Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (32-33) Декабрь 2007

О результатах за 2006 г. и основных направлениях деятельности Министерства природных ресурсов Российской Федерации на 2008-2010 гг. (материалы заседания Правительства Российской Федерации 25.10.07)

Стратегические цели

Стратегическими целями Министерства природных ресурсов(МПР) России являются:

1.  Обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов.

2.  Создание условий для повышения эффективности использования природных ресурсов.

3.  Повышение защищенности природной среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия.

4.  Создание условий для эффективного осуществления органами государственной власти субъектов РФ полномочий в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Достижение Цели 1 “Обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов” связано с необходимостью восполнения потребляемых экономикой и населением природных ресурсов.

Достижение Цели 1 будет вносить вклад в достижение следующих целей Правительства РФ:

  • “Повышение уровня и качества жизни населения”, подцели: 1.2. “Повышение уровня здоровья и безопасности условий жизни населения” (за счет сохранения водности рек и других водных объектов для удовлетворения потребностей населения и объектов экономики в водных ресурсах, обеспечения восстановления качества окружающей среды и отдельных ее компонентов, нарушенных в результате хозяйственной и иной деятельности, в том числе в результате неправомерных действий или бездействия и обеспечения сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира);
  • “Обеспечение высоких темпов экономического роста”, подцели: 3.1. “Развитие свободных и конкурентных рынков” (за счет обеспечения геологической изученности территории страны и шельфа и доступности геологической информации);
  • “Создание потенциала для будущего развития”, подцели: 4.4. “Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов” (за счет обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы и обеспечения геологической изученности территории страны и шельфа, доступности геологической информации, а также обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы, лесных ресурсов, сохранения водности рек и других водных объектов и обеспечения геологической изученности территории страны и шельфа и доступности геологической информации).

Достижение Цели 1 - обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсовв размерах, достаточных для обеспечения устойчивого роста экономики и укрепления национальной безопасности, удовлетворения потребностей будущих поколений без ущерба для экологии. Помимо этого успешное решение сопряженных с Целью 1 задач окажет прямое положительное воздействие на рост эффективности природопользования (достижение Цели 2). Одновременно достижение Цели 1 будет способствовать росту объема природных ресурсов и улучшать состояние окружающей среды.

Цель 2 “Создание условий для повышения эффективности использования природных ресурсов”вносит вклад в достижение следующих целей Правительства РФ:

  • “Повышение уровня и качества жизни населения”, подцели: 1.2. “Повышение уровня здоровья и безопасности условий жизни населения” (за счет повышения эффективности и обеспечения рациональности использования водных ресурсов и объектов и обеспечения комплексного государственного контроля за выполнением требований законодательства Российской Федерации, международных норм и правил в области природопользования и охраны окружающей среды);
  • “Создание потенциала для будущего развития”, подцели: 4.4. “Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов” (за счет повышения эффективности и рациональности использования федерального фонда недр, лесных ресурсов, водных ресурсов и объектов и обеспечения комплексного государственного контроля за выполнением требований законодательства Российской Федерации, международных норм и правил в области природопользования и охраны окружающей среды).

Цель 2 ориентирует деятельность МПР на обеспечение рационального использования природных ресурсов, что позволит сократить масштабы вовлечения природных ресурсов в экономический оборот и обеспечит интересы будущих поколений.

Эффект реализации цели проявится в развитии смежных отраслей, а также в привлечении инвестиций в наукоемкие технологии, начиная от изучения вопросов рационального природопользования и охраны природных ресурсов и до переработки природных ресурсов.

Достижение Цели 2 - создание условий для повышения эффективности использования природных ресурсов (снижение потерь, повышение комплексности добычи и извлекаемости сырья) позволит отказаться от высоких темпов наращивания затрат на воспроизводство природных ресурсов за счет освоения новых ресурсных баз. Таким образом, кроме собственно роста эффективности, достижение Цели 2 окажет благоприятное воздействие на постановку и решение задач, сопряженных с Целью 1, а также сохранность природных ресурсов и окружающей среды (Цель 3).

