Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (28-29) Декабрь 2006

О реализации положений Федерального закона от 30.06.06 № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" по предоставлению нотариусами документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Иванов Н.А., заместитель руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области

Федеральным законом от 30.06.06 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», получившим в средствах массовой информации название «О дачной амнистии», внесены дополнения в ч. 1 ст. 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и в статьи Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которыми нотариусам предоставлено право представлять на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявления и иные необходимые документы в случаях нотариального удостоверения ими сделок или совершения иных нотариальных действий, а также после проведения государственной регистрации получать документы и свидетельства о государственной регистрации прав.

В своё время на территории Московской области с июня 2001 г. по сентябрь 2004 г. действовал механизм, позволявший нотариусам подавать на государственную регистрацию заявления и документы. Но он был основан на положениях ст. 86 Основ законодательства о нотариате и закреплён в совместном информационном письме учреждения юстиции - Московской областной регистрационной палаты и Московской областной нотариальной палаты. Нотариусами осуществлялась передача заявлений с прилагаемыми к ним документами, необходимыми для государственной регистрации. Нотариус предъявлял документ, удостоверяющий его личность и сопроводительное письмо.

Заявление вносилось в книгу учёта входящих документов. Также в неё вносились сведения о нотариусе как представителе в силу закона.

Нотариусу выдавалась расписка в получении документов. Распиской подтверждалось выполнение нотариусом взятых на себя обязательств по передаче заявлений. Правоустанавливающие документы и свидетельства о государственной регистрации права получали правообладатели самостоятельно.

В 2003 г. Московской областной регистрационной палатой проводился анализ практики по передаче и приёму заявлений от нотариусов. Однако широкого распространения она не получила. Её практиковало не более 20 из более чем 300 нотариусов, работающих на территории Московской области.

При этом следует отметить, что с отдельными нотариусами были заключены соглашения, предусматривающие возможность работы с нотариусом в определённое приёмное время, а также возможность передачи заявлений не нотариусом, а его помощником или иным работником нотариальной конторы.

По сути, нотариус мог осуществлять передачу как лично нотариально удостоверенных документов, так и документов, удостоверенных другим нотариусом, или документов, совершенных в простой письменной форме.

Практический опыт нашёл отражение в Концепции развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе, одобренной Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (п. 1 протокола № 12 от 17.02.03). В подразделе «Предложения по совершенствованию действующего законодательства» раздела III «Форма и государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом» Концепции предложено в целях сокращения временных и моральных затрат, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, предусмотреть новое нотариальное действие при наличии на него волеизъявления сторон сделки по передаче нотариусом нотариально удостоверенного договора для государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество и получение документов, свидетельствующих о регистрации.

И вот, как уже отмечалось, указанным Федеральным законом «О дачной амнистии» ст. 15 Основ законодательства РФ о нотариате, которая называется «Права нотариуса», дополнена самостоятельным абзацем о праве нотариуса представлять заявление и документы в регистрирующий орган.

Однозначно можно утверждать, что такими полномочиями наделяется только нотариус.

Изменения в развитие Концепции внесены, но они не коснулись ст. 35 и 36 Основ законодательства РФ о нотариате, содержащих перечень нотариальных действий, совершаемых нотариусами, или ст. 86 Основ законодательства РФ о нотариате, регламентирующей порядок передачи заявлений. Поэтому напрашивается вывод, что представление заявления не является нотариальным, а следовательно, обязательным к совершению действием.

Следует также отметить, что Концепция ограничивалась нотариально удостоверенными договорами. Формулировка же дополнения в п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не ограничивается договорами - представление заявления осуществляется в случаях нотариального удостоверения сделок или совершения иных нотариальных действий.

Таким образом, видно, что при формулировании нормы использовано широкое понятие, которое может породить абсурдную ситуацию представления на государственную регистрацию прав заявлений во всех случаях участия в регистрационном процессе представителей правообладателей, сторон договоров по нотариально удостоверенным доверенностям, являющимися обязательными в силу п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.97 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», т.к. доверенность является односторонней сделкой.

Только на анализе этих положений Федерального закона «О дачной амнистии» очевидно, что в целях устранения неоднозначности в применении требуется выработка единой правоприменительной позиции Министерства юстиции РФ, Федеральной регистрационной службы и Федеральной нотариальной палаты.

Целесообразно также регламентировать несколько моментов:

1. Уточнить перечень нотариально удостоверенных сделок и иных нотариальных действий, по которым нотариус может представить заявление на государственную регистрацию прав и сделок с недвижимым имуществом (договоры отчуждения недвижимого имущества (купли-продажи, дарения, ренты, пожизненного содержания с иждивением), договоры, порождающие ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество (аренда, ипотека), свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, алиментные соглашения в отношении объектов недвижимого имущества, брачные договоры в отношении объектов недвижимого имущества, договоры о разделе совместно нажитого имущества, в том числе недвижимого, супругов, договоры о разделе в натуре объекта недвижимого имущества, находящегося в общей собственности, и др.).

2. Подтвердить, что платёжный документ об уплате государственной пошлины должен оформляться от имени лица, в отношении которого совершается юридически значимое действие по государственной регистрации прав или сделки с недвижимым имуществом.

3. Установить, что копии документов, представляемых на государственную регистрацию, должны свидетельствоваться нотариусом.

4. Дополнить Правила ведения книг учёта документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утверждённые приказом Министерства юстиции РФ от 24.12.01 № 343, положениями по особенностям заполнения граф книг учёта входящих документов при представлении заявлений и документов нотариусами.

5. Уточнить состав документов, удостоверяющих личность нотариуса.

6. Отразить особенности приостановления и отказа в государственной регистрации. Так, если по результатам проведения правовой экспертизы государственным регистратором будет принято решение о приостановлении или об отказе в государственной регистрации, то информировать нотариуса об этом.

7. Предоставить возможность нотариусу в целях устранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации, подавать в регистрирующий орган заявления о приобщении дополнительных документов, о прекращении государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации в соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

8. Уточнить возможность или невозможность обращения нотариуса в регистрирующий орган за пределы своего нотариального округа с целью государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, включённый в наследственную массу, что подтверждается выданным нотариусом свидетельством о праве на наследство, но находящийся на территории иного нотариального округа.

До внесения изменений в действующие нормативные правовые акты решение всех имеющихся или возникших в будущем вопросов возможно только путём выработки согласованных позиций заинтересованных ведомств.