написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (28-29) Декабрь 2006

Интервью журналу "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Пепеляева Л.В., член Комитета Государственной Думы ФС РФ по собственности

Президент России в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.06 указал на то, что проблемы экономического и социального развития государства тесно связаны с существующей демографической ситуацией в стране. В Послании было определено несколько направлений деятельности органов государственной власти, которые при их эффективной реализации должны создать предпосылки для решения демографической проблемы.

- Как известно, демографическая ситуация в нашей стране сегодня является неблагоприятной, что влияет в том числе на развитие экономики, на инвестиционный климат. Что предполагается предпринять в рамках решения демографической проблемы?

- Безусловно, улучшение демографической ситуации является первоочередной государственной задачей, т.к. за последние 5 лет численность населения Российской Федерации сократилась более чем на 2,5 млн человек и к 1 июля этого года составила 142,4 млн человек. С 1993 г. естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне. В среднем число жителей России ежегодно становится меньше почти на 700 тыс. человек. Депопуляция - устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся - затронула в разной степени практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы: в 2005 г. на 2,3 млн умерших пришлось 1,5 млн новорожденных. Характер рождаемости в Российской Федерации определяется массовым распространением малодетности (в прошлом году на 100 женщин детородного возраста пришлось только 134 ребенка), откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости. Вызывают тревогу также состояние здоровья и уровень смертности населения, отражающиеся на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны, которая в настоящее время составляет 65,5 года (в 2001 г. - 65,9 года). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 13 лет меньше, чем женщин: женщины в среднем живут до 72 лет, мужчины - до 59. Сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения населения также влияют на демографическую ситуацию в стране.

Для решения демографической проблемы в Российской Федерации необходимо не только стабилизировать численность населения, но и сформировать предпосылки к последующему демографическому росту. На улучшение демографической ситуации в стране направлен комплекс мероприятий. В соответствии с проектом федерального бюджета на 2007 г. финансирование этих мероприятий предусмотрено в объеме 32 млрд руб. из федерального бюджета без учета сумм выплаты базового материнского капитала (131,8 млрд руб.). Кроме того, предусмотрено дополнительное финансирование из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

- Каковы основные направления по улучшению демографической ситуации в стране и как эти направления связаны с приоритетными национальными проектами?

- Для того чтобы стабилизировать демографическую ситуацию в стране, предполагается реализовать комплекс мероприятий, в котором условно можно выделить три блока: снижение смертности, привлечение из-за рубежа наших соотечественников и стимулирование рождаемости. Основными мероприятиями в рамках направления снижения смертности являются: реализация программы безопасности движения, пресечение ввоза и производства внутри страны суррогатной алкогольной продукции и формирование у граждан стремления к здоровому образу жизни.

Безусловно, без эффективной миграционной политики, мероприятий по повышению рождаемости и материальной поддержки старшего поколения невозможно достичь демографического роста. Эти мероприятия также предполагается реализовать. При этом по направлению «Стимулирование рождаемости» предусмотрен комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. В частности, планируется увеличить размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; компенсировать затраты на детское дошкольное воспитание; реализовать мероприятия по стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предоставить в распоряжение мамы базовый материнский капитал.

Также предполагается увеличить стоимость родовых сертификатов в женской консультации с 2 до 3 тыс. руб., а стоимость сертификата в родильном доме - с 5 до 7 тыс. руб.; создать сеть современных перинатальных центров и обеспечить родильные дома необходимым оборудованием и специальным транспортом. Эти направления по улучшению демографической ситуации в стране и национальный проект «Здоровье» тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

По данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения, 75% россиян считают, что для решения демографических проблем необходимо и достаточно увеличить детские пособия, материальную помощь молодым семьям, а также предоставить помощь в улучшении жилищных условий. Что касается последнего направления, то оно является одним из мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Работа по правовому обеспечению в рамках увеличения размера ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет началась еще в июле этого года. 07.07.06 Правительством РФ был внесен соответствующий проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». 8 сентября Государственная Дума приняла этот законопроект в первом чтении.

- Какие изменения предполагается внести в действующий закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей?

- Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» изменяет размер и порядок исчисления ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Минимальный размер пособия установлен в размере 1500 руб. на первого ребенка и 3000 руб. на второго и последующих детей. В районах и местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, размеры пособия определяются с применением этих коэффициентов.

Впервые ежемесячное пособие по уходу за ребенком устанавливается для неработающих женщин. Для работающих женщин размер пособия составляет 40% среднего заработка за 12 месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом максимальный размер пособия не может превышать 6000 руб. с учетом районного коэффициента.

Финансирование пособия работающим женщинам производится из средств Фонда социального страхования РФ, а неработающим женщинам и женщинам, подвергшимся воздействию радиации, - из федерального бюджета путем передачи средств в бюджет Фонда социального страхования РФ. Финансирование пособия женщинам-военнослужащим производится из федерального бюджета.

В законопроекте также предусмотрена возможность сложения пособий. Например, если женщина родила двойню и до рождения ребенка она работала, то пособие ей будет выплачено в размере не 40%, а 80% от среднего заработка (в Российской Федерации за последний год родилось более 4,5 тыс. двойняшек!).

Вместе с тем проектом федерального закона вводится новый вид пособия - единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Его размер составляет 8000 руб. Это пособие будет выплачиваться при передаче ребенка в любой вид замещающей семьи - при усыновлении ребенка, передаче в приемную семью или установлении опеки. Выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью осуществляется из средств федерального бюджета, выделяемых в виде субвенций бюджетам субъектов РФ.

