написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (34) Апрель 2008

Материалы конференции "Первые итоги и ближайшие перспективы развития российских проектов государственно-частного партнерства в сфере транспортной инфраструктуры"* (Москва, 26.10.07)

Перевозов М.Н., начальник Управления инвестиционного анализа и прогнозирования Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами

<…>Идеология инвестиционного фонда несколько шире понимает ГЧП, чем просто концессии. Как правило, зачастую люди расценивают ГЧП как концессию, и все. Также и другие механизмы финансирования, совместного осуществления проектов государства и частника. На что направляется поддержка в рамках фонда? На проекты, которые поддерживают социально-экономическое развитие Российской Федерации, на создание элементов российской инновационной системы, на обеспечение и реализацию национальных институциональных преобразований.

Нацфонд как механизм реализации крупных инвестпроектов имеет ряд отличительных особенностей. В частности, проекты с участием инвестфонда реализуются только на условиях ГЧП, т.е. финансируются исключительно на условиях софинансирования частного сектора. Это подразумевает, в частности, разделение обязательств и рисков по реализации проектов между частной стороной и государством. Соблюдение принципа в безубыточности инвестиционных проектов подразумевает, что создаваемая в рамках инвестиционного проекта собственность должна приносить доход собственнику. Кроме того, особенность формирования расходования из средств фонда позволяет реализовать принципы, необходимые для эффективной реализации крупных инвестиционных проектов на условиях ГЧП. Это такие принципы, как гибкость использования средств в течение года, т.е. возможность начала реализации проекта независимо от ограничений, накладываемых бюджетным процессом.

Еще одна особенность - это накопительный характер фонда. В отличие от федеральных целевых программ, где неизрасходованные деньги, которые расписаны на этот год, как бы обратно растворяются в бюджете. Здесь у нас есть возможность переносить на следующий год использование средств фонда.

Также важно обеспечение многолетней государственной поддержки проекта. Мы рассматриваем проекты, где поддержка будет осуществляться в период до 5 лет, в отличие от бюджетного процесса, где только в последний год начали рассматривать и принимать трехлетний бюджет. В каких формах предоставляется поддержка? Это софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта, в том числе при разработке проектной документации. Поскольку речь идет о проектах, у нас есть такое ограничение, как минимальный размер проекта. Общая стоимость 5 млрд руб. И вы представляете, насколько большая может быть сумма проектной документации в разработке! И вот, чтобы разделить эти риски между частным инвестором и государством, частично это нужно финансировать.<…>

По каким принципам отбираются проекты? Строгое соответствие установленным критериям, равные условия доступа к процедуре господдержки, безубыточность проектов, сбалансированность государственных и частных интересов и соблюдение условий добросовестной конкуренции<…>

Надо оценить, насколько выгодна государству, да и частнику, реализация этого проекта вот именно в целях ГЧП. Соответственно, государство поддерживает те проекты, которые соответствуют приоритетам социально-экономического развития, имеют положительные социальные эффекты, а для этого мы требуем включение профильных министерств. В таком случае решение выносится уже инвестиционной комиссией либо правительственной комиссией. Также требуется положительное решение инвестиционного консультанта. Инвестиционные консультанты - это мировые лидеры в области: инвестиционные банки, консалтинговые компании, которые должны провести независимую экспертизу проекта. Они не должны быть аффилированы к проекту, т.е. не должны одновременно выступать консультантом этого проекта либо финансистами. <…>

Приведенная стоимость инвестиционных проектов должна быть больше нуля. Внутренняя норма доходности должна быть больше средневзвешенной стоимости капитала. Учитывая поддержку инвестфонда и отношение дисконтированных поступлений в бюджет, имеются в виду налоги разных уровней, вот эти поступления должны превысить фонд государственной поддержки. Но также есть макроэкономические показатели. Это вклад инвестиционного проекта в рост ВВП. Мы выбираем такие эффективные проекты. <…>

Когда мы столкнулись с непосредственой реализацией проектов, пока еще на самой начальной стадии, то возникли некоторые сложности. Во-первых, возникло некое несоответствие между Бюджетным кодексом и положением об инвестиционном фонде. Это связано с объективными и субъективными причинами. Просто в 2005 г. было принято положение об инвестфонде, а в 2006 г. возникли изменения в Бюджетном кодексе. Мы сгруппировали эти сложности в три группы: обеспечение возможности комплексной реализации конкурсных проектов, изменение форм предоставления средств инвестфонда и обеспечение возможностей реализации концессионных проектов.<…>

Комплексные проекты - это проекты, в которых существует несколько участников, например, проект развития Приангарья.<…> В момент написания положения об инвестфонде не осознавали, что такие проекты вообще могут возникнуть. Соответственно, у нас назначается исполнитель по федеральной части проекта.<…> Мы предусматриваем возможность реализации комплексных проектов, утверждаем несколько паспортов по каждому. Мы утверждаем государственного координатора комплексного проекта, т.е. государственный орган, который сводит все это воедино. И предусматриваем механизм распределения ответственности между участниками.<…>

Форма софинансирования проекта на самом деле была в штыки воспринята Министерством финансов. И с действующим законодательством не очень состыковался момент именно слияния денег частных и федеральных. Поскольку причины понятны, почему это так сложно прописано в законе. Законодательство российское, да и, думаю, большинства развитых стран изначально так писалось, чтобы не допустить момента перехода федеральных денег в частные. Потому что это, как сами понимаете, очень коррупционно емкий момент. И поэтому это очень ограничивалось. Не разрушая эту структуру, в данный момент софинансирование меняется на бюджетное инвестирование в объекты как в строительство. И тогда мы четко видим, на что направлены бюджетные деньги.<…>

Мы сейчас предусматриваем возможность в комплексном проекте сочетать несколько форм. Например, если у нас существует большой комплексный проект, растянутый во времени, который предусматривает строительство каких-то объектов, - на часть этих объектов. Скажем, на объекты второй очереди еще не существует проектно-сметной документации, мы можем в рамках одного проекта уже начать и строительство, и работу по проектно-сметной документации. Какие сложности были по концессионным проектам? В настоящее время в действующей редакции положения отсутствует порядок предоставления средств инвестиционного фонда для реализации концессионных проектов. Вот тут возникает временная логистика сложная. Потому что при концессионном проекте по действующей системе там возникает нестыковка. Необходимо финансировать уже некие расходы до того, как по сути принято решение о проведении концессии: подготовка территории строительства, проведение концессионного конкурса.<…> Сейчас мы приводим это в соответствие, соотносим стадии принятия решения о концессии с решением о предоставлении средств из Инвестфонда. И разрешаем расходование этих средств до собственного заключения.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100