Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (2), 2000г

Как зарегистрировать права на землю в г. Москве: вопросы теории и практики

Дмитриев А.В., начальник управления московского комитета по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

За прошедший год в г. Москве сложилась определенная практика регистрирующего органа - Московского городского комитета по регистрации прав на недвижимость и сделок с ней (далее - Москомрегистрация) в области государственной регистрации прав на землю.

Права на землю, подлежащие государственной регистрации, определены статьей 131 ГК РФ и ст. 4 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон), это право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования землей, а также возникновение, переход и прекращение названных прав, их ограничения (обременения) - сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Само понятие государственной регистрации определено статьей 2 Закона как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Подтверждение необходимости государственной регистрации договора аренды недвижимости, включая землю, установлено специальной нормой - п. 2 ст. 609 ГК РФ. Учитывая, что к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды (п. 2 ст. 615 ГК РФ), требование государственной регистрации распространяется и на субаренду земли.

Кроме того, в г. Москве в области земельно-правового регулирования сложились правоотношения, позволяющие совершать сделки отчуждения прав аренды земли. Большая инвестиционная привлекательность г. Москвы по сравнению со всей Россией, приведшая к высокой доле концентрации банковского капитала, и в то же время кризис производственной сферы, отсутствие в производстве реального денежного оборота требовали усиления рыночных элементов в городской земельной политике.

Введение в гражданский оборот прав аренды земли произошло на основе сложившихся в г. Москве условий примата государственной собственности на землю и необходимости регулирования отношений городского землепользования с учетом рыночной экономики. Данное решение связано с тем, что переход прав на землю осуществлялся путем распределения и перераспределения земель на основе распорядительных актов исполнительной власти г. Москвы и в условиях города не позволял решать задачи функционирования городского хозяйства.

Другой вариант перехода прав на землю в городах и иных поселениях на основании ст. 37 ЗК РСФСР 1991 года предполагает переход прав на земельный участок при переходе права собственности на расположенную на нем недвижимость,но он тоже не позволяет обеспечить надежность оборота недвижимости в г. Москве. С учетом отсутствия федерального законодательного акта об обороте земли включение в оборот имущественных прав на землю является определенным выходом из сложившейся проблемы в г. Москве.

Действующее гражданское законодательство РФ допускает воз-можность осуществления сделок с арендными правами. В соответствии со ст. 128 ГК РФ к гражданским объектам относятся имущественные права. Отнесение имущественных прав к видам гражданских объектов предполагает их оборотоспособность - полную или ограниченную.

При этом согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ в порядке, установленном законом, устанавливается возможность принадлежности видов объектов гражданских прав определенным участникам оборота либо нахождение их в обороте по специальному разрешению. Право аренды является имущественным правом, т.к. согласно ст. ст. 606 и 607 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Однако введение в гражданский оборот имущественных прав воспринимается неоднозначно, и некоторыми учеными-цивилистами ставится вопрос о правомерности оборотоспособности имущественных прав, например, Е.А. Сухановым (Гражданское право. Т.1. Учебник/Под ред. Е.А. Суханова. - М.: Бек. 1998. С.297), хотя в г. Москве право аренды земли уже несколько лет является объектом сделок отчуждения.

Сделки с правами аренды на землю подлежат государственной регистрации. Поскольку согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ подлежат государственной регистрации ограничения и обременения прав на землю, а все сделки с арендными правами на землю можно определить как ограничение права собственности и как обременение прав аренды, то требование обязательной регистрации в ЕГРП касается и сделок с арендными правами.

Виды сделок с арендными правами в основном указаны в ст. 615 ГК РФ,это сдача арендованного имущества в субаренду, передача своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу, предоставление арендованного имущества в безвозмездное пользование, а также сдача арендных прав в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Данный перечень не является закрытым, и с учетом принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) возможны иные виды сделок с правами аренды земли. Так, передача своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу может быть произведена как в рамках договора переуступки (ст. 382 ГК РФ), так и по договору купли-продажи (ст. 454 ГК РФ).

