Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (32-33) Декабрь 2007

Нужен национальный прорыв

Давыдов А.С., депутат Государственной Думы ФС РФ 4-го созыва

Принятый в текущем году многострадальный Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», госпрограмма до 2012 г. и действующий президентский нацпроект по этой жизненно важной проблеме позволяют с большой долей уверенности сказать, что властные структуры нашей страны вынуждены, наконец, повернуть свои взоры к спасению отечественного сельхозпроизводителя.

Но уж слишком много утрачено, запущено, и продовольственная безопасность реально оказалась в опасности. Разве не убедительно говорят об этом объективные данные статистики? По итогам 2006 г. объем валовой продукции в сельхозпроизводстве вырос всего на 2,8% или в 2,5 раза ниже, чем в среднем по экономике страны. Еще больший разрыв в производстве ВВП был все предыдущие годы в постсоветское время.

Подавляющее большинство сельхозпредприятий различных форм собственности во многих регионах России закредитованы «под завязку» и накопили огромные долги по просроченным кредитами, пени и штрафам в фонды социального, медицинского страхования и пенсионный. Принятый в 2002 г. закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» позволил более 11 тыс. сельхозпредприятий заявить о своем желании уйти от полного банкротства и избежать разорения со всеми отсюда вытекающими негативными последствиями для обитателей российской деревни. Но надежды на лучшую долю для большинства сельхозпроизводителей не оправдались и, главным образом, из-за пресловутого ведомственного вмешательства Минэкономики и Минфина России, которые позволяют рассматривать возможности реструктуризации задолженности конкретной сельхозорганизации, если у нее не будет сбоев в платежах за последние 3 месяца. При подобном подходе к жгучей проблеме становится ясным, что закредитованным предприятиям следует и дальше ложиться на дно. Придуманы и другие поправки, которые не позволяют на деле эффективному исполнению закона.

На удручающее состояние аграрного сектора экономики во многих регионах в решающей степени все 16 лет постсоветского периода влияет сложившийся ценовой диспаритет на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и услуги, оказываемые для села. По оценке Минсельхоза РФ, только за счет действующего неэквивалентного обмена из российской деревни точно насосом выкачано более 500 млрд руб.

И сейчас, когда в последние полтора года начался рост производства молока и мяса в ряде регионов (Белгород, Липецк, Мордовия, Татария, Омск и др.), возникают серьезные проблемы с реализацией, т.к. поступающие с Запада субсидированные продукты питания, зачастую низкого качества, составляют серьезную конкуренцию товарам российских сельхозпроизводителей. К тому же следует особо признать, что в стране совершенно не развита товаропроводящая сеть. Во многих областях (Тверь, Курск и др.) ликвидировано большинство убойных цехов на мясокомбинатах. Из этой сети практически полностью исключена сейчас потребительская кооперация, которая в тяжелые прежние времена не раз спасала наших соотечественников от голода и обнищания. А зарождающиеся новые кооперативы лишь набирают обороты, и многие из них лишены современной материальной базы.

А всякие разглагольствования высоких чиновников, что фермеры накормят россиян без посредников у нормальных людей вызывают лишь легкую усмешку. Подобные заявления уж слишком далеки от реальной жизни, т.к. российский рынок давно охвачен мафиозными кланами и криминальными элементами. И каждый крестьянин, который хотя бы один раз осмеливался продавать свою продукцию в городах и промышленных центрах, знает эту ситуацию не понаслышке. Независимые исследования решения этого вопроса не раз проводили и многие СМИ, которые также подтверждают, что большой рынок пока не для фермера или сельхозкооператива, хотя в ФРГ две трети сельхозпродукции реализуют непосредственно фермеры, но там к ним и отношение привилегированное.

Исходя из вышесказанного, следует признать, что для решения продовольственной проблемы вся надежда остается пока на западных, далеко не бескорыстных кормильцев.

