Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (30-31) Июль 2007

Регион социальной и политической стабильности

Полежаев Л.К., губернатор Омской области

При подготовке федерального бюджета 2007 г. Институт общественного проектирования и компания «Romir Monitoring» оценили развитие всех российских регионов по 5 категориям. Омская область была определена в группу регионов с показателем развития «выше среднего». И если область, не будучи сырьевой, попала в приоритетную группу, то только благодаря способностям, энтузиазму и интеллекту омичей, техническому потенциалу, которым располагаем и который позволил Омской области в последние годы войти в число динамично развивающихся регионов России. Уже несколько лет подряд рост промышленного производства в Омской области составляет 10-13% (это в 2 раза выше среднероссийских темпов). По итогам 2006 г. (по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.) рост реальных денежных доходов населения области составил 16%, средний размер заработной платы вырос на 24,5%.

Один из приоритетов областного Правительства - привлечение инвестиций в экономику региона. По итогам прошлого года, объем инвестиций увеличился на 4,6%. Оценив достигнутый уровень развития инвестиционной сферы, в декабре 2006 г. ЗАО «Рейтинговое агентство «Мудис Интерфакс»» повысило кредитный рейтинг Омской области по национальной шкале до уровня Аа2.ru (очень высокая кредитоспособность по отношению к другим регионам в стране).

Наша область притягивает не только отечественный, но также иностранный капитал. Зарубежные партнеры за 2006 г. вложили в омскую экономику около 470 млн долл. США. В ходе визита Президента Чешской Республики Вацлава Клауса подписаны инвестиционные соглашения и контракты на общую сумму более 220 млн евро. По объему иностранных инвестиций (26%) область занимает 1-е место среди регионов Сибирского федерального округа.

Наиболее перспективные инвестиционные проекты, реализуемые в Омской области

Наиболее перспективными представляются следующие проекты ведущих компаний Омской области:

ОАО «Омская электрогенерирующая компания»:

  • «Снижение зависимости и повышение энергоэффективности энергоснабжения Омского региона» (общий объем инвестиций за 14 лет составит 15,5 млрд руб.);
  • «Создание золоперерабатывающего комплекса и снижение экологического воздействия золошлаковых отходов на природу Омского региона» (за 5 лет - 5,1 млрд руб.);

ОАО АК «Омскэнерго»:

  • проект «Развитие инженерной инфраструктуры энергоснабжения Омской области в 2006-2010 гг.» (за 5 лет - 5,5 млрд руб.);

ОАО «Омскводоканал»:

  • «Программа реабилитации и развития систем водоснабжения и водоотведения г. Омска» (за 24 года - около 19 млрд руб.);

ООО «Гелиос»:

  • «Производство поликристаллического кремния, изготовление фотоэлектропреобразователей и модулей для солнечной энергетики мощностью 250 МВт/год» (за 5 лет - 12,5 млрд руб.).

Также одним из крупнейших межотраслевых проектов, объединяющим нефтехимический, биотехнологический и агропромышленный комплекс, является проект «Биокомплекс» общей стоимостью более 7 млрд руб. Данный проект, поддержанный и на уровне областного правительства, является уникальным не только для Омской области, но и для России в целом, т.к. предусматривает создание и развитие на территории нашего региона высокотехнологичного агропромышленного комплекса в виде вертикально-интегрированной компании, имеющей в своем составе мощности по высокотехнологичной переработке зерна в сырье для химической промышленности - биоэтанол, производство высокобелковых кормов и современный животноводческий комплекс. Причем это не единственный проект, запланированный ООО «Группа компаний «Титан»» к реализации в рамках формирования на территории Омской области кластера биотехнологических производств.

Кроме того, Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2020 г. предусмотрена реализация нескольких крупных проектов в нефтехимическом и нефтеперерабатывающем комплексах. В их числе - производство шин для грузовых автомобилей, техническая и технологическая модернизация (ОАО «Сибнефть - Омский НПЗ»), развитие производства шин для легковых автомобилей (СП ЗАО «Матадор - Омскшина»). В целях стабильного обеспечения Омской области энергетическими ресурсами в электроэнергетическом комплексе планируются такие проекты, как реконструкция и строительство ТЭЦ, линий электропередач, теплотрасс.

Для дальнейшего развития агропромышленного комплекса предусмотрено строительство современных животноводческих комплексов, ускорение технического перевооружения сельского хозяйства, активизация племенной работы. В лесопромышленном комплексе - создание крупного лесозаготовительного и лесоперерабатывающего кластера на севере Омской области, организация заготовки и переработки деловой древесины, организация переработки древесных отходов.

Один из крупнейших инфраструктурных проектов, предусмотренный Стратегией, будет реализован в транспортном комплексе - прежде всего создание мультимодального транспортного комплекса и сети транспортно-логистических центров. В результате мы получим современный высокотехнологичный центр обслуживания и переработки грузопотоков и качественное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках.

Ключевым для Омской области является машиностроительный комплекс, в рамках которого планируется формирование региональных кластеров по таким направлениям, как транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, оборудование для нефте-, газодобычи, авиа- и космическая техника и др. При этом многие омские предприятия войдут в вертикально-интегрированные структуры, что усилит участие Омской области в межрегиональном разделении труда.

Работа Правительства Омской области по привлечению инвестиций

Областное Правительство ведет активную работу по использованию всех новых механизмов, предлагаемых на федеральном уровне, для привлечения инвестиций на территорию Омской области: упорно будем продолжать разработку Омской особой экономической зоны. Количество предполагаемых к реализации проектов в рамках особой экономической зоны - 7, а инвестиционная емкость проектов составляет более 31 млрд руб.

Кроме того, Правительство области будет активно содействовать формированию и вынесению проектов для участия в конкурсах по Инвестиционному фонду и иным фондам РФ с аналогичным содержанием. В ближайшее время в Кировском округе г. Омска запланировано строительство технопарка в общепринятом в мире формате: блок науки, производства и реализации продукции в комплексе с жильем и структурой развлечений.

В Омской области создана законодательная база, позволяющая предоставлять инвесторам значительные налоговые преференции по инвестициям, компенсировать процентные ставки по кредитам, а также участвовать в прямом финансировании производственных программ, которые связаны с инноватикой, созданием новых производств и продуктов.

Одновременно в области сохраняется инвестиционная активность, направленная на развитие материальной базы бюджетных учреждений, на поддержку строительства жилья, развитие инженерной инфраструктуры.

В условиях конкуренции регионов за инвестиции перед органами исполнительной власти стоят задачи оптимизации структуры поступающих иностранных инвестиций, расширения географии, привлечения новых партнеров. В числе ключевых форм регулирования процессами в этой сфере можно назвать следующие. Прежде всего, формирование пакета приоритетных инвестиционных проектов, принятие законов о государственной поддержке инвестиционной деятельности. В дополнение к законодательным актам федерального уровня Правительство Омской области и Законодательное Собрание разработали и приняли комплекс региональных правовых актов, действие которых непосредственно направлено на создание благоприятных условий для наших партнеров. Привлекательность региона для инвесторов создается даже не за счет преференций в виде выделения льгот. Больше и выше оценивается социальная и политическая стабильность, которая складывается в регионе.

Полежаев Леонид Константинович. С 1991 г. - губернатор Омской области. В 1994-96 гг. возглавлял межрегиональную ассоциацию "Сибирское соглашение". С 1993 г. - председатель Координационного совета по промышленной политике и конверсии межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". С 1995 г. - сопредседатель Консультационного совета глав администраций приграничных территорий России и Казахстана.