Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (30-31) Июль 2007

Роль высоких технологий на современном этапе экономического развития страны (Выступление на XI Петербургском международном экономическом форуме, 14.06.06)

Иванов С.Б., Первый заместитель Председателя Правительства РФ

Очевидно, что в современном мире именно наукоемкие технологии являются определяющим фактором экономического развития, главным источником пополнения бюджетных средств ведущих мировых государств, фундаментальной основой обеспечения их национальной безопасности. Кроме того, производство высокотехнологической продукции сейчас становится еще и одним из основных условий успешной интеграции той или иной страны в складывающуюся систему международных отношений. Да и, просто, это крайне выгодный бизнес.

Учитывая эти факторы, даже не важнейшей задачей, а жизненной необходимостью для России становится успешное овладение и эффективное использование самых современных технологий и инновационных разработок. Причем ведущая роль в этом процессе, без сомнения, принадлежит отечественному оборонно-промышленному комплексу (ОПК). Он не только по праву считается одним из ключевых секторов национальной экономики, но и обладает поистине громадными возможностями для развития отечественного наукоемкого и высокотехнологичного производства.

Так уж сложилось, что на протяжении долгих лет самые передовые технологии в нашей стране сосредотачивались именно на предприятиях, выпускающих вооружения и военную технику. Например, в наши дни на долю ОПК приходится более 70% всей производимой в России научной продукции и более 50% численности всех научных сотрудников. Это во многом обусловлено тем, что новые оборонные технологии и разработки всегда наиболее востребованы и довольно быстро окупаются.

Наряду с этим нельзя не отметить и то, что предприятия ОПК играют весомую роль и в техническом перевооружении многих важнейших сфер российской экономики. А такие отрасли промышленности, как авиационное машиностроение, гражданский космос и судостроение, оптическое приборостроение, производство изделий электронной техники и промышленных взрывчатых веществ, практически полностью представлены предприятиями ОПК.

Важное место в деятельности оборонных предприятий занимает и взаимодействие с транспортным и топливно-энергетическим комплексами страны. Вследствие постоянного увеличения объема перевозок в дальнейшем прогнозируется устойчивый рост сбыта для Российских железных дорог таких видов продукции ОПК, как системы управления движением, а также вагоны и цистерны для перевозки нефтепродуктов.

Что касается топливно-энергетического комплекса, то, учитывая, что данный сегмент внутреннего рынка является наиболее платежеспособным, у нас есть все основания рассчитывать на дальнейшее расширение в нем позиций ОПК. Тем более, что в рамках реализации «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» в качестве одного из принципов обеспечения энергетической безопасности страны выдвигается максимально возможное использование в топливно-энергетическом комплексе именно отечественного оборудования. Кстати уже сейчас 30% его изготовляется на оборонных предприятиях.

Кроме того, ОПК обеспечивает производство 70% всех средств связи в нашей стране, 60% сложной медицинской техники, а также весомо представляет Россию на мировых рынках программного обеспечения.

Каждый второй космический аппарат в мире выводится на орбиту с помощью российских ракет-носителей. Так, не далее как в марте и апреле на международную космическую станцию отправлены пилотируемый и грузовой космические корабли.

Показательным является и использование в интересах гражданских потребителей возможностей глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС). Несмотря на то, что она первоначально создавалась для обеспечения обороноспособности страны, главой государства было принято соответствующее решение, и сейчас эта система активно внедряется в различные отрасли национальной экономики. Мы ожидаем, что использование спутниковых навигационных технологий позволит существенно повысить эффективность функционирования средств и объектов инфраструктуры всех видов транспорта.

Вместе с тем, наряду с приведенными примерами результативной деятельности ОПК, естественно, нельзя обойти стороной и существующие в нем проблемы. Тем более что, несмотря на улучшение экономической ситуации в стране, в настоящий момент еще рано говорить о том, что последствия кризиса 90-х годов полностью преодолены. Предприятия ОПК продолжают сталкиваться с трудностями, которые не только влияют на повседневную деятельность, но и мешают процессу их долгосрочного развития.

В этой связи считаю необходимым отметить, что проводимые в настоящее время реструктуризация отрасли и внедрение новых инвестиционных механизмов при должных темпах их реализации призваны в полном объеме обеспечить реализацию потенциала российского ОПК. По нашим оценкам, указанные мероприятия позволят нам не просто усилить его сильные стороны, но и дадут возможность должным образом противостоять существующим угрозам.