В ст. 1 Закона г. Москвы "Об основах платного землепользования в г. Москве" определяется и конкретизируется право на совершение сделок с арендными правами на землю как право арендатора городских земель, находящихся в собственности г. Москвы, передавать свои права и обязанности по договору аренды другому субъекту земельных правоотношений, совершать сделки с арендными правами в порядке, установленном законами РФ и г. Москвы.

Правомочие арендатора на совершение сделок с арендными правами является правомочием разрешительным и зависит от воли собственника арендуемого имущества или его полномочного представителя, т.к. согласно п. 2 ст. 129 и п. 2 ст. 615 ГК РФ для осуществления сделок с арендными правами необходимо специальное разрешение.

Федеральным законодательством не предусмотрено установление порядка предоставления арендодателем согласия на совершение сделок с арендными правами. Поэтому с учетом ст. 72 Конституции РФ субъект Российской Федерации г. Москва вправе самостоятельно определять порядок дачи арендодателем своего согласия на совершение арендатором сделок с арендными правами. В г. Москве согласие арендодателя на совершение арендатором сделок с арендными правами на землю есть разрешение Московской городской администрации или уполномоченного ею органа, данное арендатору земельного участка на совершение сделок с арендными правами после внесения особой платы (ст. 1 Закона г. Москвы "Об основах платного землепользования в г. Москве").

Можно считать, что в г. Москве согласие арендодателя земли имеет свою цену в зависимости от срока аренды, разрешенного использования и местонахождения земли, а получить его можно по четко установленным правилам, что препятствует чиновничьему произволу. Порядок установления размера платы за согласие арендодателя, т.е. платы за право на совершение сделок с правами аренды земли, определяется распорядительным актом Московской городской администрации. Данная плата является единовременной платой. Понуждение арендатора земли к обязательному внесению платы за право на совершение сделок с правами аренды земли не допускается (ст. 4 Закона г. Москвы "Об основах платного землепользования в г. Москве").

Порядок дачи арендодателем указанного согласия регулируется ст. 4 Закона г. Москвы "Об основах платного землепользования в г. Москве". Право на сделки с арендными правами возникает у арендатора при наличии согласия арендодателя после внесения в полном размере платы за право на совершение сделок с арендными правами. При условии внесения данной платы в полном размере право на совершение сделок с арендными правами сохраняется у арендатора земельного участка в течение всего срока действия договора аренды, т.е. арендатор получает возможность в любое время в течение срока действия договора осуществить сделку отчуждения прав аренды земли в пользу любого заинтересованного и правоспособного лица. При этом правоприобретатель является правопреемником в части всех условий договора аренды земли, в том числе и срока аренды, т.е. срок аренды является пресекательным и остается неизменным.

Отсутствие у арендатора права на совершение сделок с правами аренды земли не ограничивают законные правомочия арендатора по владению и пользованию арендованным земельным участком. Арендатор ограничен только в правомочии распоряжения своими арендными правами, когда у него возникает желание осуществить следующие действия: сдать арендуемую землю в субаренду, передать по договору переуступки или купли-продажи свои права и обязанности, установленные договором аренды, другому лицу, сдать арендные права в залог, а также внести их в качестве вклада в уставный капитал коммерческой организации.

Таким образом, в г. Москве сделки с правом аренды земельного участка могут совершаться только с тем правом аренды, за которое арендатор внес плату за право на сделки с арендными правами. В противном случае, согласие арендодателя на совершение сделок с правом аренды земельного участка не дается, т.е. согласие арендодателя на совершение сделки залога с правом аренды земли возможно только после производства выкупа права аренды земли.

В г. Москве согласие арендодателя городских земель дает полномочный орган Московской городской администрации - Московский земельный комитет (далее - Москомзем), поэтому в пакет документов направляемых заявителем на регистрацию сделки с арендными правами, входит письменное подтверждение согласия Москомзема на совершение указанных сделок.