Импорт продовольствия, к сожалению, за последние годы только нарастает, и в 2006 г. он составил 21 млрд долл. США, а российские сельхозпроизводители произвели продукции лишь на 23 млрд долл. США. Уже более 30% всего потребляемого продовольствия нам продают страны ЕС, Бразилии, Австралии, Мексики, Беларуси и др. Для преодоления масштабной продовольственной зависимости нашей стране нужен теперь общероссийский национальный прорыв, т.к. принятый Закон о развитии сельского хозяйства и утвержденная Правительством РФ программа на ближайшие 5 лет лишь намечают решение накопившихся проблем, и без их ускоренного и делового действия, причем во всех регионах, наша великая Родина так и не сойдет с настоящей продовольственной «иглы» зарубежных кормильцев.

Уверен, что для действительного прорыва в подъеме и возрождении российской деревни сейчас имеются немалые возможности.

Прежде всего, необходимо как никогда ранее обратить внимание всех органов власти в центре и на местах на использование земли. Нельзя смиренно смотреть на то, что в последние годы исчезли почти 25 млн га земель и не используются 15 млн га пашни сельскохозяйственного назначения. А ведь это площадь продуктивных угодий целого ряда государств Европы, вместе взятых. За подобное расточительство, вопиющую бесхозяйственность нам будет стыдно перед последующими поколениями, и считаю, что уже сейчас, пока не поздно, следует озаботиться этой проблемой. Нужно найти и виновников за совершение подобного варварства по отношению к извечному богатству России.

В запущенном состоянии находятся также вопросы эффективного использования земель сельхозназначения, особенно пашни. С момента принятия закона о купле-продажи земли практически не было прецедента, связанного с публичным или судебным разбором хищнического хозяйничанья на пахотной земле, которая на десятках миллионов гектар или не возделывается вовсе, или дает даже в благоприятные годы мизерные урожаи различных культур. Трудно объяснить, но страна зарастает бурьяном, кустарниками, а это к тому же настоящая резервация для вредителей и болезней растений, в том числе карантинных. Ни Минсельхозу России, ни Российской академии сельскохозяйственных наук не хватает смелости и принципиальности четко выразить свою позицию к творящимся грубейшим нарушениям агротехники, значительному снижению естественного плодородия и решительному устранению монокультурного беспредела. За последние 15 лет, к примеру, посевные площади подсолнечника возросли более чем в 2 раза, а урожайность постоянно снижается, и она не превышает 11,3-11,5 центнеров маслосемян с одного гектара, при этом нередко нарушаются хорошо известные и проверенные многолетней практикой агротехнические приемы возделывания этой важной технической культуры. Кроме сиюминутной выгоды конкретных лиц, здесь ничего не прослеживается.

Невозможно без душевной тревоги спокойно относиться к урожайности зерновых культур. На стыке двух столетий подавляющее большинство стран Европы и Азии за счет высокотехнологичных приемов, интенсивных сортов и гибридов практически удвоили урожайность зерновых. Наша страна все эти годы топчется на месте. Обидно только за выдающихся селекционеров и селекционные центры в Поволжье, центре России, на Кубани и в Сибири, которые уже ряд лет имеют возможность предложить аграриям страны районированные сорта озимых и яровых зерновых культур на уровне 80-100 и более центнеров с гектара, но на практике пока с трудом удается получить на круг 18-19 центнеров с гектара. Кто же на самом деле возьмет на себя ответственность и начнет подлинный технологический прорыв в этом немаловажном вопросе? При этом нужно учитывать, что многие зерновые районы страны находятся в зоне рискованного земледелия. Об этом убедительно свидетельствуют факты летней засухи 2007 г. на обширных территориях страны.

Что касается намеченных по госпрограмме показателей получения к 2012 г. 100 млн т зерновых и зернобобовых культур, то эти объемы уже были достигнуты в конце 80-х и в начале 90-х гг. прошлого столетия. Нашей стране нужно срочно брать для обеспечения продовольственной независимости более «крутые» рубежи (вершины) на уровне 130-150 млн т. Исходя из этих объемов и следует строить свои конкретные задачи в ближайшие 3-5 лет.

Чтобы раскрыть удручающую картину состояния земледелия, не нужно искать внешних, объективных причин. Многие из них лежат в сфере досягаемости, и до них не следует далеко ходить.

Неоднократно неангажированные ученые, практики, депутаты-аграрники Госдумы РФ обращали внимание федеральных чиновников, что дальше недопустимо, преступно производить минеральные удобрения для стран Европы и Китая, а в России потребляется лишь 7-8% из 16 млн т в действующем веществе. Можно задать и резонный вопрос Правительству России: а кому идут дивиденды от продажи удобрений, и почему бесконтрольно развивается вредное химическое производство в ущерб отечественной аграрной отрасли?