Теперь более подробно о конкретных шагах, сделанных в этом направлении. Уже утверждена стратегия развития авиационной промышленности. В стадии согласования находятся стратегии развития судостроительной, ракетно-космической и электронной промышленности. В результате реформирования (реорганизации, ликвидации) из состава ОПК выведены 326 организаций.

В дальнейшем планируется завершить формирование системообразующих интегрированных структур по важнейшим направлениям разработки и производства вооружения и военной техники. Так, совсем недавно Президентом России было принято решение о создании открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация», которое на принципах государственно-частного партнерства объединит наших крупнейших разработчиков и производителей авиатехники.

Помимо этого Правительство ставит перед собой задачу помочь предприятиям ОПК занять конкурентоспособные позиции на внутреннем и мировом рынках, сделать высокотехнологичные отрасли более привлекательными для частного капитала - отечественного и иностранного.

Научно-техническая, промышленная, внешнеэкономическая и налоговая политика нашего государства ориентирована на создание адекватных условий для того, чтобы продукты отечественной высокотехнологической сферы выходили на мировой рынок не в виде «утечки мозгов», а путем экспорта готового конкурентоспособного промышленного продукта.

Следует отметить, что вопрос об активизации деятельности ОПК в значительной мере лежит и в финансовой сфере. Особенно это касается проблем обновления основных фондов предприятий, кадровых и социальных вопросов.

Принятые меры по предотвращению снижения научно-технологического потенциала нашей страны способствовали замедлению ряда негативных тенденций. С 1999 г. стала увеличиваться доля и общие размеры финансирования науки. Так, в 2004 г. из бюджета на эти цели было выделено 46,2 млрд руб., в 2005 - 58,3 млрд руб., а на 2006  намечено выделение уже 72,4 млрд руб. На цели реструктуризации и технического перевооружения в рамках различных программ и проектов из федерального бюджета только в этом году будет выделено около 7 млрд руб. И как результат - общие объемы производства продукции в ОПК ежегодно возрастают на 8,7%. Увеличивается численность исследователей, занятых в науке, повышается их заработная плата, замедлен отток научных кадров за рубеж.

Еще один характерный показатель: в прошлом году общая сумма поставок в 61 страну продукции военного назначения превысила 6 млрд долл., что на 20% больше запланированных объемов поставок. Для России это рекордная цифра.

Однако мы прекрасно понимаем, что только госфинансированием нам не обойтись. В условиях рыночной экономики высокотехнологичный комплекс может успешно инициировать инновации только в том случае, если банковская система способна предоставлять долгосрочные кредиты под соответствующие инвестиционные проекты. Также крайне необходим и мощный фондовый рынок, на котором высоко котируются акции наукоемких производств.

Поэтому важнейшей задачей для нас является организация взаимовыгодного сотрудничества между предприятиями оборонного комплекса и банковскими структурами, а также еще более активное привлечение частного сектора к финансированию НИОКР. Причем хочу особо подчеркнуть, что понятие «государственная поддержка» должно трактоваться не только как исключительно выделение средств из федерального бюджета.

Государственная поддержка - это еще и организационные функции, предоставление гарантий для инвесторов и потребителей и, конечно же, оперативное совершенствование правовой базы научно-технологического развития. Она осуществляется через указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, межправительственные соглашения, а также путем включения проектов в федеральные программы и введения облегченного режима приоритетным инновационным проектам.

В качестве примера эффективной государственной поддержки можно привести мероприятия, осуществленные в рамках реализации проекта «Морской старт».

Помимо этого, в целях уточнения ориентиров отечественного научно-технологического комплекса, главой государства по предложению Правительства в мае 2006 г. утверждены Перечень критических технологий, а также Приоритетные направления развития науки, технологий и техники. Инструментом реализации этих направлений являются уже осуществляемые федеральные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» и «Национальная технологическая база». Целью первой программы (на нее в 2005 г. было выделено 7,6 млрд руб., на 2006 г. запланировано выделение более 8 млрд руб.) является получение новых знаний, научно-техническое обеспечение перехода отраслей экономики на качественно новые технологические уровни, выход на внутренний и мировой рынки высокотехнологической продукции.

ФЦП «Национальная технологическая база» (на нее в прошлом году из федерального бюджета выделено более 2 млрд руб., а на 2006 г. запланировано 3,3 млрд руб.) ориентирована на сохранение и дальнейшее развитие национальной технологической базы, способной обеспечить создание и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции. В ходе ее выполнения в 2006 г. предусматривается завершение разработки 210 перспективных технологий и доведение их до промышленного образца.

