные регионы страны, требуют огромных затрат капитала, что делает совершенно бессмысленным проведение параллельных друг другу линий электропередачи между одними и теми же пунктами и развитие местной генерации в отдельных регионах страны.

Кроме того, необходимо выделить и другие особенности этого сектора экономики, в корне отличающие его от других отраслей материального производства. Во-первых, ЕЭС, охватывающая значительную часть территории страны, создавалась как технологически и организационно целостная система, функционирующая в условиях централизованного диспетчерского управления, необходимость которого была продиктована высокой скоростью протекания производственных процессов, требующих максимальной автоматизации управления.

Во-вторых, экономическая эффективность передачи электрической энергии из одного региона страны в другой в рамках ЕЭС, позволила не развивать местную генерацию в тех регионах, где это экономически невыгодно. Такая передача электроэнергии в рамках ЕЭС называется перетоками электрической энергии. Такое название обусловлено технологическими особенностями, которые заключаются в том, что одни и те же электростанции в рамках ЕЭС могут последовательно обслуживать разные регионы в нескольких часовых поясах по мере смены в них дня и ночи, и, как следствие, в течение суток эти электростанции могут как вырабатывать и передавать электроэнергию, так и получать ее. Таким образом, за определенный расчетный период (как правило, месяц) для каждой электростанции определяется сальдо-переток, составляющий сумму перетоков электрической энергии. Направление сальдо-перетока определяется по знаку: «минус» или «плюс». Сальдо-переток считается отрицательным в случае, если суммарно в течение расчетного периода электростанцией был осуществлен отпуск электрической энергии во внешнюю систему. Соответственно, положительным признается сальдо-переток, когда из внешней системы электрическая энергия поступает в электрические сети электростанции (энергосистемы). При этом необходимо учитывать, что перетоки электрической энергии осуществляются только в рамках ЕЭС страны, т.е. только на оптовом рынке электрической энергии (мощности).

Таким образом, можно заключить, что деятельность по производству и передаче электрической энергии в рамках ЕЭС является преимущественно естественно-монопольной. Вместе с тем мировой опыт конца прошлого столетия по реформированию такой естественномонопольной отрасли, как электроэнергетика, показывает, что разделение субъектов электроэнергетики по видам деятельности (генерация, передача, диспетчеризация и сбыт) на самостоятельные компании позволяет рассматривать производство и сбыт в данной отрасли в качестве потенциально конкурентных сфер бизнеса в отличие от сфер по передаче электроэнергии и диспетчеризации производственных процессов, которые остаются естественномонопольными секторами в электроэнергетике2.

Таким образом, конкурентная модель электроэнергетики предполагает отделение естественномонопольных видов деятельности от потенциально конкурентных видов деятельности. Так, производство электрической энергии признается сферой, в которой конкуренция между участниками оптового рынка развивается наиболее успешно, поскольку формирование цен на электроэнергию происходит прежде всего на основе конкурентного механизма. Вместе с тем передающая электроэнергию сеть является монопольной, конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих магистральных электросетей, предназначенных для выполнения одних и тех же функций.

В итоге отделение деятельности по передаче электроэнергии и диспетчеризации производственных процессов, которые являются естественномонопольным сектором в электроэнергетике, от деятельности по производству и сбыту электроэнергии, которые рассматриваются как конкурентные секторы, представляет собой ни что иное, как искусственно сконструированную модель электроэнергетики, которая отличается от технологии процесса производства и передачи электрической энергии в рамках ЕЭС. Данный вывод можно аргументировать следующими положениями:

  • производство электрической энергии невозможно без ее передачи, а, в свою очередь, передача электрической энергии невозможна без ее потребления. Следствием этого является то, что электроснабжение представляет собой неразрывный технологический процесс;
  • с точки зрения технологии процесса передает электрическую энергию ее источник (генератор), в силу этого выделение такой сферы деятельности в электроэнергетике, как передача, весьма условно, поскольку владелец электрических сетей исходя из технологии процесса может лишь обеспечивать процесс передачи электроэнергии через электрические сети посредством поддержания их в исправном состоянии. В связи с этим функции владельца электрических сетей сведены к содержанию электросетей в работоспособном состоянии и к их эксплуатации в соответствии с требованием безопасности.

Проводимая в России реформа электроэнергетики предполагает ликвидацию монопольного положения ее субъектов посредством разделения их по видам деятельности: генерация, передача, диспетчеризация и сбыт. Вместе с тем некоторые специалисты отмечают, что создание новой модели экономических отношений в отрасли вызовет изменение технологических принципов построения и функционирования ЕЭС страны. Кроме того, высказываются сомнения о возможности формирования конкурентного рынка из-за отсутствия необходимых резервов генерирующих мощностей, поскольку ЕЭС страны создавалась директивным путем с учетом суточного расчетного цикла межсистемных перетоков электроэнергии и, как следствие, в загрузке производственных мощностей были запланированы фиксированные перетоки3.

Однако электроэнергетика России не может функционировать без участия государства в организации и осуществлении отношений, складывающихся на оптовом рынке электрической энергии (мощности) страны. Государство воздействует на эти отношения посредством установления тарифов на электрическую энергию в регулируемом секторе оптового рынка, установления технических регламентов, стандартов и нормативов безопасности и эффективности работы энергетических объектов (качество электрической энергии, техническая и технологическая безопасность в электроэнергетике, установление нормативов резерва энергетических мощностей и т.п.).

Государство вмешивается в отношения между субъектами оптового рынка электрической энергии, вводит ряд ограничений, например, установление ограничения свободы определенных договоров, выражающееся в признании их публичными; установление особого порядка заключения, изменения и расторжения этих договоров; определение особых сроков действия договора и др. Кроме того, электроснабжение в России имеет большое социальное значение, что наряду с перечисленными факторами предопределяет обязательное участие государства в экономических отношениях, складывающихся в рамках ЕЭС страны.

Примечания.

1. Временные методические указания по формированию и применению двухставочных тарифов на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии и мощности: утверждены Постановлением ФЭК РФ от 06.05.97 // Экономика и финансы электроэнергетики. 1997. № 7.

2. Международный опыт реформирования электроэнергетики [http://www.rao-ees.ru].

3. Попова Е. Дележ энергопирога // Экономика и жизнь. 2005. № 17; Корякин Ю.И. Дерегулирование - революционный процесс в энергетике [www.politeconomy.ng.ru]; Гришанков Д. Создание конкурентного рынка электроэнергетики осложнено ограниченностью сетей передач [www.opec.ru]; Гришанков Д. Создание конкурентного рынка электроэнергетики осложнено ограниченностью сетей передач [www.opec.ru].

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100