написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (32-33) Декабрь 2007

Некоторые аспекты обеспечения бесперебойного и надежного электроснабжения

Матиящук С.В., доцент кафедры гражданского права Новосибирского юридического института (филиал) Томского государственного университета

Реформирование электроэнергетики России предполагает решение очень сложной и в определенном смысле противоречивой задачи, с одной стороны, обеспечить бесперебойное и надежное снабжение всех потребителей электроэнергией, а с другой - снизить тарифы на электроэнергию и повысить эффективность отрасли. Реализация этой задачи предусматривает как сохранение единства функционирования и управления Единой энергетической системой (ЕЭС) страны, так и требует создания определенной конкурентной среды в сфере производства и потребления электроэнергии, что, по мнению ряда специалистов, является невозможным. Более того, сложность решения этой задачи дополняется инфраструктурной ролью данной отрасли в экономике страны.

Одним из ключевых направлений реформы в сфере электроэнергетики является создание новой системы организации торговли электрической энергией на конкурентной основе. Для достижения этой цели формируется новая модель отрасли, предусматривающая отделение деятельности по передаче электроэнергии и деятельности по оперативно-диспетчерскому управлению производственными процессами, которые являются естественно-монопольными секторами в электроэнергетике, от деятельности по производству и сбыту, которые рассматриваются как конкурентные секторы.

Суть преобразований на оптовом рынке электроэнергии (мощности) России сводится к ликвидации монопольного положения ее субъектов посредством разделения их по видам деятельности: генерация, передача, оперативно-диспетчерское управление и сбыт. Вместе с тем некоторые специалисты отмечают, что создание новой модели экономических отношений в отрасли вызовет изменение технологических принципов построения и функционирования ЕЭС. Кроме того, высказываются сомнения о возможности формирования конкурентного рынка из-за отсутствия необходимых резервов генерирующих мощностей, поскольку ЕЭС создавалась в советский период директивным путем с учетом суточного расчетного цикла межсистемных перетоков электроэнергии и, как следствие, в загрузке производственных мощностей были запланированы фиксированные перетоки [1]. По оценкам других экспертов, вне зависимости от выбранной модели оптового рынка электроэнергии, конкурентные отношения могут затронуть только 10-15% располагаемой мощности ЕЭС [2], т.е. область конкуренции весьма ограничена.

При решении этой проблемы прежде всего необходимо обратиться к рассмотрению не только исторических этапов формирования оптового рынка электроэнергии (мощности) России, но и технологических особенностей его построения и функционирования. Так, с введением в эксплуатацию первой ЛЭП-400 переменного тока к середине XX в. была сформирована ЕЭС Европейской части СССР (энергосистемы Юга, Центра, Урала, Средней Волги) - особая модель электроэнергетики, обусловленная разнообразием экономико-географических факторов обслуживаемой территории и отличающаяся от моделей электроэнергетики других стран мира. В 70-е гг. XX в. начали строиться крупнейшие в мире гидроэлектростанции (ГЭС): Братская, Красноярская, Усть-Илимская, Саяно-Шушенская. В этот период были также сооружены атомные электростанции (АЭС) с единичной мощностью реактивов 1000 и 1500 МВт. Кроме того, важным следствием процесса объединения энергосистем стало строительство развитых межсистемных электрических сетей (ЛЭП высокого и сверхвысокого напряжения - 500 и 1150 кВ), позволяющих передавать большие потоки электроэнергии между различными регионами страны. А уже к началу 80-х гг. XX в. была окончательно сформирована ЕЭС.

К основным причинам формирования ЕЭС, охватившей европейскую часть страны, Сибирь и Забайкалье, можно отнести следующие.

1. Производство электрической энергии в отдельных регионах страны обходилось чрезмерно дорого, поэтому экономически более целесообразным было не развивать местную генерацию, а использовать мощности соседних регионов. И, как следствие, при проектировании и строительстве объектов ЕЭС в основу принимаемых решений закладывались инженерные расчеты, которые исходили из минимизации затрат на производство и передачу электроэнергии в целом по стране.

2. Наша страна размещена в нескольких часовых поясах, поэтому одни и те же электростанции могут последовательно обслуживать различные регионы в нескольких часовых поясах по мере смены в них дня и ночи. Такая организация отрасли позволяла покрывать пиковые потребности в потреблении электрической энергии в одном регионе за счет высвободившихся мощностей в другом. Кроме того, такая организация отрасли позволяла также обеспечить высокую надежность электроснабжения всех потребителей, благодаря возможности параллельной работы электростанций. Например, выход из строя какой-либо станции не приводил к перерыву снабжения потребителей электроэнергией, поскольку ЕЭС позволяла использовать мощности соседних областей. Такая взаимопомощь электростанций создавала предпосылки для взаимной компенсации непредвиденных отклонений потребляемой энергии отдельных регионов, а также создавала необходимые условия для проведения в системе ремонтных работ без ущерба для потребителей.