После государственной регистрации сделки отчуждения арендных прав заключается трехстороннее соглашение к договору аренды земли, явившемуся предметом сделки. Трехстороннее соглашение между арендодателем земли - Москомземом, правопредшественником (старым арендатором) и правопреемником (новым арендатором) закрепляет переход прав и обязанностей в полном объеме по договору аренды земли. Таким образом, договор аренды земли в части прав и обязанностей арендатора остается неизменным, а меняется только субъект договора.

Правда возможно по желанию нового арендатора заключение не трехстороннего соглашения к договору аренды земли, явившемуся предметом сделки, а нового договора аренды, но с обязательным учетом тех существенных условий договора, которые были предметом сделки отчуждения.

Процесс регистрации недвижимого имущества детально регламентируется Законом. Так, порядок регистрации устанавливает ст. 13 Закона в следующем виде:

  • прием документов, необходимых для государственной регистрации и отвечающих требованиям этого закона;
  • регистрация представленных документов;
  • правовая экспертиза представленных документов и проверка законности сделки с недвижимостью;
  • сопоставление заявленных прав на объект недвижимости с уже зарегистрированными на него правами с целью установить отсутствие возможных противоречий;
  • при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа в регистрации либо для ее приостановления внесение записи в ЕГРП на недвижимое имущество;
  • совершение регистрационных надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной регистрации.

Согласно ст. 16 Закона государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя, стороны (сторон) договора либо представителя упомянутых лиц, имеющего надлежащим образом оформленную доверенность. Общее требование к заявителям, если право возникает на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления,состоит в том, что заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого принят такой акт.

В случае, если права возникают на основании договоров, не требующих нотариального удостоверения, заявление о регистрации должно исходить от всех участников сделки. При уклонении одной из сторон от прохождения процедуры регистрации права на недвижимость оно регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны. Регистрация же по заявлению одной из сторон сделки возможна только в том случае, если права возникли на основании сделки, не требующей нотариального удостоверения, но нотариально удостоверенной по желанию участников.

Применительно к регистрации прав на землю вопрос о том, кто вправе обратиться за регистрацией, решается следующим образом.

При регистрации прав пожизненного наследуемого владения и прав постоянного (бессрочного) пользования, возникающих на основании акта уполномоченного органа Московской городской администрации, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого принят такой акт.

Регистрация договора аренды недвижимого имущества, в том числе земли, выделена в отдельный вид регистрации (ст. 26 Закона). Согласно названной статье при этом регистрации подлежит право аренды, что оценивается в юридической литературе неоднозначно и вызывает споры.

Таким образом, с заявлением о государственной регистрации договора аренды земли вправе обратиться одна из сторон договора аренды. В Москве такое право предоставлено арендатору земли.

В отношении договора субаренды земли заявление о регистрации должно исходить от всех участников сделки.

При регистрации сделок с арендными правами, которые не нуждаются в нотариальном удостоверении, заявления о регистрации прав должны подавать все стороны договора (сделки).

К примеру, для регистрации договоров аренды земельных участков в Москомрегистрации установлен следующий перечень документов:

  • заявление правообладателя (с указанием его полного наименования) о регистрации договора аренды земельного участка. В заявлении указывается адрес участка, его площадь, номер договора аренды присвоенный Москомземом, почтовый адрес и телефон;
  • нотариально заверенные: копия свидетельства о регистрации юридического лица и копии учредительных документов (со всеми изменениями и дополнениями). Копии вышеуказанных документов могут быть заверены государственными органами, их выдавшими;

Физические лица представляют копию паспорта (иного документа, удостоверяющего личность). Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, представляют нотариально заверенную копию документа о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Юридические лица представляют решения своего полномочного органа о назначении (избрании) руководителя предприятия, организации или учреждения либо доверенность о предоставлении права подписи документов по вопросам оформления земельных правоотношений иному полномочному лицу; доверенность представителей юридического (физического) лица на совершение действий по регистрации договора и получение правоудостоверяющего документа с отметкой о государственной регистрации.

