написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (34) Апрель 2008

Экономическое развитие Республики Карелия

Катанандов С.Л., глава Республики Карелия

В последние годы социально-экономическое развитие республики осуществлялось в условиях проводимых на федеральном уровне реформ практически по всем направлениям и сферам жизнедеятельности страны и каждого гражданина. Главная задача республиканского правительства - обеспечить реализацию единой государственной социально-экономической политики на территории республики, выработать меры государственного регулирования, обеспечивающие устойчивое социально-экономическое развитие республики. В августе 2002 г. были приняты Основные направления деятельности Правительства Республики Карелия по социально-экономическому развитию республики на 2002-2006 гг. Правительство обозначило основные позиции и ориентиры по вопросам развития республики и выразило готовность к конструктивному диалогу с бизнесом и обществом.

Условия для развития реального сектора экономики и повышения его эффективности создавались путем совершенствования правовой базы для развития предпринимательства, формирования конкурентной среды, проведения политики "открытых дверей" для привлечения инвестиций, поддержки эффективных собственников.

Приняты республиканские экономические программы по развитию горнопромышленного и лесного комплексов, инвестиционной и промышленной политике, поддержке малого предпринимательства, оздоровлению экологической обстановки и др. Были приняты меры по поддержке местных товаропроизводителей, по наведению порядка в лесной отрасли, ужесточению государственного контроля за рубкой и продажей леса.

Анализ экономического развития республики за последние годы свидетельствует о том, что по уровню социально-экономического развития Карелия занимает 26-е место среди субъектов РФ, по качеству жизни - 31-е, по использованию информационных технологий - 10-е (7-е место в 2007 г.). Валовой региональный продукт в 2006 г. вырос на 23% (в сопоставимых ценах) по сравнению с 2001 г. и составил 82,6 млрд руб. Темпы роста промышленного производства составили 140% (в среднем по Российской Федерации, где индекс производства за эти пять лет составил 131%. В течение всего прошедшего периода динамично развивался потребительский рынок товаров и услуг - обеспечивался ежемесячный рост физических объемов оборота розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению.

Главным приоритетом экономической политики было определено привлечение инвестиций в республику. На основе принципа "открытых дверей" была разработана "Инвестиционная политика на 2003-2006 годы", созданы новые механизмы привлечения инвестиций и их сопровождения. Результатом стало удвоение инвестиций за 4 года. В 14 раз увеличился объем иностранных инвестиций. За это время в Карелии реализовано более 50 крупных и средних коммерческих проектов во всех сферах экономики. Работают крупные отечественные и зарубежные компании, такие как холдинги "СУАЛ", "Северсталь", концерны "Stora Enso" и "IKEA". Значительные объемы инвестиций в экономику Карелии поступили от ОАО "Российские железные дороги" и ОАО "Газпром". В результате реализации инвестиционных проектов получен и значительный социальный эффект - около 3 тыс. новых рабочих мест.

В лесопромышленном комплексе продолжился курс на переработку лесного сырья, модернизацию лесозаготовок, рост объемов сортиментной технологии лесозаготовок. До 66% увеличилась доля сортиментной заготовки в общем объеме заготовки крупными лесопользователями-арендаторами. Внедряются новые формы лесопользования, с 2000 г. проводятся лесные аукционы.

Темпы роста производства промышленной продукции отраслей лесопромышленного комплекса в республике выше, чем в соседних регионах Северо-Западного федерального округа: Республике Коми, Вологодской, Мурманской, Псковской и Новгородской областях. Процент освоения расчетной лесосеки значительно выше среднего по России (62,3% за 2006 г.).

В 2006 г. по сравнению с 2002 г. производство деловой древесины возросло на 10%, пиломатериалов - на 11%, древесно-стружечных плит - в 1,6 раза, мешков бумажных - в 1,5 раза, бумаги и картона - на треть.

