Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (30-31) Июль 2007

Выступление на XI Петербургском международном экономическом форуме (10.06.07, Санкт-Петербург)

Путин В.В., Президент РФ

Рад приветствовать вас на Петербургском экономическом форуме. Для нас большая честь принимать здесь глав государств и правительств, топ-менеджеров крупнейших корпораций мира. Все, кто собрались в этом зале сегодня, представляют, образно говоря, как сказал один из участников и организаторов сегодняшнего мероприятия, более половины ВВП мира. Хотел бы отметить, что на этой международной площадке политиков, лидеров экономики традиционно обсуждаются не только экономические темы - фактически здесь идет дискуссия и формируются позиции по важнейшим стратегическим проблемам, по вопросам, имеющим поистине глобальное значение.

Мир действительно изменяется буквально на глазах. Страны, еще вчера казавшиеся безнадежно отсталыми, сегодня становятся самыми быстрорастущими экономиками мира. И если 50 лет назад 60% мирового ВВП приходилось на страны "большой семерки", то сегодня как раз наоборот - около 60% мирового ВВП производится за ее пределами. Развивающиеся страны все активнее занимают ниши в торговле не только товарами, но и услугами. Растет конкуренция со стороны новых игроков, в том числе в высокотехнологичных и наукоемких отраслях. При этом все острее ощущается дисбаланс в развитии самой глобальной экономики, увеличивающий разрыв между бедными и богатыми странами. И эту тему мы не раз обсуждали с коллегами и вот только что, сейчас, с коллегами на саммите "большой восьмерки" в Хайлигендамме.

Я убежден, что общими словами о справедливом распределении ресурсов и инвестиций ничего не решить. В интересах устойчивого развития необходимо формировать новую архитектуру международных экономических отношений - отношений, построенных на доверии и взаимовыгодной интеграции. И потому, не забывая о здоровой конкуренции, мы все же должны двигаться к формированию общих взаимозависимых интересов и связей.

По такому пути, на наш взгляд, должно идти и развитие отношений в рамках Содружества Независимых Государств. Страны СНГ все больше интегрируются в мировые процессы и становятся влиятельными участниками международных экономических отношений. На первый план в международных экономических отношениях выходят вопросы взаимного доверия.

В условиях открытой экономики большинство стран зависит от международной торговли, от того, насколько устойчив экспорт и импорт товаров. И партнеры могут чувствовать себя в безопасности, если их отношения надежны и предсказуемы, а взятые продавцами и покупателями обязательства гарантированно исполняются. Подчеркну, Россия намерена активно содействовать формированию инфраструктуры доверия в глобальной и региональной экономике. И в этой связи несколько слов о тенденциях на энергетических рынках.

Сегодня здесь появляются не только новые крупные потребители, такие как Китай, Индия, но и новые производители, а на евразийском пространстве это очень значительные игроки - это Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Узбекистан. Они стали уже самостоятельными поставщиками углеводородов на мировой рынок. При этом далеко не однозначна политика традиционных потребителей. Нам понятно их стремление к энергетической независимости, к диверсификации источников энергии, однако эта линия напрямую затрагивает и интересы поставщиков. Россия, как один из гарантов энергобезопасности в мире, не может оставаться в стороне от таких проблем, и потому мы выступаем за стратегический диалог поставщиков, транзитеров и потребителей энергоресурсов, за диалог, от которого, я уверен, выиграют все. Наши новые шаги направлены на обеспечение энергобезопасности всего Евразийского материка, это касается и проектов, которые мы планируем и которые реализуем с нашими непосредственными соседями и партнерами в этой сфере - с Туркменистаном, Казахстаном, Узбекистаном.

Прежде всего, конечно, речь идет о добыче и поставке углеводородного сырья, газа и нефти. Это касается и строительства Северо-западного газопровода и нефтепровода Бургас-Александруполис. Уже учитывая растущие потребности в энергоресурсах в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Россия увеличивает поставки и на этом направлении.

Мы будем также инициировать проекты в сфере транспорта, телекоммуникаций, логистики. Проекты, фактически объединяющие страны Европы и Азии. Речь идет о модернизации существующих и создании новых международных транспортных коридоров, соединяющих Европу с Центральной Азией и Дальним Востоком. Мы уже объявили и о планах строительства второй очереди Волго-Дона, открывающей прикаспийским государствам выход в Мировой океан. Я знаю, что у моего друга и коллеги, президента Нурсултана Назарбаева есть свое видение этой проблемы и сегодня, выступая, я уверен, он тоже скажет об этом.

Другой аспект переплетения взаимных интересов - это инвестиционная политика государств. Мы видим, как в развитых странах на смену доктрине свободных инвестиций приходят совсем другие подходы. Оказывается, уже не всегда иностранные инвестиции рассматриваются как благо, порой для иностранного участия практически закрываются такие секторы, как инфраструктура, телекоммуникации, энергетика.

Россия, напротив, намерена строить максимально благоприятный режим для иностранных инвесторов. Мы постоянно совершенствуем систему защиты прав собственности, включая права интеллектуальной собственности. И наша экономика открыта для иностранных инвестиций, в том числе и в инфраструктуре, и в электроэнергетике. Так, в этом году начались публичные размещения акций наших генерирующих компаний. Иностранные инвесторы реализуют у нас крупные проекты в промышленности, строительстве, торговле, банковской сфере.