Подлинность подписи доверителя на доверенности, выданной физическим лицом, заверяется нотариусом;

  • документ, удостоверяющий личность представителя (паспорт или иное удостоверение личности). После удостоверения личности документ возвращается представителю, доверенность остается в Москомрегистрации;
  • распорядительный акт на землю (копия постановления правительства Москвы или распоряжения префекта административного округа) либо копия решения комиссии по предоставлению землю и градостроительному регулированию г. Москвы или административного округа. При этом копия распорядительного документа дополнительному заверению не подлежит;
  • план земельного участка, заверенный Москомземом;
  • копия платежного поручения или квитанции об оплате государственной регистрации;
  • справка Госкомстата о присвоении кодов.

Данный пакет документов правообладатель (землепользователь) представляет в Москомрегистрацию после того, как Москомземом оформлены права на землю и заключен договор аренды. При этом договор аренды должен быть подписан как со стороны арендодателя, так и со стороны арендатора.

Аналогичные пакеты документов предоставляются для регистрации других прав на землю с учетом специфики и сущности регистрируемого права.

При подготовке пакета документов для регистрации договора субаренды земли необходимо учитывать определенные ограничительные условия по отношению к сторонам договора, установленные нормативными актами. Порядок дачи арендодателем городских земель в лице Московского земельного комитета согласия на совершение сделки субаренды регулируется в порядке, предусмотренном распоряжением мэра Москвы от 09.11.98 № 1129-рм "О передаче земельных участков в г. Москве в субаренду".

Регистрирующий орган обязательно учитывает в ходе правовой экспертизы при регистрации сделок с арендными правами п.п. 1 и 2 статьи 6 Закона, которые указывают на необходимость признания ранее возникших прав на недвижимое имущество, т.е.прав возникших у заинтересованных лиц до 31 января 1998 г., когда был введен в действие Закон.

Согласно ст. 6 Закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. При этом государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу Закона, является юридически действительной.

В то же время государственная регистрация возникших после введения в действие Закона ограничений (обременений) или иных сделок с объектом недвижимого имущества требует государственной регистрации прав на данный объект, возникших до введения в действие Закона (п. 2 ст. 6 Закона).

Далее в п. 2 ст. 13 Закона законодатель развил данную позицию и указал, что регистрация ограничений (обременений) вещных прав, ипотеки, аренды или иной сделки с объектом недвижимого имущества возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.

Анализ ст. 6 Закона с учетом ст. 13 этого же Закона предполагает следующее.

Права бессрочного (постоянного) пользования и пожизненного наследуемого владения, возникшие до вступления в силу Закона и удостоверенные государственными актами либо свидетельствами на право бессрочного (постоянного) пользования и пожизненного наследуемого владения, признаются юридически действительными.

Также юридически действительной считается регистрация, осуществлявшаяся до вступления в силу Закона (абзац второй п. 1 ст. 6 Закона) и прошедшая в Москомземе по правилам, действовавшим до этого момента согласно Указу Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость".

Однако, если заявитель, обладающий правами бессрочного (постоянного) пользования или пожизненного наследуемого владения, возникшими до введения в действие Закона, сдает принадлежащий ему земельный участок в аренду другому лицу и этот договор заключен после введения в действие Закона, то возникают ограничения (обременения) этих прав на землю в виде права аренды, подлежащие обязательной государственной регистрации в силу ст. 26 данного Закона. И тогда требуется государственная регистрация прав бессрочного (постоянного) пользования или пожизненного наследуемого владения, возникших до введения в действие Закона (п. 2 ст. 6 Закона).

По нашему мнению, аналогичный подход необходимо применять и в случаях, когда арендатор договора аренды земли, заключенного и зарегистрированного в Москомземе до введения в действие Закона, заключает на принадлежащий ему земельный участок договор субаренды земли, т.е. до регистрации договора субаренды необходимо зарегистрировать договор аренды.

Данный подход, по нашему мнению, определен тем, что в силу ст. 131 ГК РФ права аренды и субаренды являются ограничением (обременением) вещных прав на землю. Если рассматривать договор залога прав аренды земли, аналогичные рассуждения тоже применимы в силу ст. 29 Закона и ст. 5 ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке).