Положительным фактором является создание реальных предпосылок для увеличения объемов обработки древесины. Идет серьезная модернизация и реконструкция целлюлозно-бумажной промышленности. Продолжается строительство и наращивание мощностей в промышленности ряда районов республики.

В результате реализации основных направлений развития горной промышленности предприятия комплекса наращивали объемы производства в физическом и в стоимостном выражении. Доля предприятий горно-промышленного комплекса в общем стоимостном объеме промышленного производства республики за последние годы значительно увеличилась. Если в 2000 г. она составляла 15% , то в 2006 г. - более 28%.

Позитивной тенденцией в горном бизнесе стало создание камнеобрабатывающих цехов при действующих карьерах блочного камня. Таким образом, предприятия переходят от простой добычи и продажи блоков-заготовок к стадии более глубокого передела. В результате реализации крупных инвестиционных проектов в Карелии введены в эксплуатацию крупные современные комплексы по выпуску щебня и гравия. За прошедшие 5 лет производство щебня увеличилось в 1,8 раза.

Положительные результаты деятельности ОАО "Карельский окатыш", филиала "НАЗ-СУАЛ", щебеночных карьеров Карелии свидетельствуют о хороших перспективах для дальнейшего развития горнопромышленного комплекса.

Одним из приоритетных направлений определено машиностроение. Росту объемов промышленного производства способствовало постоянное взаимодействие Правительства Карелии с руководителями и собственниками крупнейших предприятий. Установлена пониженная ставка по налогу на имущество для предприятий, занимающихся производством машин и оборудования для лесного комплекса республики, а также судоремонтом и судостроением. С 01.01.06 она снижена до 0,2%, ранее составляла 2,2%. В результате улучшилась ситуация по обеспечению машиностроительных предприятий заказами. Значительно выросли объемы производства машин и оборудования, в первую очередь, благодаря увеличению мощности ЗАО "Петрозаводскмаш". Производство бумагоделательного оборудования возросло в 3 раза. Онежским судостроительным заводом было спущено на воду 6 судов, предприятие продолжает наращивать темпы производства.

Активная государственная поддержка предприятий агропромышленного комплекса, оказываемая Правительством Карелии в течение последних лет, позволила остановить ежегодное сокращение сельскохозяйственного производства, и в 2006 г. индекс физического объема составил 102,2%. Удалось сохранить крупных сельхозтоваропроизводителей, продолжить работы по повышению почвенного плодородия земель, снизить социальную напряженность на селе.

На развитие предпринимательства в сельской местности направлена реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Одна из основных целей проекта - стимулирование развития малых форм хозяйствования. В 2006 г. в Республике Карелия зарегистрировано 24 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе 16 кредитных, 2 заготовительно-сбытовых и 6 перерабатывающих (5 - по переработке мяса и 1 - по переработке молока). Для развития личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств кредитными организациями и кредитными кооперативами выдано 686 кредитов и займов на общую сумму 57 млн руб., в том числе кредитными кооперативами - 391 заем на 21 млн руб.

Продолжалась работа над совершенствованием законодательства, в том числе в сфере торговли и общественного питания, включая применение контрольно-кассовой техники, лицензирование отдельных видов деятельности, регулирование оборота отдельных видов потребительских товаров и рынков. Для формирования стратегии развития торговли и общественного питания, восстановления позиций российских производителей на внутреннем потребительском рынке с учетом потребностей населения республики проводятся маркетинговые исследования рынка по товарным группам в городах (районах) республики. Результатом активной работы стал значительный рост оборота розничной торговли - 159% (в сопоставимых ценах), это на 23 процентных пункта выше целевых ориентиров.

В экономике республики произошли серьезные преобразования. Доля предприятий с частной формой собственности из преобладающей (64%) перешла в подавляющую (более 72%). Это говорит о нормальном рыночном базисе для дальнейшего роста экономики. Количество малых предприятий по сравнению с 2002 г. возросло более чем на 1 тыс., объем произведенной ими продукции увеличился более чем на 5 млрд руб.

