написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (32-33) Декабрь 2007

Стратегия экономического роста

Татаринов О.В., председатель Тульской областной Думы

Тульская область входит в число наиболее экономически развитых регионов России. Промышленность обеспечивает занятость четвертой части экономически активного населения, дает около половины налоговых поступлений в бюджет области. От развития промышленности напрямую зависит социальная ситуация в регионе, качество жизни людей.

Главной задачей областной Думы и администрации области является обеспечение устойчивого экономического роста. Причем речь идет не о простом наращивании объемов производства, а о существенном увеличении доли инновационной конкурентоспособной продукции. Приоритетные направления региональной экономической политики - это развитие научно-технического потенциала области, создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности, увеличение доходов бюджетов всех уровней. Комплексное решение этих вопросов приносит ощутимые результаты.

В последнее время экономика Тульской области развивается высокими темпами. В 2006 г. объем валового регионального продукта (ВРП) вырос на 6,4%, промышленное производство увеличилось почти на 8%. По предварительным оценкам, в 2007 г. рост ВРП также превысит 6%. По итогам первого полугодия Тульская область занимала третье место в Центральном федеральном округе по темпам промышленного роста. Хорошие показатели демонстрируют металлургия, химия, машиностроение, другие отрасли. Уверенно наращивают объемы производства предприятия оборонно-промышленного комплекса.

Экономический рост дает значительное увеличение налоговых поступлений в областную казну. С 2004 г. собственные доходы бюджета области увеличились с 8 до 16 млрд руб., т.е. в 2 раза. Значительно выросли и поступления из федерального бюджета. Благодаря этому появились дополнительные возможности решать многие социальные проблемы. В невиданных прежде объемах сейчас финансируются образование, здравоохранение, социальная политика. Значительные средства направляются на реализацию мер по улучшению демографической ситуации.

Главной причиной, сдерживающей дальнейший рост производства, является высокая степень изношенности основных фондов предприятий. В среднем этот показатель превышает 50%, достигая на отдельных предприятиях 75-80%. Наличие физически и морально устаревших основных фондов не позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию. Изменить эту ситуацию возможно лишь при условии значительного увеличения объемов инвестиций, привлекаемых в реальный сектор экономики. Другой важнейшей задачей является эффективное использование интеллектуального потенциала области, внедрение новейших научно-технических разработок.

Обеспечить эффективность региональной экономической политики призвана качественная законодательная база. Депутаты областной Думы готовят законы, способствующие динамичному развитию экономики, повышению инвестиционной привлекательности региона. Эта работа ведется в тесном взаимодействии с администрацией области, которую возглавляет губернатор В.Д.Дудка.

Стратегический план действий определен утвержденной Думой программой социально-экономического развития Тульской области до 2010 г. Ее главная цель - обеспечить рост благосостояния населения на основе структурных преобразований в экономике, повышения эффективности производства. Программа предусматривает зонирование социально-экономического пространства: территория региона поделена на 5 секторов. Зоны «Центр» и «Восток» отличаются высокой плотностью промышленного производства, южный сектор имеет сельскохозяйственную специализацию и т.д. С учетом этих особенностей определены точки экономического роста и социального развития муниципальных образований.

Обеспечить устойчивый экономический рост призван комплекс мер в бюджетной, налоговой, инвестиционной сферах. Он предусмотрен одним из важнейших экономических законов - «О промышленной политике в Тульской области». В числе форм государственной поддержки субъектов промышленной деятельности - предоставление инвестиционных кредитов и льгот по уплате налогов, финансовые гарантии области. Сейчас депутаты работают над законопроектом о направлениях промышленной политики на 2008-2012 гг. Он определяет 3 вида экономической деятельности, которые планируется развивать в приоритетном порядке: производство электрооборудования, химическая промышленность, машиностроение. Эти отрасли в ближайшие годы должны стать «локомотивами» тульской экономики.

На протяжении 10 лет в нашем регионе действует Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности». Он, в частности, предусматривает предоставление инвесторам льгот по налогам, зачисляемым в бюджет области. Прежняя администрация области применяла эту норму избирательно. Налоговые льготы предоставлялись отдельным предприятиям. При этом не было четких критериев отбора инвестиционных проектов, получавших поддержку.