При регистрации сделок залога прав аренды земли необходимо учитывать такое требование ст. 615 ГК РФ, как согласие арендодателя на совершение данной сделки. Так как договор залога прав аренды земли подлежит согласно ст. 163 ГК РФ, п. 5 ст. 5 и ст. 10 Закона об ипотеке обязательному нотариальному удостоверению, то нотариус должен в силу ст.ст. 54 и 55 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате проверить представленные для нотариального удостоверения сделки на соответствие действующему законодательству в части наличия согласия арендодателя на совершение сделки залога прав аренды земли.

Таким образом, по нашему мнению, при осуществлении сделки залога прав аренды земли согласие арендодателя должно быть получено арендатором земли до нотариального удостоверения данной сделки, и в данном договоре уже должна быть ссылка на предоставленное согласие арендодателя.

Применительно к ипотеке имеется изъятие из общего правила о порядке регистрации, согласно которому процедура регистрации залога недвижимого имущества начинается только по заявлению залогодателя после государственной регистрации прав залогодателя на предмет залога (ст. 29 Закона).

При осуществлении регистрации ипотеки необходимо учитывать имеющиеся расхождения между Законом и Законом об ипотеке. Расхождения начинаются уже с различного подхода в ГК РФ законодателя к правовому регулированию регистрации прав на недвижимость и отдельно ипотеки. Согласно п. 6 ст. 131 ГК РФ порядок государственной регистрации устанавливается в соответствии с ГК РФ и Законом. В то же время в ст. 334 ГК РФ (п. 2) устанавливается, что залог земельных участков и другого недвижимого имущества (ипотека) регулируется Законом об ипотеке, при этом общие правила о залоге, содержащиеся в ГК РФ, применяются к ипотеке в случаях, когда иное не установлено иное в ГК РФ или Законе об ипотеке.

Таким образом, налицо установление со стороны законодателя по отношению к ипотеке приоритетности в силу п. 2 ст. 334 ГК РФ норм Закона об ипотеке перед Законом.

В Законе об ипотеке законодателем предусмотрена целая глава 4, регламентирующая основные положения государственной регистрации ипотеки, ее порядок и основания в отказе от регистрации. В Законе особенностям регистрации ипотеки посвящена всего одна статья 29. Требования к регистрации ипотеки согласно Закону об ипотеке не совсем согласуются с аналогичными нормами Закона и, как сказано выше, должны иметь приоритет при коллизии норм права.

По нашему мнению, данную коллизию необходимо решать с точки зрения духа закона, а именно норм ГК РФ. Предлагаем краткое рассмотрение основных коллизионных норм Закона об ипотеке и Закона.

Перечень документов для регистрации ипотеки лучше всего прописан в п.п. 1-3 ст. 20 Закона об ипотеке, где конкретно оговаривается, что необходимо представить заявителю:

  • заявление залогодателя;
  • нотариально удостоверенный договор об ипотеке и его копия;
  • документы, названные в договоре об ипотеке в качестве приложений;
  • доказательства уплаты регистрационного сбора;
  • документ, подтверждающий возникновение обеспеченного ипотекой обязательства.

В Законе (п. 1 ст. 29) о документах необходимых для регистрации ипотеки, говорится в общем, без должной конкретики, указывается лишь, что залогодатель представляет свое заявление с договором об ипотеке вместе с указанными в данном договоре документами, редакция в данном случае является неполной и неудачной.

Ст. 20 Закона об ипотеке в части перечня документов для ее регистрации не противоречит аналогичным нормам Закона, но является более конкретной и может быть использована напрямую. В Москомрегистрации перечень документов для регистрации ипотеки составлен с учетом именно такого подхода.

Имеются расхождения между Законом и Законом об ипотеке и в вопросе приостановления регистрации прав. Если в ст. 19 Закона говорится о приостановлении регистрации прав, то в аналогичной ст. 21 Закона об ипотеке говорится об отложении регистрации.

