написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (28-29) Декабрь 2006

О национальном проекте "доступное и комфортное жильё - гражданам России"

Круглик СИ., руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

Должен сказать, что национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» вплотную связан с федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 гг. Программа «Жилище» - основной инструмент реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», главное направление в нашей работе.

Реализуется программа «Жилище» в 2 этапа. Первый - установочный или, как мы его называем, подготовительный (2002-2005 гг.). Второй - этап практической реализации (2006-2010 гг.). В ходе первого этапа созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления, апробированы механизмы реализации. 31.12.05 постановлением Правительства РФ в программу «Жилище» внесены изменения. Единым госзаказчиком программы определен Росстрой.

Концептуально федеральная целевая программа «Жилище» делится на 2 блока:

  • меры, направленные на формирование спроса на рынке жилья (подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» и «Обеспечение жильем молодых семей», мероприятия по развитию унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан);
  • меры, направленные на формирование предложения на рынке жилья (подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» и «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»).

К середине 2006 г. сделано немало: разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие порядок реализации программы; выпущены и направлены в субъекты федерации и федеральные органы исполнительной власти бланки сертификатов для выдачи гражданам-участникам подпрограммы. К сожалению, реализация подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» пока сдерживается из-за отсутствия правового регулирования - не внесены изменения и дополнения в действующие нормативные акты, связанные с механизмом предоставления субсидий.

Но несмотря ни на что проект активно продвигается в жизнь. На одной из видеоконференций, которую вел первый вице-премьер Дмитрий Медведев, губернатор Челябинской области Петр Сумин рассказывал о том, как в области реализуется программа строительства жилья. Губернатор четко и понятно говорил о проводимой в регионе жилищной политике, которая полностью соответствует государственной. Признаюсь, мне понравился даже тон разговора: по тому, как увлеченно Петр Иванович говорил, было видно, что он болеет за дело, за интересы населения. А когда первое лицо «болеет», результат есть всегда. В Челябинской области результат такой: если в прошлом году ввели в первом полугодии жилья на 24% больше, чем в 2004 г., то в этом году - на 45% больше, чем в прошлом. Мэр Челябинска Михаил Юревич заявил, в частности, что в 2006 г. в городе будет введено около 500 тыс. м2 жилья. Из них 470 тыс. м2 - многоэтажное жилье. Это, поверьте, немало для Челябинска. Но, если предложение жилья не соотносить со спросом, могут возникнуть проблемы. Пример тому - город Астрахань. Там стабильно наращивали темпы строительства по 17% в год. И недавно обнаружили: 40% нового жилья стоит непроданным. Не оценили доходы населения.

В Пятигорске мы вручили свидетельства 15 молодым семьям по программе «Молодая семья», 35% стоимости квартиры будет оплачено государством, остальное - кредиты, которые будут выплачиваться на протяжении 20 лет. То есть молодые семьи с первых шагов получили возможность жить по-человечески. После этого мы вручили ключи от дома многодетной семье, в которой воспитывают 10 детей. Дом большой, светлый, 124 м2 - 4 комнаты, просторная столовая. Построен по технологии быстровозводимого жилья. Очень интересный проект для рынка: каркасно-модульная технология позволяет за короткие сроки строить индивидуальные коттеджи, многоквартирные, малоэтажные дома. Монтаж такого дома осуществляется за 8 часов, стоимость 1 м2 - около 6 тыс. руб. Рядом заложили микрорайон на площади 30 га. Он решает целый ряд насущных задач: с очередниками, с гостиницами, которые позволят приезжать в этот курортный город другим россиянам.

В ряду успешно работающих с удовольствием упомяну Ростовскую область, там взяли на себя амбициозный план: к 2010 г. добиться ежегодного ввода в эксплуатацию 2 млн 160 тыс. м2 жилья. Для достижения цели в течение нескольких ближайших лет ежегодный прирост темпов жилищного строительства должен составлять 13,6%, а не 5%, как было в 2005 г. по отношению к 2004 г. В некоторых крупных городах области объемы вводимых в эксплуатацию новостроек планируется удвоить. Особую миссию возложили на Ростов-на-Дону, потому что, как здесь считают специалисты, со временем областной центр превратится в двухмиллионный мегаполис. По итогам первого квартала 2006 г. Дон вышел на 4-е место по объемам жилищного строительства в стране, обогнав Башкирию. Больше скажу: жилищный рынок Ростовской области и Краснодарского края развиваются интенсивнее, чем в Москве и Московской области. В том же Ростове сначала решили градостроительные задачи и только потом приступили к строительству жилья. Это и есть комплексный подход к развитию города.

В Чувашии привлекли к работе немецких проектировщиков. Они уже заканчивают проект нового городка: прямо на берегу Волги, между Чебоксарами и Новочебоксарском. Город спроектирован совершенно по иным принципам. В Екатеринбурге привлекли французских архитекторов. Они проектируют микрорайон «Академический». Проект рассчитан на строительство жилья для 300 тыс. человек, речь идет также о строительстве целого города. В новом районе будет построено 9 млн м2 жилья, причем другого поколения и с совершенно новой инфраструктурой. Появляются новые градостроительные решения. В «Академическом» речь идет не только о проживании 300 тыс. человек, но и о появлении нового социума, в который будут входить и научные подразделения по переподготовке кадров, т.к. в этот регион переезжает много людей с Севера по окончании работы за пределами Полярного круга.