Цель 3 “Повышение защищенности природной среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия”вносит вклад в достижение следующих целей Правительства Российской Федерации:

  • “Повышение уровня и качества жизни населения”, подцели: 1.2. “Повышение уровня здоровья и безопасности условий жизни населения” (за счет снижения ущерба от негативных геологических процессов и явлений, снижения негативного воздействия на лесной фонд антропогенного и естественного факторов, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от наводнений и другого вредного воздействия вод, улучшения экологического состояния водных объектов, обеспечения сохранности природных систем за счёт развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ), обеспечения охраны морской среды, выполнения международных обязательств Российской Федерации на море, охраны лесов и озера Байкал и Байкальской природной зоны, обеспечения проведения субъектами хозяйственной и иной деятельности оценки воздействия на окружающую среду и снижения уровня негативных воздействий на окружающую среду в соответствии с нормативами качества, допустимых воздействий и допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду).

Цель 4 “Создание условий для эффективного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере природопользования и охраны окружающей среды”.

В соответствии с Конституцией РФ вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. С 01.01.07 вступившие в силу новые Лесной кодекс РФ и Водный кодекс РФ предусматривают формирование децентрализованной системы управления в сфере лесных отношений и водных ресурсов, передачу полномочий в сфере управления лесным хозяйством и водными ресурсами органам государственной власти субъектов РФ, повышение ответственности субъектов РФ за рациональное использование лесов и водных объектов. Переходный период к новой системе управления сопряжен с дополнительными рисками, которые необходимо минимизировать. Кроме того, с 01.01.08 вступают в силу поправки в Федеральный закон «О животном мире», которые также предусматривают передачу полномочий в области охраны объектов животного мира на уровень субъектов РФ, контроль за исполнением которых будет осуществлять, в том числе путем предоставления субвенций, Росприроднадзор.

В этой связи возрастает роль МПР России, Росводресурсов, Росприроднадзора иРослесхоза в сфере координации, мониторинга и контроля деятельности субъектов РФ по вопросам исполнения переданных полномочий, в том числе путем предоставления субвенций субъектам РФ иконтроля за их эффективным использованием.

Заявленные цели охватывают все функции МПР России и основные этапы включения природных ресурсов в экономический оборот, а также включения природной среды в систему социально-экономических отношений как ценнейших компонентов национального достояния.

Тактические задачи

Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы

Решение данной задачи определено в соответствии с Законом Российской Федерации “О недрах”.

Значимые непосредственные результаты за 2006 г. В результате работ локализованы прогнозные ресурсы углеводородов в объеме 6,4 млрд т условного топлива, в том числе необходимых для реализации проекта по созданию трубопровода “Восточная Сибирь - Тихий океан”. Разработана Система управления воспроизводством минерально-сырьевой базы цветных и благородных металлов

Выявлен ряд перспективных структур на акваториях арктического шельфа, к лицензированию подготовлены участки недр площадью 395 тыс. км2, из них на суше - 88. Открыто 37 новых месторождений нефти и газа.

К наиболее существенным результатам геологоразведочных работ на углеводородное сырье можно отнести: открытие Центрально-Астраханского газоконденсатного месторождения (1255,2 млрд м3 по категориям С1+С2), открытие Западно-Астраханского газоконденсатного месторождения (141,4 млрд м3 по категориям С1+С2), на юге Тюменской области - газовые месторождения Косухинское и Северо-Комарьинское (извлеченные запасы нефти по категориям С1+С2 - 18,7 и 19,7 млн т соответственно), в Иркутской области - Ангаро-Ленское (1007 млрд м3), Чиканское (98,2 млрд м3). Наибольшие приросты запасов за этот период получены на Ванкорском (Красноярский край) и Самотлорском (Тюменская область) месторождениях. На шельфе Каспийского моря открыто крупное нефтегазоконденсатное месторождение им. В.Филановского, извлекаемые запасы нефти по категориям С1+С2 (202,5 млн т).

На шельфе Баренцева моря продолжались работы по изучению Штокмановского месторождения, в результате запасы газа категории С1 увеличились на 348,4 млрд м3.

Второй год подряд обеспечивается прирост запасов углеводородов в объеме, превышающем годовой уровень их добычи, в том числе за счет внедрения методов повышения нефтеотдачи ожидается увеличение извлекаемых запасов нефти на 250 млн т.

Приоритеты на 2008-2010 гг.: Северный, Приполярный и Полярный Урал (план строительства транспортной магистрали Полуночное Лабытнанги), Западная Сибирь (более 7 млрд т ресурсов нефти и конденсата, более 25 трлн м3 газа, является важнейшим нашим резервом на будущее).