Поскольку Карелия является экспортно-ориентированным регионом, первостепенное внимание уделяется поддержке экспортеров и соответствующей инфраструктуры. Целенаправленно проводилась работа с федеральным центром по снижению экспортных пошлин на продукцию углубленной переработки и отмене импортных пошлин на технологическое оборудование. В 2003-2005 гг. отменены экспортные пошлины на крафт-бумагу, бумажные мешки, фанеру, газетную бумагу, целлюлозу, снижены пошлины на пиломатериалы. Это позволило предприятиям лесного комплекса снизить затраты при экспорте лесопродукции на сумму около 58 млн долл.

Внешнеторговый оборот республики характеризовался динамичным ростом. В 2005 г. объем экспорта карельских предприятий впервые превысил 1 млрд долл. Кроме традиционных видов продукции (железорудные окатыши, древесина, изделия из древесины, рыба) в последние годы в структуре карельского экспорта появились новые виды продукции перерабатывающих отраслей - изделия из черных металлов и электрооборудование. В 2006 г. объем экспорта увеличился по сравнению с 2002 г. почти в 2 раза, импорта - в 1,6 раза. Эти показатели значительно превышают целевые индикаторы. Кроме того, в 2006 г. предприятия получили возможность беспошлинно ввозить из-за рубежа оборудование, что способствует процессу модернизации производства и ввода в строй новых мощностей. В 2006 г. внешнеторговый оборот превысил 1 млрд 400 млн долл., что на 19% больше, чем за 2005 г., при этом экспорт увеличился на 20%. В целом стоимостной объем импорта увеличился на 11,6%.

Вопросы развития и укрепления экономических, научно-технических, социальных и культурных связей Карелии с регионами Российской Федерации и стран СНГ являются важным звеном в укреплении республиканской экономики. Межрегиональные связи Республики Карелия охватывают 20 регионов Российской Федерации, заключено 23 соглашения. В рамках межрегиональных связей наиболее активно осуществляется сотрудничество в сфере дорожного строительства, поставок карельской рыбопродукции на рынки Москвы и Санкт-Петербурга. Карельские предприятия в 2006 г. приняли участие в 47 выставках, в том числе в 11 международных.

Обеспечить рост экономики и формирование благоприятного инвестиционного климата невозможно без соответствующей инфраструктуры: транспортных, энергетических, инженерных и коммуникаций, таможенной и пограничной инфраструктуры. Поэтому в последние годы средства, направляемые на строительство подобных объектов, постоянно увеличиваются за счет бюджетов Карелии и России, а также средств таких крупных компаний, как ОАО "Газпром", Октябрьская железная дорога.

Завершена электрификация участков Идель-Свирь и Сумпосад-Маленга Октябрьской железной дороги, начато грузовое движение на участке Ледмозеро-Кочкома. Построены газопровод Петрозаводск-Кондопога, терминал аэропорта "Бесовец".

Появились автомагистрали с выходом на госграницу (Вяртсиля), на Архангельскую и Вологодскую области. Введен в эксплуатацию международный пункт пропуска "Суоперя".

В республике сформирована хорошая база регионального законодательства по инвестиционной деятельности. Привлекаемые инвестиции получают государственную поддержку. Реально работает закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республики Карелия» № 787-ЗРК от 26.06.04 (с изменениями от 05.07.06). Продолжена практика оказания государственной поддержки инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории Республики Карелия: рассмотрено и подготовлено более 90 заключений по инвестиционным проектам.

Правительство Карелии последовательно работало с федеральными органами исполнительной власти по вопросу привлечения средств федерального бюджета для реализации на территории республики мероприятий федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы.

