Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (34) Апрель 2008

Материалы конференции "Первые итоги и ближайшие перспективы развития российских проектов государственно-частного партнерства в сфере транспортной инфраструктуры"* (Москва, 26.10.07)

Гаврилов В.В., начальник управления морской и речной деятельности Федерального агентства морского и речного транспорта РФ

<…>В настоящее время в Российской Федерации 62 морских порта, которые ежегодно обрабатывают свыше 60% внешнеторговых грузов России. В 2006 г. в порты России зашло более 60 тыс. судов, и было переработано порядка 421 млн т грузов, что соответствует 8-му месту в мире. В соответствии с федеральной программой модернизации транспортной системы России в 2007 г. суммарный грузооборот портов составит около 460 млн т. А к 2015 г. общий объем перевалки в морских портах планируется не менее 650 млн т груза. Эти успехи были достигнуты за счет мер государственной поддержки и стимулирования интенсивного строительства российских морских портов. Только за последние 5 лет, используя механизм ГЧП, в портах введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы суммарной мощностью 143 млн т в год.

В настоящее время мы заканчиваем выполнение задач по модернизации транспортной системы России и начинаем формирование задач развития транспортной системы на период 2010-2015 гг., в которой предусматриваются значительные расходы бюджетных средств для целей создания новой портовой инфраструктуры и стимулирование привлечения средств частного инвестора. Однако необходимо отметить, что российские порты не достигли еще отменной конкурентоспособности по сравнению с иностранными.

Исходя из мирового опыта, наиболее реальным развитием портовых мощностей с одновременным обновлением передовой перегрузочной техники и прогрессивных организационно-технологических схем прохождения груза является формирование портовых экономических зон. Сейчас в мире существует порядка 3000 особых экономических зон (ОЭЗ) более чем в 120 странах мира. По оценкам организации промышленного развития при ООН, годовой оборот ОЭЗ в мире составляет порядка 600 млрд долл. Положительным примером применения ОЭЗ к портовой инфраструктуре можно отнести Китайскую Народную Республику, где ведущие порты находятся в ОЭЗ. Имеют свободные таможенные зоны. А 4 крупных порта КНР претендуют на статус свободного порта. Решение властей по данному вопросу у них ожидается в ближайшее время. Также статус свободного порта имеют Рига, Вентспилс в Латвии. Больше всего свободных портов в Италии, где преимущественно передвигаются российские грузы.

Создание в России портовых ОЭЗ позволит привлечь дополнительные инвестиции высокотехнологичной портовой инфраструктуры, создать условия для внедрения инноваций на морском и речном транспорте и реализации логистических принципов организации по доставке грузов. Так, через российские порты планируется осуществлять массовую доставку товаров по импорту стран СНГ и будет решена задача увеличения грузопотоков. Учитывая, что порты являются важными элементами потенциальных международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации, через портовые ОЭЗ в перспективе можно будет осуществлять перевозки и распределение транзитных грузов назначением в страны, тяготеющие к международным транспортным коридорам.

Для ОЭЗ характерны, прежде всего, льготный налоговый и таможенный экономический режим. Новый российский закон разрешает образование в ОЭЗ свободной таможенной зоны. На сегодняшний день порты, получившие статус портовой ОЭЗ, могут без импортных пошлин и НДС ввозить в зоны стройматериалы, технику, оборудование для ремонта и оснащения судов, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и хранение товаров. В свою очередь, топливо и горюче-смазочные материалы будут ввозиться без уплаты акцизов.

Однако экономические льготы, способствующие развитию порта, - это лишь одна сторона вопроса. В таможенной зоне, в частности, склады могут выполнять и консигнационные функции. В зарубежной практике в портах или же в припортовых логистических центрах оказывается широкий спектр услуг в части таможенного оформления грузов: хранение, в большинстве случаев достаточно длительное, беспошлинное хранение больших партий товаров, оформление реэкспорта партий грузов, дробление поступающей партии товара и их продажа по частям, а также консигнация товара, т.е. продажа партии товара по частям с приложением обязанностей по уплате всех таможенных сборов и платежей на новых собственников товара. Размещение в российских портовых ОЭЗ консигнационных складов и создание свободного таможенного режима создает условия для изменения при необходимости таможенного режима транзитных грузов.

Следующим очень важным вопросом является возможность создания отдаленных от основной территории порта перегрузочных комплексов - «сухих доков» и терминалов - складов железнодорожных и автомобильных фронтов и логистических центров. В настоящий момент создание припортовых логистических центров - это объективная потребность, обусловленная природной уникальностью и ограниченностью природных ресурсов в непосредственной близости от перегрузочных комплексов порта. Идея заключается в том, что за городом на свободных территориях создается терминал логистического центра или отдельный район грузового порта, который перерабатывает грузы на железнодорожный транспорт, проводит складирование, подготовку к отправке судовых партий, что значительно улучшает качественное определение внешнеторговых операций.

Основные порты-ОЭЗ могут быть созданы в портах Мурманск, Усть-Луга, Калининград, Новороссийск, Аля и Восточный. Проект создания портовых ОЭЗ на северо-западном берегу Кольского залива в порту Мурманск был поддержан в ноябре 2005 г. премьер-министром М.Е.Фрадковым. А в январе 2006 г. президент В.В.Путин поддержал создание ОЭЗ в порту Усть-Луга. Оба проекта в настоящее время дорабатываются с точки зрения более глубокого и всестороннего экономического обоснования. Предполагается, что по совокупности принятых государством мер и активной позиции президента в портовых ОЭЗ при внедрении инновационных подходов к развитию инфраструктуры должна возрасти пропускная способность портовых перегрузочных комплексов и, соответственно, усилиться конкурентоспособность. Реализация законопроекта о внесении изменений в федеральный закон об ОЭЗ в Российской Федерации позволит создать на базе морских и речных портов образование с особыми экономическими условиями функционирования и обеспечит возможность привлечения частных инвестиций в дальнейшее развитие экономического потенциала производственной деятельности указанных образований и портовой инфраструктуры России. Реализация данного законопроекта потребует решения ряда вопросов, таких как ускорение прохождения законов о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части создания портовых ОЭЗ и о прямых комбинированных перевозках. А также разработку основных подзаконных актов к данным законам, таких как общие правила перевозок грузов в прямом, смешанном, международном и внутреннем сообщении, положение об операторе смешанных перевозок, правила перевозок внешнеторговых грузов в непрямом смешанном сообщении через морские смешанные порты, временного положения о таможенном режиме грузов, перевозимых через порты ОЭЗ, за которые отвечают Государственный таможенный комитет и Минтранс России. Потребуются также временные технологии перевозок грузов под таможенным контролем между отдаленными терминалами в пределах одной портовой ОЭЗ.