План совместных действий МПР России, Роснедр и Росатома по формированию минерально-сырьевой базы и освоению месторождений урана на среднесрочную перспективу. До 2010 г. основные затраты на геологоразведочные работы будут приходиться на районы Восточной, Западной Сибири и шельф РФ. Особенно это касается Восточной Сибири, что позволит подготовить необходимое количество новых объектов в районе строительства нефтепровода “Восточная Сибирь - Тихий океан” и привлечь инвесторов для проведения поисково-разведочных работ в этом районе. Таким образом, Восточно-Сибирское и Якутское направление в ближайшей перспективе будет являться одним из важнейших для развития нефтегазового комплекса страны и систем транспортировки нефти.

Обеспечение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, получение геологической информации

Решение данной задачи определено в соответствии с Законом Российской Федерации “О недрах” и Федеральным законом “О континентальном шельфе Российской Федерации”.

Основными мероприятиямипри реализации данной задачи являются:

  • региональные геолого-геофизические и геологосъемочные работы, гидрогеологическая, инженерно-геологическая и геоэкологическая съемки масштаба, специальные военно-геологические работы;
  • создание государственной сети опорных геолого-геофизических профилей параметрических и сверхглубоких скважин нового поколения, разработка мероприятий по геологическому изучению и освоению глубоких горизонтов.

Значимые непосредственные результаты в 2006 г. В процессе решения данной тактической задачи получены следующие основные геологические результаты:

  • обеспечен прирост геологической изученности территории и континентального шельфа страны масштаба 1:1 000 000 на площади 9913 тыс. км2;
  • обеспечен прирост геологической изученности территории страны и акваторий внутренних морей масштаба 1:200 000 на площади 445 тыс. км2;
  • по материалам региональных геологических исследований масштаба 1:1 000 000 и 1:200 000 рекомендовано 196 участков для постановки поисковых и поисково-оценочных работ на различные виды полезных ископаемых;
  • уточнены границы более 140 рудных районов, локализовано на формационной основе более 75 потенциальных рудных узлов, из них около 29 рудных узлов прогнозируются впервые;
  • в целях защиты геополитических интересов России обеспечено выполнение ежегодных программ регионального геологического изучения недр Арктики и Антарктиды;
  • налажены и приняли системный характер международные отношения в сфере геологического изучения недр и воспроизводства минеральных ресурсов как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья;
  • продолжено создание глубинной геологической основы прироста ресурсного потенциала территории и континентального шельфа России посредством выполнения опорных профилей и скважин (пройдено 6425 пог. км профилей и 4500 пог. м скважин);
  • осуществлены морские экспедиции “Арктика-2005” и “Арктика-2007”, в результате проведения которых получены геолого-геофизические материалы, являющиеся геологическим обоснованием расширения внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане (хребты Менделеева и Ломоносова);
  • в интересах геологического изучения недр и воспроизводства минеральных ресурсов, обороны и геодезии возобновлены государственные гравиметрические съемки масштаба 1:200 000 (за отчетный период выполнено 81 430 км2 съемок на территории Республики Саха (Якутия), в пределах Красноярского края, Новосибирской области и Хабаровского края);
  • обеспечен прирост гидрогеологической и инженерно-геологической изученности территории страны масштаба 1:1 000 000-1:500 000 на площадь 180 тыс. км2 и масштаба 1:200 000 на площадь 24 тыс. км2;
  • выделены перспективные водоносные горизонты в пределах Приволжско-Хоперского, Азово-Кубанского, Ленинградского, Волго-Сурского и Ветлужского артезианских бассейнов, Курской магнитной аномалии, Кузнецкого угольного бассейна;
  • впервые выделены участки, перспективные на выявление источников подземных вод в пределах Ленинградского артезианского бассейна (Кириши, Кингисепп, Пикалево);
  • выполнен прогноз изменения качества и ресурсов подземных вод в районах с интенсивной техногенной нагрузкой (Курская магнитная аномалия, Кузнецкий угольный бассейн, Центрально-Красноярская промышленная зона, Черноморское побережье России, о. Сахалин);
  • осуществлен ряд мероприятий по консолидации государственных геологических информационных ресурсов, повышению уровня их доступности, установлению прозрачных и открытых процедур доступа к этим ресурсам.

    Полученные результаты решения тактической задачи 1.2 в целом позволили:

  • создать геологические основы для планирования и реализации мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы;
  • повысить уровень регулирования недропользования на территории России и в зонах ее геополитических интересов;
  • выявить и локализовать новые перспективные нефтегазоносные и горнорудные районы;
  • разработать и реализовать стратегические направления изучения и рационального использования недр.