В течение прошедшего периода активно велась работа по привлечению федеральных бюджетных средств по 14 федеральным целевым программам и федеральным адресным инвестиционным программам. За счет всех источников финансирования на реализацию федеральных целевых программ и федеральных адресных инвестиционных программ на территории республики в 2006 г. направлено порядка 2,7 млрд руб., рост по сравнению с 2005 г. составил 113%.

По уровню привлечения средств из федерального бюджета на одного жителя Карелия занимает 3-е место в Северо-Западном федеральном округе (после Санкт-Петербурга и Ленинградской области). Этот показатель в республике выше среднего по России.

Рост инвестиций в экономику стимулировал строительную деятельность. За 2002-2006 гг. объем подрядных работ составил в действующих ценах порядка 24 млрд руб., в 2006 г. - более 6 млрд руб., или 115,4% по сравнению с 2005 г. (в сопоставимой оценке). Ежегодно растет число строительных организаций, имеющих лицензии на выполнение строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ. Отмечается положительная динамика в производстве строительных материалов: увеличилось производство сборных железобетонных конструкций и изделий, кирпича строительного, блоков деревянных оконных и дверных.

Для реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на 2007-2009 годы» разработан и осуществлен комплекс мероприятий, в том числе подготовлена ведомственная программа по развитию строительного комплекса, в которой большое внимание уделено развитию малоэтажного домостроения в республике и развитию, модернизации производственной базы жилищного строительства.

За 2002-2006 г. введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 445 тыс. м2, в том числе в 2006 г. - 108,8 тыс. м2. В республике действует целевая программа «Жилище», которая предусматривает как переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, так и государственную поддержку молодых семей, граждан, проживающих в сельской местности, нуждающихся в улучшении жилищных условий и приобретении жилья, развитие ипотечного жилищного кредитования.

Все больше семей в республике улучшают свои жилищные условия с помощью системы ипотечного жилищного кредитования. По итогам 2006 г. выдан 1161 ипотечный кредит на общую сумму 923 млн руб., что в 2,6 раза больше, чем в 2005 г.

Улучшились финансовые показатели деятельности предприятий республики. По данным Карелиястата, за 2006 г. сальдированный финансовый результат составил 7,9 млрд руб. прибыли, тогда как за 2001 г. - 2,5 млрд руб. Прибыльными предприятиями по итогам 2006 г. получена прибыль в сумме 9,9 млрд руб., что в 2 раза выше, чем в 2001 г.

Улучшение финансового положения предприятий реального сектора экономики позволило им более активно привлекать банковские ресурсы на инвестиционные цели. По сравнению с 2001 г. доля банковских кредитов в общем объеме инвестиций увеличилась более чем вдвое.

В настоящее время достижения науки и техники во многом определяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности и особенности интеграции в мировую экономику, поэтому важнейшим направлением в 2007-2010 гг. становится создание благоприятных условий для развития инновационных процессов. Целью инновационных преобразований в экономике является переход от ресурсных технологий к высокотехнологичным инновационным. Для достижения поставленной цели и развития инновационной деятельности в среднесрочной перспективе в республике предусматривается реализация целевой программы "Государственная поддержка инновационной деятельности в Республике Карелия на 2008-2010 годы"; создание условий для развития кадрового потенциала республиканской науки и обеспечение преемственности в научной и технологической сферах; усиление государственного регулирования и поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в перспективных областях; стимулирование привлечения российских и иностранных инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли экономики.

В результате реализации этих мероприятий предполагается увеличить долю инновационной продукции в общем объеме производимой продукции с 6% в 2006 г. до 8-10% в 2010 г., повысить эффективность государственной региональной системы управления научно-техническим процессом, реализовывать не менее 35-40 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в год.

