написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (32-33) Декабрь 2007

Ремонтировать будем кварталами

Бирюков П.П., первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель комплекса городского хозяйства Москвы

Недавно правительство столицы рассмотрело на своем заседании городскую целевую программу капитального ремонта многоквартирных жилых домов «Ответственным собственникам - отремонтированный дом» на 2008-2014 гг. Программа будет дорабатываться, однако основные параметры ее уже четко обозначены.

Разрабатывая городскую целевую программу, мы исходили из того, что вопрос фактического управления многоквартирными домами собственниками помещений может быть решен только после выполнения бывшими наймодателями обязательств по капитальному ремонту. В противном случае большинство граждан, ставших собственниками после приватизации жилых и нежилых помещений, не смогут самостоятельно сделать ремонт. Следовательно, они будут нести большие затраты по эксплуатации и ремонту многоквартирных домов, находящихся в неудовлетворительном состоянии. В связи с этим в документе прописано, что к зоне ответственности города по капитальному ремонту относятся многоквартирные дома, в которых созданы ЖК, ЖСК и иные специализированные потребительские кооперативы; дома, ранее находившиеся в госсобственности, в которых созданы и действуют в установленном порядке ТСЖ, а также дома, находящиеся в управлении действующих в установленном порядке ТСЖ, которые созданы путем реорганизации ЖК и ЖСК.

Мы сегодня заявляем москвичам, что до 2014 г. правительством города каждый дом будет капитально отремонтирован - комплексно либо выборочно. Тот или иной дом, который не подлежит ремонту, будет поставлен под реконструкцию с отселением.

Снос домов предстоит осуществить по отдельной программе, и, конечно, она будет достаточно объемной. В первую очередь в эту категорию попадают пятиэтажные дома различных серий, а также дома с деревянными перекрытиями высотой до 5 этажей, если они не являются памятниками истории и архитектуры. Приведу только одну цифру: 32 млн м2 - такова жилая площадь в домах, которые в перспективе подвергнутся сносу.

Весь остальной жилищный фонд будет отремонтирован. Конечно, сегодня направлять средства на ремонт тех домов, которые мы планируем снести через 2-3 года или через 5 лет, просто абсурдно. В целом в городе около 213,5 млн м2 жилых площадей. Это примерно 32 тыс. жилых домов, принадлежащих городу и предприятиям, организациям различных форм собственности, жилищно-строительным кооперативам. Все это будет отремонтировано или направлено под реконструкцию и снос.

«Сталинские» высотки тоже входят в число строений, подлежащих капитальному ремонту. Если говорить о том, какому виду ремонта подвергнется конкретный дом - комплексному капитальному или выборочному, то здесь соответствующую оценку дает Мосжилинспекция. Именно этот орган в столице осуществляет мониторинг и выдает заключение о состоянии тех или иных конструкций и инженерных систем в жилых домах. На основании этих заключений мы и принимаем решения. Будут отремонтированы дома, построенные до 1991 г., т.е. до того момента, когда в стране была организована приватизация жилищного фонда, в ходе которой москвичи должны были получить его в отремонтированном виде.

Из более чем 213 млн м2 жилой площади зона ответственности правительства на данный момент распространяется на 164 млн м2, учитывая те дома, которые мы направим под снос и на реконструкцию. Мы должны за эти 7 лет охватить различными видами ремонта 117,5 млн м2 жилой площади. Из них около 13 млн м2 подлежат комплексному капитальному ремонту, остальные площади - выборочному капитальному ремонту. Еще раз должен подчеркнуть: независимо от этажности и года постройки до 1991 г. дома подлежат ремонту на основании заключений, которые имеет Мосжилинспекция.

Составлены списки конкретных домов, которые будут ремонтироваться, поадресная программа разработана до 2010 г. Мы намерены вести работу следующим образом. Приходим в квартал в том или другом районе города, комплексно капитально или выборочно капитально ремонтируем дома, приводим в порядок все инженерные сети и наружное освещение, ремонтируем капитально двор со всеми его функциональными площадками, включая объекты социального и культурно-бытового назначения, а затем передаем отремонтированный квартал для эксплуатации в нормальном и добротном состоянии, в современном с точки зрения архитектуры облике.

Работа будет вестись одновременно по всему городу, по всем округам и районам. Но в планы на 2008 г. мы включаем только дома типовых серий. А вот в последующие годы, начиная с 2009 г. и дальше, возьмем в работу и дома, построенные по индивидуальным проектам. Надо отметить, что доля таких жилых строений во всей нашей программе составляет примерно 15-16%.

В первую очередь мы начинаем ремонтировать те дома, которые взяли в управление товарищества собственников жилья (ТСЖ). Ведь наша цель и задача состоит не только в том, чтобы вложить в эту работу примерно 470 млрд руб. государственных средств, но и в том, чтобы отремонтированный жилищный фонд был передан в надежные руки собственника. И мы сейчас просим москвичей активно участвовать в этой работе, создавая ТСЖ. Когда товарищество само определит для себя и эксплуатирующую организацию, и управляющую компанию, тогда каждый житель придет к пониманию, что это действительно его дом. И уже все вместе будут решать, что именно на сегодня должно быть сделано в доме в первую очередь - ремонт лестничной клетки или ремонт кровли, благоустройство дворовой территории и т.д.

ТСЖ создаются и в хороших дома, и в тех, которые требуют ремонта. Но у нас ведь предусмотрено два вида ремонта. Есть выборочный, когда производится от 3 до 5 различных видов работ, и комплексный капитальный, который предполагает уже ремонт инженерных систем по нескольким направлениям. Это уже более серьезная задача. И без жителей, без их участия, без ТСЖ и других объединений жителей нам с ней не справиться. Это достаточно важная проблема, над которой придется всем вместе работать.

