написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (34) Апрель 2008

Материалы конференции "Первые итоги и ближайшие перспективы развития российских проектов государственно-частного партнерства в сфере транспортной инфраструктуры"* (Москва, 26.10.07)

Смит К.Дж., управляющий директор «SH&E Limited»

<…>Приватизация аэропортов началась примерно 20 лет назад в Великобритании. Государственное ведомство по управлению аэропортами по настоянию госпожи Тэтчер осуществило приватизацию аэропортов, и эта тенденция пошла по всему миру. Она охватила сейчас значительную часть мира.<…> В США только 1 или 2 аэропорта приватизированs, и, таким образом, рука частного рынка не распространяется в США на аэропорты, но в других странах эта практика достаточно распространена, даже в Саудовской Аравии в строительстве аэропортов участвует частный сектор. Количество приватизированных аэропортов выросло за последние 2 года.<…>

Почему приватизация аэропортов стала столь популярной тенденцией? Я думаю, что, с точки зрения государства, государственного сектора, есть одна общая черта, объединяющая правительства, государства во всем мире: практически без исключений, государству почти всегда не хватает денег. Если государство не говорит, что у него хватает денег, наверное, у него служащие, которые нехорошо выполняют свою работу. И многие правительства решили, что можно восполнить этот недостаток средств, привлекая частный сектор. Другие государства решили привлекать средства через другие проекты, которые могли бы финансировать школы, муниципальное жилье и т.д. Во многом это отражает идеологию управления бюджетом.

По сравнению с другими секторами, аэропорты - это очень удобный сектор для приватизации - это надежный, долгосрочный объект инвестирования. Я ни разу не слышал, чтобы когда-либо, где-либо в мире аэропорт потерпел банкротство. Иногда они совершали ошибку, приобретая авиакомпании, но во всех остальных отношениях - довольно стабильный поток наличности. И, кроме того, некоторые аэропорты, хотя и не все, в государственном секторе не используют возможность получения коммерческого дохода, в то время как коммерческий сектор во многих отношениях может получать дополнительный доход - это, в том числе, платная парковка, рента помещений для магазинов и т.д.<…>

Секрет успеха приватизации аэропортов заключается в том, что интересы частного и государственного сектора приходят в согласование. Государственный сектор ставит задачу экономического развития, хочет, чтобы аэропорты были флагманами экономического развития. Это можно достигать разными способами. Для частного сектора, в принципе, задача - это финансовая прибыль; может быть, не обязательно краткосрочная, это может быть стратегическая цель на перспективу, но прибыль, финансовая прибыль - это ключевой момент деятельности частного аэропорта.<…>

В каких формах осуществляется приватизация? Их очень много. Может быть, я упростил бы и ограничился разграничением между активами и концессиями. Концессия может быть более актуальна для России. Прежде всего, о продаже активов: в общем смысле это значит, что активы передаются через продажу акций компании частично или полностью. К активам может относиться и земля; в некоторых юрисдикциях земля не обязательно включается в состав активов, она может оставаться собственностью государства, в других странах это не так - это зависит от законодательства той или иной страны. Процесс достаточно простой, однозначный: происходит первое публичное предложение акций, они могут котироваться в Лондоне, Франкфурте, Париже, и, в конце концов, государство уходит, так сказать, с мешком денег, оно знает уже, что с этими деньгами делать. Необязательно продавать весь комплекс аэропорта, можно его разделить на части; есть модели, когда только некоторые модули продаются, есть примеры, хотя их еще немного, когда, так сказать, приватизируется только терминал через продажу активов или через концессию.

Концессия обеспечивает право на эксплуатацию аэропорта и также часто предусматривает обязательства по строительству дополнительных терминалов. Концессия примерно рассчитывается на 25-30 лет, может быть короче: в Турции, например, очень короткий период, всего 3-5 лет; другой пример, противоположный: в Австралии - 99 лет. Концессия, в принципе, используется тогда, когда есть опасения в связи с передачей земли. Это иногда очень реальные опасения, оправданные, но не всегда, потому что стоимость аэропортовых активов - миллиарды долларов платятся не за землю, а за бизнес. Земля в большинстве случаев относительно дешевая, и в этом смысле аэропорт не дает такого дохода. Аэропорт не покупают для того, чтобы его закрыть, снести и построить на этом месте дома - его покупают для того, чтобы эксплуатировать и получать доход. Поэтому часто также предусматриваются периодические платежи за обеспечение трафика, обеспечение перевозок. Есть определенные трудности, характерные как для ситуации с продажами активов, так и для ситуации с концессией. Есть определенные аспекты - аэропорты, которые характеризуются как монопольные, и очень редко государственные ведомства идут на риск передачи монопольных полномочий государственного сектора в частный сектор без сохранения какого-либо контроля, поэтому экономические границы существуют в виде контроля цен или контроля финансовых показателей.<…>

В каждой стране рецепт должен быть свой, экономическое регулирование должно соответствовать законодательству, местным традициям, опыту, имеющемуся в данной стране, также учитывать существование, наличие или отсутствие соответствующей компетенции в области регулирования. <…> Приватизация аэропортов - действительно, явление всемирного масштаба, это привлекательное решение как для государственного, так и для частного сектора, если это осуществляется правильно; если это происходит неправильно, это может привести к катастрофе. Большинство примеров можно назвать примерами успешной приватизации аэропортов. Я использую слово «приватизация» в самом широком смысле. Если говорить о приватизации аэропортов, пожалуй, самая главная идея, которую я хотел бы донести до вас, - не надо этого бояться: если вы пойдете по этому пути, вы не пожалеете.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100