В итоге ЕЭС приобрела двухуровневую структуру. Первый (общероссийский) уровень образовывали так называемые объединенные энергосистемы, связанные единством технологического процесса производства и передачи электроэнергии и работающие параллельно как единый генератор, при этом они были размещены в европейской части страны, Сибири и Забайкалье, т.е. в границах 6 часовых поясов. Эти энергосистемы поставляли электрическую энергию региональным энергосистемам, образующим второй уровень энергосистемы страны. Основной задачей региональных энергосистем являлось снабжение электрической энергией потребителей, расположенных в отдельных регионах страны.

Первые рыночные реформы, которые изменили экономическую среду в российской энергетике, были осуществлены в начале - середине 1990-х гг. В отрасли было проведено акционирование и началась частичная приватизация предприятий. Были созданы региональные акционерные общества энергетики и электрификации (АО-энерго). Для управления электроэнергетическим комплексом было создано Российское акционерное общество энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России».

В соответствии с Федеральным законом РФ от 14.04.95 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» [3] и Постановлением Правительства РФ от 12.07.96 № 793 «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)» [4] был создан федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности). Вместе с тем, с точки зрения технологии организации процесса производства и передачи электрической энергии, ЕЭС страны осталась такой же, как и в советский период своего развития. По сути, в результате проведенных первоначальных преобразований государственное имущество, закрепленное за энергоснабжающими организациями, подверглось приватизации, а сами энергоснабжающие организации - акционированию. Между тем двухуровневая структура энергосистемы страны осталась прежней: первый уровень образовывали объединенные энергосистемы (теперь уже именуемые АО-энерго). Разница заключалась лишь в том, что, во-первых, этот уровень стал именоваться федеральным (общероссийским) оптовым рынком электрической энергии (мощности); во-вторых, управление энергетической системой страны стало осуществлять ОАО «ЦДУ ЕЭС России», подконтрольная структура РАО «ЕЭС России», которая выполняла на оптовом рынке функции по балансировке энергетической системы. Таким образом, ОАО «ЦДУ ЕЭС России» играло основную роль в отрасли.

В 2003 г. был принят Федеральный закон «Об электроэнергетике» [5], который положил начало реструктуризации электроэнергетической отрасли. Он закрепил основы и процедуры преобразования организаций этого сектора экономики в ходе его реформирования, и федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) стал именоваться оптовым рынком электроэнергии России, деятельность по снабжению потребителей вне его сферы - розничными рынками электроэнергии.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об электроэнергетике» под оптовым рынком электрической энергии (мощности) России понимается сфера обращения особого товара - электрической энергии (мощности) - в рамках ЕЭС России в границах единого экономического пространства РФ с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъектов оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых Правительством РФ. Другими словами, оптовым рынком электрической энергии (мощности) России прежде всего признается сфера обращения электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС, которая представляет собой совокупность производственных объектов, расположенных в европейской части страны, Сибири и Забайкалье и связанных единым процессом производства и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления. При этом из самого названия данного рынка следует, что сферой его обращения признается не только электрическая энергия как таковая, но и сопряженная с ней физическая величина - мощность. Данное обстоятельство продиктовано технологическими особенностями обращения электрической энергии в рамках ЕЭС. Так, в целях обеспечения необходимого уровня надежности энергосистемы необходимо забронировать такой резерв «стратегической» мощности, который превышал бы объем пиковых нагрузок потребителей энергетической системы (по оценкам, это величина должна быть не менее 20% [6]). Например, в случае аварии на какой-либо электростанции использование резерва генерирующих мощностей соседних регионов позволит обеспечить бесперебойное снабжения потребителей энергией. Очевидно, что чем выше показатели объема резерва мощности, тем лучше обеспечивается надежное и бесперебойное снабжение потребителей электроэнергией.

Таким образом, резерв генерирующих мощностей недопустимо расценивать как излишек мощности, который можно сократить, поскольку он сдерживает развитие конкуренции на оптовом рынке электрической энергии. Резерв генерирующих мощностей оказывает решающее влияние на надежность и бесперебойность работы ЕЭС, и поэтому с учетом технологических особенностей функционирования этой системы его необходимо рассматривать, с одной стороны, хотя и как фактор, препятствующий формированию конкурентных отношений, но с другой стороны - как фактор, обеспечивающий бесперебойное и надежное электроснабжение.

Примечания.

1. См., например: Попова Е. Дележ энергопирога // Экономика и жизнь. 2005. № 17; Корякин Ю.И. Дерегулирование - революционный процесс в энергетике [www.politeconomy.ng.ru]; Гришанков Д. Создание конкурентного рынка электроэнергетики осложнено ограниченностью сетей передач [www.opec.ru].

2. Делягин М. Россия - это свет [www.zavtra.ru].

3. СЗ РФ. 1995. № 16. Ст. 1316.

4. СЗ РФ. 1996. № 30. Ст. 3654.

5. Об электроэнергетике: Федеральный закон РФ от 26.03.03 № 35-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.

6. См. например: Тукенов А.А. Рынок электроэнергии: от монополии к конкуренции. М., 2005. С. 38.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100