На сегодня правительство города все затраты принимает на себя. Даже в отношении тех 5%, которые по решению федерального правительства должны вносить на капитальный ремонт сами жители, мы говорим: эти расходы город тоже берет на себя. Поэтому москвичи не будут платить за капитальный ремонт ни копейки. А вот с того момента, когда мы отремонтируем дом и передадим его ТСЖ, тогда, по действующему закону, каждый собственник жилья должен будет делать соответствующие отчисления на будущий ремонт.

Поскольку в данном случае речь идет о средствах из бюджета города, то, по действующему законодательству, их освоение и выполнение тех или иных видов работ могут осуществляться только на условиях конкурса. Мы сейчас готовим необходимую документацию и материалы для их проведения. Приглашаем к этой работе все организации, которые имеют лицензии на проведение ремонтных и строительно-монтажных работ. Задача перед нами стоит весьма объемная. Уже на 2008 г. по городу намечено провести выборочный капитальный ремонт примерно 13 млн м2 жилой площади, еще 650 тыс. м2 подлежат комплексному капитальному ремонту. Непосредственно для проведения этих работ требуется 56-60 тыс. человек. Еще примерно 40 тыс. человек - это те, кто будет обслуживать этот ремонт, работая на предприятиях промышленности строительных материалов и на транспорте. Чтобы сократить количество непроизводительного труда, мы сейчас отдельные виды работ будем осуществлять непосредственно на наших предприятиях стройиндустрии. Здесь будут создаваться заготовки, целые элементы и конструкции для проведения капитального ремонта. Например, при замене систем отопления заготовки лучше делать не на месте, а на производстве, в цехе. Или, допустим, производя ремонт в местах общего пользования в домах типовых серий, можно доставлять на место работ уже раскроенные в цехе элементы покрытия на пол. Заготовку всех столярных изделий, балконных ограждений и т.д. тоже необходимо производить в производственных цехах. Мы очень активно будем заниматься вопросами ремонта и изменения облика фасадов зданий. Здесь тоже потребуется наладить изготовление отдельных элементов в условиях промышленного производства. На сегодня нас беспокоит устройство плоских кровель, над этим сейчас усиленно работают наши архитекторы и проектировщики. Они готовят нам свои предложения.

Например, сейчас при прокладке систем отопления используются не металлические трубы, а металлопластиковые. Совсем другие применяются нагревательные приборы. Мы сейчас говорим об учете всех видов ресурсов, потребляемых домом, а это означает, что капитальный ремонт обязательно сопровождается установкой соответствующих приборов и оборудования. В качестве новинки мы сегодня предлагаем устройство балконов и лоджий, утепление фасадов и кровель. Ведь сейчас проводятся специальные обследования, и на снимках, сделанных в инфракрасном излучении, хорошо видно свечение, исходящее от крыш и стен отдельных серий домов, которое свидетельствует о больших потерях тепла.

В связи с предстоящим ремонтом большинство москвичей, наверняка, волнует вопрос об отселении на время проведения работ. Та программа капитального ремонта, которую мы представили правительству города, не предусматривает отселения жителей. Что же касается сноса и реконструкции, запланированных в объеме около 40 млн м2, то для этой категории домов будет отработана отдельная программа. В городе действует положение, в соответствии с которым при сносе дома граждане отселяются в пределах того района, где они живут. Есть также отдельные строения, являющиеся памятниками истории, есть большие дома с деревянными перекрытиями, сосредоточенные в основном в центральной части города, в отношении которых тоже готовится специальная программа. Она и предусматривает строительство жилья для переселения и временного отселения. Затем, после окончания работ, по желанию жители будут возвращаться в свои старые дома и квартиры, но уже отремонтированные.

Существует нормативный срок, который отсчитывается с момента получения технического задания и ориентированный на завершение ремонта примерно в течение 18 месяцев. Но мы полагаем, что должны укладываться примерно в 11 месяцев - именно такой срок устанавливается нами для комплексного капитального ремонта. Однако это не значит, что в том или ином конкретном подъезде жители квартир, расположенных вдоль одного стояка с 1-го по 9-й этаж, должны терпеть неудобства все эти 11 месяцев. Называя этот срок, мы имеем в виду в целом ремонт дома. Если все жители будут организованно предоставлять нам возможность вести ремонт инженерных систем, сами работы будут идти достаточно быстро: 1,5-2 месяца - и мы уходим из подъезда.

Надо иметь в виду и следующее обстоятельство: каждый собственник или наниматель обязан предоставить жилье для ремонта. И если, например, на балконе находятся домашние вещи, хозяин квартиры должен решить этот вопрос. Но если речь идет об одиноких престарелых людях, состоящих на учете в органах социальной защиты, им, вне всякого сомнения, должна быть оказана помощь со стороны районных властей. Если они обратятся с такой просьбой, им не откажут. Кстати, и ТСЖ, созданное в доме, тоже в состоянии координировать решение такого рода вопросов.

Бирюков Петр Павлович. Доктор экономических наук. В 1991 г. стал супрефектом муниципального района Выхино Юго-Восточного административного округа г. Москвы. С 1996 г. работал первым заместителем префекта Центрального административного округа, с января 2000 г. - префект Северного административного округа г. Москвы. В 2002-2007 гг. - префект Южного административного округа г. Москвы в ранге министра Правительства Москвы. В 2007 г. назначен первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителем Комплекса городского хозяйства Москвы.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100