Необходимым условием для использования значительного потенциала республики как одного из ведущих туристических? регионов Российской Федерации остается развитие инфраструктуры туризма. Ключевым механизмом комплексной системы государственной поддержки развития туризма явилось завершение реализации республиканской целевой программы "Развитие туризма в Республике Карелия на 2003-2006 годы". По результатам прошедшего федерального конкурса на право создания на территории регионов России туристско-рекреационных особых экономических зон конкурсная заявка Республики Карелия получила одну из самых высоких экспертных оценок. Работа в этом направлении будет продолжена. В результате принятых мер в 2006 г. в туристическую отрасль привлечено около 470 млн руб. (в 2002 г. - 155 млн руб.). Суммарный поток туристов? за 5 лет увеличился на 21%. Совокупный объем туристско-экскурсионных и гостиничных услуг увеличился более чем в 2 раза.

В социальной сфере также произошли ощутимые улучшения. Доходы населения за прошедший 5-летний период выросли в 1,5 раза. Заработная плата с 4600 руб. в 2002 г. увеличилась до 10 700 руб. в 2006 г. Уровень зарегистрированной безработицы находится в социально-допустимых пределах (3,4% по итогам 2006 г.).

Для повышения эффективности расходования бюджетных средств, исключения фактов коррупции со стороны чиновников развивается система размещения государственных заказов на конкурсной основе. Доля государственных закупок, размещенных на конкурсной основе, к общему объему государственных закупок для государственных нужд Республики Карелия составила в 2006 г. 68,3% (в 2005 г. - 40,2%). Экономия средств бюджета от проведения конкурсных мероприятий увеличилась в 2 раза по сравнению с 2005 г. и составила около 900 млн руб. или 30% от выделенных на эти цели средств.

Заметное оживление в экономике республики позволило направлять больше средств на развитие социальной сферы, решение социальных проблем. Из 35 республиканских бюджетных целевых программ, которые реализовывались в 2006 г., порядка 70% имеют социальный характер. Проводилась работа в таких сферах, как охрана здоровья, развитие образования, культуры, содействие занятости населения, развитие физической культуры и спорта, экологии, социальное развитие села. Реализовывались также программы по усилению борьбы с преступностью, государственной антинаркотической политики, повышения безопасности дорожного движения.

Позитивные тенденции развития экономики республики сохраняются. За январь-сентябрь 2007 г. объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по полному кругу организаций составил 11 млрд 650,5 млн руб. или 108,8% в сопоставимых ценах по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.

По итогам 9 месяцев 2007 г. отмечаются достаточно высокие темпы роста производства товаров и оказания услуг в основных секторах и по видам экономической деятельности - индекс роста составил 117% (в январе-июне 2006 г. - 101%).

В январе-сентябре 2007 г. увеличились физические объемы добычи металлических руд и прочих полезных ископаемых, производства пищевых продуктов, включая напитки, производства машин и оборудования, электрооборудования, металлургического производства и производства готовых металлических изделий, производства целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона и изделий из них, производства и распределения электроэнергии, газа и воды. По сравнению с аналогичным периодом 2006 г. было больше произведено электроэнергии, деловой древесины,пиломатериалов, плит древесностружечных, железорудных окатышей,материалов строительных нерудных, в том числе щебня и гравия, бумагоделательного оборудования и запасных частей к нему, целлюлозы (товарной), бумажных мешков,сборных железобетонных конструкций и деталей, строительного кирпича, трикотажных изделий, масла животного, муки,водки и ликеро-водочных изделий. Меньше, чем за аналогичный период 2006 г., произведено фанеры клееной, картона, хлебобулочных и кондитерских изделий, консервов и пресервов рыбных и из морепродуктов, мяса, включая субпродукты первой категории. Незначительно отстают от прошлогоднего периода показатели производства бумаги, колбасных изделий, цельномолочной продукции. Введено в эксплуатацию 76,9 тыс. м2 общей площади жилых домов, что в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период 2006 г.