Приоритеты на 2008-2010 гг.:

  • континентальный шельф РФ, Арктики (Хребет Ломоносова и поднятие Менделеева) и Антарктики (по оценкам, площадь расширенного континентального шельфа России в Арктике за пределами 200 морских миль может составить 1,2 млн км2 с прогнозным ресурсным потенциалом углеводородов в 4,9 млрд т условного топлива);
  • параметрическое бурение предлагается осуществить на территории Красноярского края, Эвенкийского округа, Республики Саха (Якутия) и Иркутской области. Всего предусматривается пробурить за 3 года 7 скважин или 24,1 тыс. пог. м.

Приоритетными направлениями работ в 2008-2010 гг. по обеспечению геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа и обеспечению доступности геологической информации будут являться:

  • усиление темпов создания и обновления мелко- и среднемасштабной геолого-геофизической картографической продукции по перспективным регионам страны как базовой основы для расширения ресурсного потенциала территорий, выявления, локализации и последующей оценки прогнозных ресурсов минерального сырья;
  • формирование фонда высокоресурсных металлогенических объектов полного масштабного ряда, перспективных для постановки геолого-съемочных, поисковых и поисково-оценочных работ;
  • повышение уровня и масштабов работ по геологическому обеспечению геополитических интересов Российской Федерации в Арктике и Антарктике, а также международного сотрудничества и международных обязательств по региональному изучению недр трансграничных территорий страны.

В течение 2008-2010 гг. предполагается:

  • обеспечить прирост геологической изученности территории и континентального шельфа страны масштаба 1:1 000 000 на площади 8100 тыс. км2;
  • обеспечить прирост геологической изученности территории страны и акваторий внутренних морей масштаба 1:200 000 на площади 365 тыс. км2;
  • по материалам региональных геологических исследований масштаба 1:1 000 000 и 1:200 000 выделить не менее 110 участков для постановки поисковых и поисково-оценочных работ на различные виды полезных ископаемых;
  • в целях защиты геополитических интересов России продолжить региональные геологические исследования недр Арктики и Антарктиды;
  • сохранить достигнутый уровень международных отношений в сфере геологического изучения недр и воспроизводства минеральных ресурсов;
  • продолжить создание глубинной геологической основы прироста ресурсного потенциала территории и континентального шельфа России (пройти 5040 пог. км профилей и 3500 пог. м скважин);
  • в интересах геологического изучения недр и воспроизводства минеральных ресурсов, обороны и геодезии продолжить выполнение государственных гравиметрических съемок масштаба 1:200 000 с отработкой 60 тыс. км2;
  • обеспечить прирост гидрогеологической и инженерно-геологической изученности территории страны масштаба 1:1 000 000 - 1:500 000 на площадь 120 тыс. км2 и масштаба 1:200 000 на площадь 18 тыс. км2;
  • продолжить реализацию мероприятий по концентрации государственных геологических информационных ресурсов, повышению уровня их доступности и упорядочиванию всех аспектов оборота этих данных.

Создание условий для обеспечения воспроизводства лесов

Основными мероприятиямипри реализации данной задачи являются:

  • обеспечение проведения государственной инвентаризации лесов наземными и аэрокосмическими способами;
  • своевременное выявление и прогнозирование процессов, оказывающих негативное воздействие на леса; оценка эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
  • информационное обеспечение управления в области охраны, защиты, воспроизводства лесов, государственного лесного контроля и надзора;
  • селекционное лесное семеноводство; формирование и поддержание федерального фонда семян;
  • повышение качества управления федеральным фондом семян;
  • восстановление лесных насаждений по Киотскому протоколу.

Значимые непосредственные результаты. Возросшие за период с 2004 по 2006 г. объемы проводимых лесовосстановительных работ, которые выросли на 12% (с 734 до 821 тыс. га), а также организация в 2006 г. на территории 18 субъектов РФ аэрокосмического мониторинга на площади 101,2 млн га. Только за 2006 г. объем воспроизводства лесов вырос на 7% и составил 821 тыс. га. Выявилась положительная тенденция породного состава леса - на 3,1% увеличилась доля хвойных насаждений. На 30% увеличился коэффициент лесовосстановления.