Согласно ст. 19 Закона приостановление регистрации прав возможно в следующих случаях:

  • при наличии у регистратора сомнений в наличии оснований для регистрации прав (п. 1 ст. 19 Закона);
  • при наличии у регистратора сомнений в подлинности представленных документов (п. 2 ст. 19 Закона);
  • при наличии заявления правообладателя с указанием, причин, при этом по умолчанию предполагается, что причины должны быть исключительно уважительными (п.3 ст. 19 Закона );
  • при наличии соответствующего определения или решения суда (п. 4 ст. 19 Закона);

Закон об ипотеке расширяет основания для приостановления регистрации. Поэтому, как уже говорилось выше, в силу приоритета специальной нормы перед общей применяется ст. 21 Закона об ипотеке, согласно которой основаниями для приостановления регистрации являются:

  • непредставление каких-либо необходимых документов согласно пп. 2 и 3 ст. 20 Закона об ипотеке;
  • несоответствие договора об ипотеке, закладной или приложенных к ним документов требованиям законодательства;
  • необходимость проверки подлинности представленных документов;
  • наличие спора в судебных органах по поводу прав на имущество, являющееся предметом ипотеки, или по поводу обращения на него взыскания (до разрешения спора судом).

Если такие основания для приостановления регистрации,изложенные в ст. 21 Закона об ипотеке, как непредставление необходимых документов или необходимость проверки подлинности представленных документов соответствуют нормам ст. 19 Закона, то несоответствие договора об ипотеке, закладной или приложенных к ним документов требованиям законодательства должно повлечь согласно ст. 20 Закона отказ регистрирующего органа. Однако, как мы уже говорили выше, в этом случае применяется ст. 21 Закона об ипотеке, указывающая на необходимость приостановления регистрации для исправления правообладателем обнаруженных несоответствий.

Согласно Закону регистратор имеет право осуществить приостановление на срок не более месяца, без учета времени, отведенного на регистрацию, а правообладатель - на срок не более трех месяцев. В Законе об ипотеке возможность приостановления регистрации на три месяца вообще не предусмотрена, но это, по нашему мнению, связано не с процессом регистрации, а с сутью самого договора ипотеки, необходимостью его быстрого заключения и реализации.

Однако в практике Москомрегистрации при наличии соответствующего заявления правообладателя в отношении договоров ипотеки применяют норму Закона, касающуюся возможности приостановления регистрации сроком на три месяца.

В результате проведенной государственной регистрации договоров аренды земли, временного (срочного) безвозмездного пользования землей, субаренды земли иных сделок с арендными правами Москомрегистрация производит удостоверение посредством совершения специальной регистрационной надписи на указанных договорах, представленных на регистрацию (п. 3 ст. 131 ГК РФ).

В отношении прав пожизненного наследуемого владения, прав постоянного (бессрочного) пользования землей и ипотеки удостоверение произведенной регистрации производится путем выдачи Москомрегистрацией по просьбе правообладателя документа о зарегистрированном праве в виде свидетельства. При этом в свидетельстве о регистрации и в штампе специальной регистрационной надписи на зарегистрированных договорах указывается дата государственной регистрации прав, которой является день внесения соответствующих записей в ЕГРП, и номер, под которым произведена соответствующая регистрация в Едином реестре.

В отношении удостоверения государственной регистрации ипотеки имеются разночтения, связанные с неодинаковым регулированием этого вопроса в разных нормативных актах. Согласно п. 2 ст. 22 Закона об ипотеке государственная регистрация ипотеки удостоверяется путем осуществления надписи на договоре об ипотеке с указанием полного наименования регистрирующего органа, даты, места и номера регистрации. Регистрационная надпись заверяется подписью должностного лица и скрепляются печатью регистрирующего органа.

В другом нормативном акте - постановлении Правительства Российской Федерации от 18.02.98 № 219 "Об утверждении Правил ведения ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним"- указывается, что при регистрации ипотеки регистрирующему органу необходимо производить удостоверение путем выдачи свидетельства о государственной регистрации прав.

В Москомрегистрации государственная регистрация ипотеки осуществляется путем совершения соответствующей удостоверяющей надписи на договоре об ипотеке с заверением подписью регистратора и проставлением печати Москомрегистрации. Данная позиция Москомрегистрации связана с тем, что федеральный закон по своей юридической силе выше постановления Правительства Российской Федерации.