Сохраняются высокие темпы роста потребительского спроса. Устойчивый рост доходов населения, высокая активность банков на рынке потребительского кредитования способствовали росту товарооборота и объема платных услуг населению. В январе-августе 2007 г. оборот розничной торговли достиг 29,4 млрд руб., прирост в сопоставимых ценах - 9,2%. Оказано платных услуг населению на сумму 9,6 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 4% выше соответствующего периода прошлого года.

Заработная плата выросла на 23% и составила 12,6 тыс. руб. Безработица составила 2% от экономически активного населения, что на 0,6 процентных пунктов ниже, чем в прошлом году.

Вместе с тем инфляция на потребительском рынке Республики Карелия за 9 месяцев 2007 г. увеличилась на 1,6 процентных пункта и составила 9%. Цены на товары в сентябре 2007 г. по сравнению с декабрем 2006 г. выросли на 6,9%, на платные услуги населению - на 17,2%.

Несмотря на достигнутые успехи, остается ряд проблем, требующих решения. Мы существенно отстаем от других регионов Северо-Западного федерального округа и России в целом по уровню валового регионального продукта на душу населения, имеем высокий удельный вес убыточных предприятий, низкий уровень ввода жилья на душу населения. В социальной сфере - это неблагополучная демографическая ситуация, рост наркомании, алкоголизма, несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, усиление дифференциации в доходах населения.

Повышение уровня и качества жизни населения, снижение социального неравенства требует больших финансовых средств. Наполнить и увеличить бюджет республики способна только эффективная экономика. Поэтому Правительство Карелии сделало упор на эффективное использование потенциала республики, на экономическое развитие. Приоритетные направления дальнейшего развития Карелии определяются исходя из основных программных документов Российской Федерации, Посланий Президента РФ Федеральному Собранию, мероприятий в рамках объявленных Президентом России приоритетных национальных проектов, Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 г., Программы социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2010 г., Основных направлений инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2007-2010 гг., Прогноза развития республики на 2008-2010 гг. и Стратегии социально-экономического развития республики до 2020 г.

Будет продолжена работа по привлечению инвестиций на техническое переоснащение действующих предприятий и создание новых производств, освоение новых видов продукции, внедрение новых технологий, в том числе энергосберегающих. Первостепенное внимание будет уделяться повышению эффективности работы предприятий лесного комплекса. Планируется реконструкция и ввод новых мощностей по производству бумаги, целлюлозы, пиломатериалов, фанеры, мебели и др.

В качестве основных направлений в среднесрочной перспективе предусматривается развитие производства углубленной переработки карельского сырья; развитие региональной инфраструктуры, в том числе инновационной; определение и поддержка предприятий, способных дать наибольшую экономическую и социальную отдачу.

В области развития транспортной инфраструктуры, во взаимодействии с Минтрансом России и ОАО "Российские железные дороги" будет решаться задача создания надежных и современных транспортных магистралей, проходящих по территории Карелии. В рамках реализации национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" предстоит существенно улучшить техническую оснащенность сельхозпредприятий. Создать условия для дальнейшего развития крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственной потребительской и кредитной кооперации. Повышенное внимание, как и в предыдущие годы, будет уделяться развитию ипотечного жилищного кредитования, строительству социального жилья и жилья в сельской местности.

В области экономической политики предусматривается к 2010 г. увеличить реальные доходы населения на 23% по отношению к уровню 2005 г., сократить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума до 15%, обеспечить рост валового регионального продукта на 24,6%, увеличить объемы промышленной продукции на 28,2%, увеличить налоговые поступления на 50,9%, обеспечить рост инвестиций в основной капитал на 23%, создать более 9 тыс. новых рабочих мест.

Катанандов Сергей Леонидович. Кандидат философских наук. В 1994 г. победил на выборах мэра г. Петрозаводска и одновременно был избран депутатом Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия, возглавил Конституционный комитет Палаты. В 1998-2002 гг. Председателем Правительства Республики Карелия. С 2002 г. - Глава Республики Карелия, премьер-министр республики.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100