Потребности лесопромышленников в ресурсах с опережением обеспечивались формированием лесосечного фонда. Обеспеченность лесными ресурсами ежегодно превышает фактическую потребность лесопромышленного комплекса на 30%.

Приоритеты на 2008-2010 гг.: организация аэрокосмического мониторинга на территории всех субъектов РФ (в 2008 г. - в 19 субъектах РФ на площади 112,1 млн га)

Данной тактической задаче Министерства соответствуют следующие тактические задачи Рослесхоза:

  • развитие лесного семеноводства и инновационных методов в сфере лесных отношений;
  • обеспечение вклада Российской Федерации в развитие устойчивого лесопользования;
  • обеспечение рационального воспроизводства и сохранения лесов на территориях, где полномочия в области лесных отношений осуществляются Рослесхозом.

Сохранение водности рек и других водных объектов для удовлетворения потребностей населения и объектов экономики в водных ресурсах

Основными мероприятиями при реализации данной задачи являются:

  • модернизация, реконструкция и строительство водохозяйственных систем, водохранилищ и других водохозяйственных объектов, обеспечивающих сохранение и прирост располагаемых водных ресурсов;
  • совершенствование системы мониторинга состояния и использования водных объектов, строительство и реконструкция очистных сооружений и выполнение других работ, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на водные объекты.

Значимые непосредственные результаты. Сформированы основы разработки нормативов допустимых воздействий на водные объекты (за Росводресурсами закреплены полномочия утверждения нормативов допустимых сбросов в водные объекты).

В 2005-2006 гг. введены в эксплуатацию 22 водохранилища общей емкостью 94 млн м3, в том числе 9 водохранилищ в Свердловской области, создание которых решило проблему питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ряда поселений области.

Кроме того, в 2005-2006 гг. введены в строй водозаборный узел на р. Самур у с. Куйсун и объединенный канал от водозаборного узла до Самур-Дербентского канала в Магарамкентском районе Республики Дагестан с максимальным объемом водоподачи 1040 млн м3/год. Ввод сооружений в эксплуатацию позволил снизить напряженность в вопросах, связанных с неурегулированностью отношений с Республикой Азербайджан по делению водных ресурсов пограничной реки Самур, которая на большем протяжении протекает по территории России и только в среднем течении на протяжении 38 км является пограничной с Азербайджаном (сток реки на 96% формируется на территории России). Недостаточные квоты, выделенные в распоряжение Республики Дагестан, привели к практическому замораживанию площадей орошаемых земель на уровне 70-х гг. (50-55 тыс. га), при ирригационном фонде Республики 155 тыс. га, что недостаточно для обеспечения современных потребностей населения и экономики южных районов республики, а тем более для ее перспективного развития.

Приоритеты на 2008-2010 гг. Планируемый к 2010 г. вывод сооружений на полную мощность обеспечит потребности водоснабжения и орошения земель 9 административных районов, 94 колхозов, 72 совхозов, 2547 фермерских хозяйств Южного Дагестана.

К концу 2010 г. предполагается ввести в строй еще 11 объектов водообеспечения, включая окончание строительства системы перераспределения стока р. Уфа в р. Миасс с объемом водоподачи 250 млн м3/год, которая позволит обеспечить, в первую очередь, питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение поселений юга Челябинской области, а также частично решить проблему обеспечения водными ресурсами промышленных предприятий области.

Выполнение мероприятий позволит к концу 2010 г. достичь прироста запасов водных ресурсов свыше 1,8 км3 и даст возможность осуществлять в вододефицитных регионах многолетнее и сезонное регулирование водных ресурсов в целях сглаживания многолетней и сезонной неравномерности стока, а также создать необходимый объем территориально перераспределяемых водных ресурсов для обеспечения гарантированного их наличия в местах потребления.

Обеспечение сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира

Основными мероприятиямипри реализации данной задачи являются:

  • научные исследования в области охраны окружающей среды и функционирования ООПТ, охраны, регулирования использования и воспроизводства объектов животного и растительного мира и среды их обитания;
  • научные исследования в области охраны и регулирования использования водных биологических ресурсов и обеспечение охраны морской среды внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
  • установление нормативов предельно допустимого вредного воздействия, такс и оценки ущерба окружающей среде, государственной экологической экспертизы и организации ведения Красных книг.

Значимые непосредственные результаты за 2006 г.:

  • обеспечена стабилизация численности амурских тигров;
  • возвращены в сферу хозяйственного использования (выведены из Красной книги РФ) 3 объекта животного мира: кутум, популяция озерного лосося реки Шуя (Республика Карелия), популяция сурка-торбагана в пределах Республики Бурятия.