Необходимо отметить, что законопроект имеет ряд положений, которые требуют уточнения ко второму чтению. В частности, могут возникнуть ситуации, когда мамы имеют право получать пособия одновременно по двум разным основаниям, предусмотренным законом. Например, мама, уволенная в связи с ликвидацией организации, может одновременно очно обучаться в вузе, и, значит, ей предоставлено право на получение пособия по двум разным основаниям. Однако нужно учитывать, что от основания для назначения пособия зависят его размер и источник выплаты, и в данном случае законопроектом не определена процедура разрешения этой ситуации. В связи с этим целесообразно установить, что пособие выплачивается одновременно только по одному основанию по выбору женщины.

Кроме того, не решены еще некоторые юридико-технические вопросы. При доработке законопроекта ко второму чтению они будут урегулированы.

Безусловно, увеличение размера пособия - это серьезный шаг в улучшении демографической ситуации. Однако только он один не решает демографическую проблему. Но то, что это серьезный шаг в этом направлении, никто отрицать не будет.

- Повышение рождаемости в стране, охрана материнства и детства - одни из приоритетных целей мероприятий по улучшению демографической ситуации в России. Лиана Витальевна, расскажите подробнее о базовом материнском капитале, тема которого была затронута ранее, и о мероприятиях, предусмотренных этим направлением.

- В настоящее время ведется подготовка к внесению в Государственную Думу проекта федерального закона, направленного на регулирование вопросов использования базового материнского капитала. Проектом федерального бюджета на 2007 г. предусмотрено, что с 01.01.07 территориальные органы Пенсионного фонда РФ начнут регистрацию возникновения права и учет лиц - получателей базового материнского капитала. Размер базового материнского капитала предполагается установить в сумме 250 тыс. руб. Выплаты базового материнского капитала будут производиться начиная с 2010 г. Предполагается, что полученным капиталом женщина может распоряжаться после достижения ребенком 3-летнего возраста или по прошествии 3 лет с даты усыновления ребенка. Обсуждается, что право распоряжения капиталом может быть передано отцу ребенка в случае потери такого права матерью. С учетом того, что эти вопросы должны быть решены до конца текущего года, проект федерального закона должен быть внесен в ближайшее время.

Проектом федерального бюджета на будущий год предусмотрено также финансирование мероприятия по компенсации затрат на детское дошкольное воспитание в следующих размерах: за 1-го ребенка - на сумму, равную 20%, за 2-го - 50%, за 3-го - 70% от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения. Предполагается выделить на финансирование этого мероприятия из федерального бюджета 8 млрд руб.

С 01.01.07 предполагается увеличить выплаты на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье до 4 тыс. руб., а заработную плату приемному родителю - до 2,5 тыс. руб. ежемесячно. Однако уже в настоящее время в некоторых субъектах РФ суммы соответствующих пособий на содержание ребенка и заработной платы приемного родителя превышают предполагаемые размеры. Например, в Новосибирской области размер опекунского пособия на ребенка школьного возраста составляет 4160 руб. Размер заработной платы приемного родителя в Новосибирской области установлен в размере тарифной ставки 14-го разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы с доплатой 40% от установленной ставки и составляет 4331,84 руб. Однако, учитывая, что пособие на содержание ребенка, находящегося под опекой, определяется, исходя из установленных норм по фактическим ценам соответствующего региона, размеры этого пособия в субъектах РФ различны и в некоторых из них составляют менее 2,5 тыс. руб.

Проектом федерального бюджета на 2007 г. предусмотрено направление субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов РФ на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также на выплату заработной платы приемному родителю с распределением между регионами. Соответствующий порядок направления и распределения субсидий должно разработать Правительство РФ. Важно, чтобы при разработке такого порядка субсидии на возмещение расходов на выплату пособий направлялись не только в регионы, в которых до настоящего времени не установлены планируемые размеры этих пособий.

Комплекс мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в стране, включает еще два крупных блока: меры, направленные на уменьшение смертности от неестественных причин, и миграционная политика. С целью уменьшения смертности от неестественных причин на 2008 г. прежде всего предусмотрено совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, при острых отравлениях, больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями и снижение травматизма и профессиональных заболеваний на производстве. В рамках миграционной политики специально созданной межведомственной рабочей группой разрабатывается государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников из-за рубежа. В июле этого года был принят Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», который предусматривает упрощение системы регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и по месту пребывания в Российской Федерации. Еще раньше, в июне, был внесен в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предлагающий превентивное воздействие на работодателей, привлекающих и использующих труд иностранных работников в нарушение установленных правил. В законопроекте также установлена ответственность за нарушение правил миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, а также определены необходимые процессуальные действия должностных лиц по новым составам.

Безусловно, это не весь перечень мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в стране, но главные из них уже в ближайшее время получат законодательную основу и начнут реализовываться. Объединение усилий государства и общества, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению демографического потенциала Российской Федерации, создаст предпосылки для решения демографической проблемы в стране.

Пепеляева Лиана Витальевна. С 1998 г. - заведующая юридической консультацией "Сибирская юридическая контора", с 2003 г. - председатель Коллегии адвокатов "Сибирская юридическая контора" Новосибирской области. В 1996-2003 гг. - депутат Новосибирского городского Совета депутатов. С 2003 г. - депутат Государственной Думы, член Комитета по собственности и Комиссии по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики Государственной Думы, возглавляет Секцию по законодательству в области гражданско-правовых отношений и собственности Экспертно-консультативного совета по социально-экономическим вопросам при фракции "Единая Россия" в Государственной Думе. Координатор Всероссийской политической партии "Единая Россия" по национальным проектам.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100