Наряду с ними на развитие научно-технического и инновационного потенциала нашей страны большое влияние оказывают такие ФЦП, как:

  • «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.»;
  • «Федеральная космическая программа на 2006-2015 гг.»;
  • «Развитие российских космических космодромов на 2006-2015 гг.»;
  • «Глобальная навигационная система».

Открыты новые работы и в области нанотехнологий, водородной энергетики, технологий создания электронной компонентной базы, энергосбережения, прецизионных технологий обработки.

Начиная с 2003 г. осуществляется и бюджетное финансирование важнейших инновационных проектов государственного значения, так называемых мега-проектов.

При этом точечное воздействие со стороны государства и организация работы по ним отвечают самым современным мировым представлениям о способах формирования приоритетов государственной научно-технической политики. В 2005 г. выполнялось 18 таких проектов, ориентированных на создание наукоемкой конкурентоспособной продукции и освоение новых высокотехнологичных рынков. На их реализацию было выделено более 18 млрд руб., в том числе из средств федерального бюджета - 4,8 млрд руб.

В качестве результативного примера можно привести инновационный проект, выполненный Центральным НИИ конструкционных материалов (руководитель - академик РАН И.В.Горынин). В рамках проекта по созданию центра промышленно-технологических стендов наукоемких производств высокотехнологичной металлопродукции для обеспечения строительства и эксплуатации магистральных газо- и нефтепроводов разработаны и внедрены экономичные легированные, высокопрочные и хладостойкие стали с двухкратным повышением эксплуатационных характеристик, сформирован новый сектор рынка высокотехнологичной продукции с объемом реализованных продаж до 1 млрд руб. в год.

Более того, через мега проекты предпринимательский сектор получил своеобразный сигнал о том, что государство готово взаимодействовать с бизнесом на поле общих интересов и обозначило эти интересы не только с технологической, но и с экономической точки зрения.

Государство активно поддерживает индустрию прямых венчурных инвестиций, включая региональные и отраслевые частно-государственные венчурные фонды, электронные биржи высоких технологий, венчурные ярмарки.

Объем инвестиций фондов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции в компании высокотехнологичных секторов, по итогам 2005 г. оценивается в 11 млрд руб.

Возрастает роль государства в поддержке международного научно-технического сотрудничества и интеграции России в мировое научно-технологическое пространство.

Основные усилия в этой области концентрируются на повышении системности международного сотрудничества, его нацеленности на обеспечение национальных научно-технологических приоритетов и глобальных вызовов современного общества.

В числе значимых мероприятий 2005 г. - продление на 10-летний срок действия Соглашения между правительствами Российской Федерации и США о научно-техническом сотрудничестве, возобновление работы Межправительственного Российско-Американского смешанного комитета по науке и технике.

Российские экспозиции активно поддерживаются на международных научно-инновационных выставках и ярмарках. В частности, только в прошлом году по результатам участия научных организаций в Московском международном салоне инноваций и инвестиций, «Экспо-2005» в Японии, Международной выставке-ярмарке информационных технологий, телекоммуникаций и оргтехники в Германии заключено более 300 соглашений о намерениях с потенциальными инвесторами.

Вместе с тем, формируя национальную технологическую политику, руководство России прекрасно понимает, что собственная национальная база не всегда может обеспечить переход на новый технологический уровень.

Во многих случаях экономически целесообразной, а иногда и единственно возможной стратегией является заимствование и адаптация зарубежных технологий. Облегчение доступа к таким технологиям для российских предприятий также является важным направлением государственной технологической политики. 

Обобщая сказанное, хочу подчеркнуть, что ОПК, являясь высокотехнологичным сектором экономики страны, при всей сложности имеющихся проблем сохраняет достаточно высокий научно-технический и производственный потенциал.

Существующий потенциал оборонных предприятий позволяет обеспечивать разработку и серийное внедрение продукции на уровне, не уступающем мировому. Наш ОПК способен стать в авангарде инновационного развития российской экономики.

К слову сказать, мы планируем, что к 2015 г. доля гражданской продукции по ОПК превысит 70% общего объема производства. То есть он все больше будет выступать в качестве «локомотива» российской экономики. При этом очевидно, что инновационный процесс на предприятиях ОПК мог бы получить и дополнительный импульс, в том числе за счет развития международного сотрудничества в научно-технической сфере и в области высоких технологий. Уверен, что значительную пользу от подобного взаимодействия получат и наши зарубежные партнеры.