В I квартале этого года прямые иностранные инвестиции в российскую экономику выросли в 2 с половиной раза по сравнению с прошлым годом. А сумма накопленных иностранных инвестиций превысила 150 млрд долларов США. Я уже многократно говорил, хочу повторить: мы кроме всего прочего в предыдущие годы постоянно сталкивались с проблемой оттока капитала из Российской Федерации.

В прошлом году впервые чистый приток составил 41 млрд долларов, а за первые 4 месяца текущего года он уже превысил 60 млрд долларов и продолжает расти. Кстати говоря, инвестирование превратилось для нас, наконец, в "дорогу с двусторонним движением".

Если в России накопленных инвестиций, как я сказал, мы примерно считаем 150 млрд, то, по данным международных организаций, российские инвестиции за границей составили уже 138 млрд. По нашим данным, не менее 140 млрд. Мы заинтересованы в расширении российских инвестиций за рубежом и дальше, а также в обмене активами с международными партнерами на взаимовыгодных условиях. Это тот путь, по которому уже сейчас идут российские компании. И мы имеем хороший опыт такого партнерства и с нашими партнерами в Германии, и с коллегами из других европейских стран. Последний пример этому дали проекты с итальянскими коллегами.

Убежден, финансовые центры и центры принятия решений новых глобальных корпораций могут находиться в том числе и в нашей стране. В этом году мы приняли закон, который полностью освобождает от налогов дивиденды, полученные от стратегических инвестиций как внутри страны, так и за рубежом. Надеюсь, как российские, так и иностранные инвесторы воспользуются таким льготным порядком. От наших партнеров мы ждем такого же доброжелательного и понимающего либерального отношения. Там, где действительно возникают проблемы, баланс между национальными интересами государств и их потребностью в иностранных инвестициях нужно искать исключительно совместными усилиями в процессе конструктивного диалога.

Новая архитектура экономических отношений подразумевает и принципиально иной подход к работе международных организаций. В последнее время появляется все больше свидетельств того, что существующие организации не вполне справляются с регулированием глобальных международных отношений, глобального рынка. Структуры, созданные в расчете на небольшое количество активных игроков, выглядят подчас архаичными, недемократичными и неповоротливыми. Далеки они и от учета современного расклада сил. И потому старые методы принятия решений подчас не работают. Это отчетливо видно на примере Всемирной торговой организации и переговорного процесса в рамках Дохийского раунда, который идет, мягко говоря, с большими трудностями.

Сегодня протекционизм, с которым и призвана бороться Всемирная торговая организация, часто исходит из развитых экономик, учредивших эту структуру. Именно в них сосредоточена большая часть мировых объемов государственной поддержки бизнеса. Не случайно, что параллельно идет формирование региональных союзов и соглашений, создающих, по сути, новую структуру глобального рынка. И процесс либерализации торговли по преимуществу также происходит в рамках таких соглашений. Для стимулирования торговли и инвестиций стоит подумать о создании региональных евразийских институтов свободной торговли. Во многом такие институты могли бы использовать и положительный опыт Всемирной торговой организации.

В серьезной реструктуризации и модернизации нуждаются и международные финансовые организации. Они были спроектированы под совершенно другие реалии и никак не найдут свое место в условиях стабильного экономического роста в большинстве развивающихся стран и растущих рынков. Так, очевидно, что мировая финансовая система, по сути, завязанная на 1-2 валюты и ограниченное число финансовых центров, уже не отражает текущие стратегические потребности глобальной экономики. Колебания курсов этих валют негативно отражаются на финансовых резервах целых стран, на развитии отдельных отраслей экономики в мире в целом.

Ответ на такой вызов только один - появление нескольких резервных мировых валют, нескольких финансовых центров. Поэтому сегодня необходимо создать предпосылки для диверсификации активов в мировой финансовой системе.

Россия продолжит проводимую нами политику, направленную на повышение привлекательности нашей национальной валюты - рубля, нашего финансового рынка и банковской системы. Своевременной будет и постановка вопроса о переходе на рублевые расчеты при экспорте товаров из России. Естественно, в тех случаях, когда это выгодно и поставщикам, и покупателям.

Уважаемые дамы и господа!

История не раз убедительно доказывала: от положения дел в России во многом зависит ситуация в окружающих ее странах на евразийском пространстве. Мы об этом не раз говорили с моими коллегами из стран Содружества Независимых Государств. А ее временное ослабление неизбежно отзывалось нестабильностью в регионе в целом. В ХХ в. наша страна пережила череду драматических потрясений, но в то же время накопила серьезный потенциал. Наш научный, образовательный, производственный опыт работает не только на подъем самой Российской Федерации. Он дал стимул развития новым государствам, усилил новых игроков в мировой экономике. Мы этому только рады и всячески готовы поддерживать этот процесс. В прошлом году здесь, на форуме, прозвучал тезис о так называемых странах-идеях. Россия - именно такая страна. Страна, которая стремится к построению справедливого общества, основанного прежде всего на моральных ценностях. Страна, которая глубоко анализирует стратегические процессы в мире и нацелена на укрепление доверия между народами и странами.

И мы глубоко убеждены, что мотором развития в нынешнем тысячелетии является человек, его культура, образование и способности. Мы выступаем за свободный обмен идеями, технологиями, новациями. Повторю, Россия открыта для реализации самых амбициозных совместных проектов. И мы рассчитываем, что совместная работа и партнерство позволят стать Евразийскому континенту действительно пространством мира, доверия и сотрудничества.