Ситуация изменилась с приходом новой администрации области во главе с В.Д.Дудкой. В 2005 г. был разработан закон «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской области». Он определил порядок предоставления льгот по налогу на имущество, созданное или приобретенное в ходе осуществления инвестиционного проекта. В зависимости от объема вложенных средств инвесторы либо освобождаются от уплаты этого налога, либо получают 50% льготу. Кроме того, предусмотрена льгота в 4% от налога на прибыль. Таким образом, закон устанавливает четкие и единые для всех условия государственной поддержки, которой могут воспользоваться инвесторы.

Принятые Думой законы обеспечивают успешную работу администрации области в инвестиционной сфере. Действуя в условиях острой конкурентной борьбы регионов за инвестиции, областная исполнительная власть смогла добиться впечатляющих результатов. Благодаря улучшению инвестиционного климата, в области появляются новые типы инвесторов (краткосрочные замещаются стратегическими), растут объемы капиталовложений.

Важными событиями в жизни региона стали два Тульских экономических форума, прошедшие в 2006 и 2007 гг. Они вызвали большой интерес представителей российского бизнеса, иностранных предпринимателей. Во время форумов подписано около 70 инвестиционных соглашений на сумму свыше 270 млрд руб. Среди крупных инвесторов - РАО «ЕЭС России», «Балтика», «Гипс Кнауф», «Проктер энд Гембл», «Хайдельберг Цемент». Огромные средства направляются на расширение производства, на обновление основных фондов предприятий. Это позволит выпускать конкурентоспособную продукцию на основе передовых технологий. Крупные инвестиции будут вложены в жилищное строительство, в развитие инфраструктуры.

Особо отмечу грандиозный проект, связанный с развитием второго по величине города Тульской области - Новомосковска. Он рассчитан на срок до 2016 г. и оценивается в 38,5 млрд руб. Три четверти этой суммы составят вложения в промышленность, остальные средства пойдут на развитие инфраструктуры. Этот проект получил высокую оценку Президента России В.В.Путина на международном экономическом форуме «Сочи-2007». Подобные проекты планируется осуществить и в других городах Тульской области.

Важным сектором экономики, нуждающимся в более активной поддержке государства, является малый бизнес. В этой сфере занято около 170 тыс. человек, или пятая часть экономически активного населения области. В последнее время число малых предприятий постоянно растет, увеличиваются налоговые поступления в консолидированный бюджет области.

С 2001 г. областная Дума регулярно принимает целевые программы государственной поддержки малого предпринимательства. Однако до недавних пор их объемы финансирования оставались недостаточными и не позволяли говорить об ощутимом влиянии государства на этот сектор. Ситуация должна кардинально измениться с принятием программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2008-2010 гг. Только в 2008 г. на ее реализацию из бюджета области намечено направить 34 млн руб. Таким образом, объем бюджетного финансирования программы по сравнению с 2007 г. должен увеличиться в 7 раз. Программа предусматривает привлечение крупных кредитных ресурсов, создание бизнес-инкубаторов в нескольких городах области, стимулирование инновационной деятельности малых предприятий.

Принятие другой целевой программы позволит существенно усилить поддержку научно-технической деятельности. Сейчас в этой сфере работают более 55 тыс. человек, при этом научные кадры используются недостаточно эффективно. Изменить это положение призвана программа «Государственная поддержка научно-технического потенциала Тульской области в 2008-2012 гг.». Благодаря ей бюджетное финансирование прикладных научных исследований в сфере экономики в 2008 г. должно вырасти почти вдвое. Запланированные меры будут способствовать более активному внедрению научных разработок в экономику региона, увеличению выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Региональная экономическая политика последних лет принесла заметные положительные результаты. Задача руководства области - закрепить и развить наметившиеся тенденции, используя широкий арсенал финансово-экономических рычагов. Это позволит вывести Тульскую область на качественно новый уровень развития, характеризующийся стабильно растущей экономикой и высоким уровнем благосостояния граждан.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100