Сегодня готовится реконструкция Брянска. В центре этого города пустует территория бывшего аэропорта - 230 га. В Брянске решили не идти традиционным путем - точечной застройки, а подойти к проекту по-современному: строить комплексно. И еще решили привлечь к проектированию компанию, которая умеет это делать на уровне мировых стандартов. Задача - сделать комплексный проект таким, чтобы в Брянске возник совершенно новый центр, созвучный тем, какие сегодня строят в Европе, Америке, на Западе.

В Московской области полным ходом идет реализация проекта «Большое Домодедово», где в течение 7 лет предполагается построить 12 млн м2 жилья и объектов социальной инфраструктуры. Домодедовский городской округ уникален тем, что в нем естественным образом формируются два крупных узла - международный аэропорт «Домодедово» и крупнейший логистический центр на пересечении международных экспортных коридоров II (Берлин-Москва-Екатеринбург) и IX (Хельсинки-Москва-Бухарест). Это ведет к ускорению жилищного строительства и на базе фактически сложившейся городской агломерации созданию полноценного города общей численностью 450 тыс. человек. Реализация этого проекта одновременно позволит ускорить выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем военнослужащих, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, граждан, отселяемых с комплекса «Байконур», и иных категорий граждан. Важно понимать, что это энергичное и трудоспособное население.

С таким подходом мы получим в ближайшем будущем совершенно новую картину во многих городах, где к решению вопроса жилищного строительства подошли заинтересованно. Но все те, кто связан с жилищным строительством, должны просчитывать и цену, и определять платежеспособный спрос населения: каким он будет через 2-3 года. В интересах бизнеса знать, что, закладывая сегодня дом, завтра его можно продать. В городах к этому пониманию только подходят. Мы сейчас стремимся «подтолкнуть» ситуацию. Собрали специалистов и поставили перед ними задачу: в оперативном порядке предоставлять нам статистические данные из каждого субъекта, муниципального образования о вводе жилья. Рамки жестко ограничены: месяц плюс неделя - и мы должны иметь всю информацию. То же - по цене на жилье. Это заставит вникнуть в природу роста цен. Нынешний рост стоимости жилья - особенно в городах-миллионниках - заставил задуматься всех. Начинается спад темпов роста стоимости жилья. Все понимают, что цена до определенного пика дорастет. Есть слой населения, которое может себе позволить жилье за большие деньги. Но это 2-3% населения России. Остальные - ниже черты покупательной способности по высоким ценам. Понимание происходящего должно идти не от власти к бизнесу, а от бизнеса к власти. Тогда власть научится планировать. Сначала в муниципальном образовании, потом на уровне субъектов. Отмечу особо, что там, где люди работают - проект идет успешно. Примеры можно множить: к уже упомянутым добавлю Пермь, Нижний Новгород, Екатеринбург, Чебоксары и др. - там ситуация меняется в корне.

Согласно данным Фонда «Общественное мнение» и мониторингу информационной активности в регионах РФ, проведенного Росстроем, спустя полгода после начала реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» осведомлены о нем около 70% россиян. Конечно, нельзя сравнивать осведомленность граждан в Москве и других городах-миллионниках с жителями сельской местности. Реализация проекта в крупных городах достаточно активно освещается в прессе, на телевидении. Тема реализации данного национального проекта в газетах встречается чаще, чем разговор о здоровье и образовании. В основном, освещаются разъяснения по ипотечному жилищному кредитованию, решения, принимаемые местной властью, разъяснения юристов, отчеты департаментов, репортажи о счастливых новоселах - вот и все жанры на заданную тему.

Анализируя текущее состояние информационной активности СМИ по нацпроекту, можно сделать предварительный вывод, что информационное поле по пропаганде и формированию общественного мнения в пользу национального проекта достаточно насыщено, другое дело, что сейчас необходимо сосредоточиться на разъяснительной работе с населением, подключив все доступные на сегодня массово-коммуникативные каналы - в первую очередь это средства массовой информации (центральные и региональные газеты, радио и телевидение, сеть Интернет), позволяющие охватить и заинтересовать большой круг участников

В текущем году Росстроем проводилось информационное сопровождение более 40 различных мероприятий - пресс-конференций, «круглых столов», семинаров, съездов, проводится регулярная рассылка новостных материалов в 76 региональных и центральных информационных агентств из 54 субъектов РФ. Нами подготовлена серия книг «Сто вопросов и ответов о жилье», которая основана на вопросах, поступивших в Росстрой от граждан и организаций. Книги нацелены на разъяснение вопросов, отнесенных к сфере деятельности Росстроя.

Журналисты идут впереди, помогая властям видеть существующие проблемы, публикуя письма-сигналы с мест, острые вопросы с ответами-комментариями, вызывая представителей местных администраций и депутатского корпуса на прямые и горячие линии, круглые столы и иные формы диалога с населением. Это я считаю правильным.

Круглик Сергей Иванович. В 1998 г. назначен заместителем Министра РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. В 1999 г. - заместитель Министра по региональной политике РФ. В 1999-2004 гг. - статс-секретарь - первый заместитель Председателя Госстроя России. В 2004-05 гг. - директор Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Минпромэнерго РФ. С 2005 г. - руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100