Приоритеты на 2008-2010 гг.: увеличение численности амурских тигров, сохранение каспийских тюленей, возвращение в сферу хозяйственного использования новых объектов животного мира, ранее числившихся в Красной книге.

Создание условий для повышения эффективности использования федерального фонда недр

Основными мероприятиямипри реализации данной задачи являются:

  • совершенствование нормативной и методической базы в сфере недропользования;
  • совершенствование системы лицензирования пользования недрами;
  • подготовка экспертных заключений на заявки, поданные на участие в аукционах;
  • проведение аукционов на право пользования недрами.

Значимые непосредственные результаты за 2006 г. Проведено 880 аукционов. Анализ результатов аукционов позволяет сделать вывод о возросшем спросе на участки, в недрах которых содержится углеводородное сырье, и о некотором общем снижении спроса на участки, содержащие твердые полезные ископаемые. Суммарные разовые платежи за пользование недрами по проведенным аукционам составили 66,5 млрд руб.

В 2006 г. МПР России упростило порядок получения лицензий на разведку нижележащих горизонтов. Это позволит вовлечь в освоение ресурсов углеводородов глубокие горизонты, которые оцениваются только по Западной Сибири в 7 млрд т условного топлива.

Приоритеты на 2008-2010 гг.: подготовка и принятие изменений в законодательство о недрах. В 2008-2010 гг. предусматривается предоставление уникальных месторождений в пользование в рамках инвестиционных конкурсов.

Создание условий для повышения эффективности использования водных ресурсов и объектов

Решение данной задачи осуществляется на основании ст. 73 Водного Кодекса РФ (“Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда обеспечивает рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации”), с введением с 01.01.07 Водного кодекса РФ от 03.06.06 № 74-ФЗ решение данной задачи осуществляется на основании гл. 3-6 указанного Федерального закона.

Основным мероприятием при реализации данной задачи является проведение научных исследований, необходимых для разработки нормативно-правовых актов и государственной политики в сфере использования водного фонда и гидротехнических сооружений.

Значимые непосредственные результаты: за отчетный период сформирована нормативная правовая база в реализацию Водного кодекса РФ - принято 25 нормативных правовых актов Правительства РФ, свыше 30 ведомственных нормативных правовых актов.

Приоритеты на 2008-2010 гг.:

  • разработка и утверждение Схем комплексного использования и охраны водных объектов;
  • формирование системы управления качеством водных объектов.

Обеспечение комплексного государственного контроля за выполнением требований законодательства Российской Федерации, международных норм и правил в области природопользования и охраны окружающей среды

Основными мероприятиямипри реализации данной задачи являются:

  • подготовка и проведение проверок соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • ведение Российского реестра углеродных единиц;
  • мероприятия по снижению потребления озоноразрушающих веществ.

Значимые непосредственные результаты за 2006 г.: на территории Российской Федерации на одну проверку в среднем приходится 1,7 выявленных нарушений в области недропользования. В ходе контрольно-надзорных мероприятий в сфере недропользования наложено штрафов на общую сумму 57,7 млн руб. Выявлены незаконные рубки лесного фонда в объеме 947 тыс. м3.

Приоритеты на 2008-2010 гг.:

  • активизация работы спецморинспекций, геологического контроля, увеличение охвата и качества проверок природопользователей. В решении данной тактической задачи участвуют Министерство и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
  • информационное обеспечение государственного управления в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов и окружающей среды.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от наводнений и другого вредного воздействия вод природного и техногенного характера. Обеспечение охраны морской среды, выполнения международных обязательств Российской Федерации на море

Приоритеты на 2008-2010 гг.: формирование специальных экологических и рыбохозяйственных требований для проведения геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья в заповедной зоне северной части Каспийского моря, другие научные исследования.

Обеспечение охраны озера Байкал и Байкальской природной территории

Значимые непосредственные результаты за 2006 г.: утверждены границы Байкальской природной территории

Приоритеты на 2008-2010 гг.:

  • разработка нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал;
  • разработка комплексных схем охраны и использования природных ресурсов Байкальской природной территории;
  • экологическая паспортизация хозяйственных объектов на Байкальской природной территории.

Рис.1. Распределение бюджета МПР по стратегическим целям в 2008-2010 гг.