Если говорить об органических удобрениях, то и здесь положение не лучше. В 5-7 и более раз меньше, чем в 90-е гг. прошлого столетия, наши сельхозпроизводители вносят на поля навоза, торфа и других органосодержащих компонентов.

А если ко всему этому добавить, что из-за резкого снижения отечественного производства тракторов, комбайнов и другой сложной сельхозтехники практически повсеместно нарушаются оптимальные агротехнические сроки проведения полевых работ от обработки почвы до уборки! При таком отношении к земле-кормилице не до жиру. К примеру, средняя нагрузка пашни на один трактор в США составляет 37 га, у нас - 180 га. На зерноуборочный комбайн в США приходится 50 га, а в России - 230. В ЕС нагрузки на сельхозтехнику еще ниже, чем в США. Разве это нормально, но в Республике Беларусь производится в 5-10 раз больше необходимой сельхозтехники, чем в России, и многие ее виды конкурентоспособны на мировом рынке.

Необходимо особо подчеркнуть, что для выполнения не грандиозной, но прорывной по масштабам России принятой государственной программы развития сельского хозяйства необходимо срочно менять подход - это я особенно хорошо знаю из личного опыта - к крестьянству, людям труда и многим запущенным и вымирающим сельским поселениям. До сих пор зарплата на селе остается самой низкой из всех отраслей экономики и непроизводственной сферы, и по итогам 2006 г. в 42 регионах страны она была в среднем на уровне или ниже прожиточного минимума. Не случайно поэтому уже сейчас на многих предприятиях ощущается огромный дефицит в квалифицированных кадрах массовых профессий, да и дипломированных специалистов. А работа механизаторов на латаной-перелатаной технике приводит к многочисленным травмам и авариям. Уровень производственного травматизма в сельхозпроизводстве в среднем в 2 раза выше, чем по другим отраслям экономики. Тут тоже есть над чем задуматься власти, работодателям и их союзам.

Следует откровенно признать, что вместе со снижением объема производства практически всех наиболее востребованных продуктов питания растительного и животного происхождения, банкротства, а затем и разорения многих селообразующих предприятий приходит в упадок и вся социальная инфраструктура села, в них затухает полнокровная жизнь.

Вот почему в сельском и дорожном строительстве, газификации сел и деревень также нужны срочные и масштабные действия, т.к. без этого невозможно поднять с колен российское крестьянство и возродить истоки нашей духовности и общности.

Неприятно об этом говорить, но объемы сельского и мелиоративного строительства во многих регионах страны за последние 15 лет сократились в 8-10 и более раз. Тут уже не наверстывать, а нередко нужно все начинать заново.

С удовлетворением отмечаю, что принятый в текущем году многострадальный и запоздалый Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и принятая в соответствии с ним госпрограмма на ближайшие 5 лет позволяют надеяться, что пора забвения отечественного сельхозпроизводителя закончилась. Но при всем позитивном отношении к важнейшим документам федерального значения продовольственная безопасность нашей страны все еще находится под угрозой, т.к. до сих пор не решен основополагающий вопрос уже давно перезревшей проблемы - государственной гарантии паритетного ценового обмена между городом и российской деревней. Без четко разработанной системы гарантий по устранению ценового диспаритета в самое ближайшее время наши соотечественники так и будут ждать очередные фуры с продовольствием из других стран и с других континентов.

Время для подъема сельскохозяйственного производства уже давно упущено, но сейчас появились реальные слагаемые для преодоления системного кризиса аграрного сектора экономики страны, и в этом деле нет уже места для раскачки, промедления. Необходимо убедить селян, возродить уверенность в том, что только они - подлинные кормильцы своих соотечественников. К тому же российское село в состоянии досыта накормить еще не менее 150 млн граждан других стран. Время для прорывных действий по всему аграрному фронту наступило!

Давыдов Александр Семенович. Кандидат экономических наук. Заместитель председателя Комитета Государственной Думы 4-го созыва по делам общественных объединений и религиозных организаций.