написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (28-29) Декабрь 2006

Интервью журналу "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Дерябкин В.Е., заместитель главы администрации — министр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области

- В последнее время в нашей стране все более актуальными становятся вопросы развития инновационных технологий и внедрение инновационных разработок в промышленное производство. Эта тема активно обсуждается и на уровне Правительства РФ, и на уровне регионов. Какова ситуация в Ростовской области?

- В настоящий период Ростовская область находится на 11-м месте по инновационному потенциалу среди российских регионов. Поэтому задача министерства экономики Ростовской области состоит в развитии и дальнейшей интеграции элементов региональной инновационной системы для перевода экономики Ростовской области на инновационный путь развития.

В этом году завершается реализация первой целевой программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004-2006 гг., которая заложила институционально-правовые основы формирования региональной инновационной системы. Так, за счет средств действующей программы профинансировано создание и развитие «Ростовского центра трансфера технологий», поддержано развитие объектов инновационной инфраструктуры (технопарков и инновационно-технологических центров), обеспечено участие донских инноваторов в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых на Дону и в других регионах; налажена система повышения квалификации инновационных менеджеров на семинарах.

10 ноября 2006 г. на заседании Законодательного собрания Ростовской области были приняты закон «Об областной целевой программе развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2007-2008 гг.» и закон «Об инновационной деятельности в Ростовской области».

В 2008 г. начнется разработка новой целевой программы развития инновационной деятельности, уже на 5-летний период (по аналогии с федеральными программами). И новая, третья по счету, программа завершит совместную работу Администрации области и субъектов инновационной деятельности (прежде всего, вузов и технопарков) по интеграции инновационной системы Ростовской области в национальную инновационную систему.

- Судя по всему, в Ростовской области есть четко обоснованная инновационная политика. Расскажите о ней подробнее.

- Инновационная политика Ростовской области - это совокупность социально-экономических мер, осуществляемых органами государственной власти Ростовской области, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий, техники; формирование системы продвижения и реализации инновационной продукции на отечественном и мировом рынках; а также повышение доли инновационной продукции в структуре производства Ростовской области.

Целями политики в сфере инноваций, являющейся составной частью социально-экономической политики Ростовской области, являются:

  • увеличение вклада субъектов инновационной деятельности в развитие экономики;
  • формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции;
  • обеспечение прогрессивных структурных преобразований - модернизации в сфере материального производства;
  • развитие инновационной деятельности в Ростовской области;
  • эффективное использование инновационной продукции.

- Какие результаты были получены при реализации первой программы, и какие цели должны быть достигнуты после принятия новых законов?

При реализации предыдущей программы, которая являлась первой попыткой оказания Администрацией области целенаправленной государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, выявились отдельные проблемы, такие, например, как отсутствие федерального и областного законов об инновационной деятельности, отсутствие методики оценки эффективности реализации программы и инновационных проектов, а также системы анализа и мониторинга инновационной сферы региона.

При разработке проекта новой программы был учтён как положительный, так и отрицательный опыт. Так, разработана новая методика оценки социально-экономической эффективности Программы, определены областные приоритетные направления инновационной деятельности в следующих сферах:

1) агропромышленный комплекс (внедрение новейших технологий возделывания сельскохозяйственных культур, разработка высокомеханизированных комплексов по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, создание новых сортов сельскохозяйственных культур, технологии искусственного воспроизводства ценных видов рыб);

2) минерально-сырьевой комплекс (разработку современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, создание новых систем глубокой переработки полезных ископаемых, обогащение и брикетирование углей, разработка высокоэффективных и экологически безопасных систем разведки нефтегазовых месторождений, добычи и транспортировки углеводородного сырья, новых технологий переработки и производства новых видов продукции);

3) электроэнергетика (разработка парогазовых установок и газотурбинных надстроек паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе и высокоэффективных паросиловых энергоблоков с применением новейших технологий сжигания топлива для электростанций на твердом топливе, развитии экономически эффективной малой и нетрадиционной энергетики, разработка экологически чистого высококачественного энергоносителя, разработка экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии, и повышении эффективности систем передачи электроэнергии на большие расстояния);

4) инфокоммуникационные технологии (развитие инфокоммуникационных технологий по созданию единого информационного пространства для обеспечения эффективной деятельности органов власти, бизнеса, бюджетной сферы и оказания социально значимых услуг населению Ростовской области);

5) машиностроительный комплекс (разработка современных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций, механизации и автоматизации сборочных процессов, контроля и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации);

6) строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (разработка новых строительных технологий и материалов с заданными свойствами, строительство высокотехнологичных очистных сооружений, энерго- и теплосбережения, эффективное решение проблем утилизации отходов, использование и переработка вторичных ресурсов);

7) химическая и нефтехимическая промышленность (разработка материало- и энергосберегающих технологий производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений экологически чистых базовых полимеров, химических волокон, синтетических каучуков, удобрений и ресурсосберегающих малотоннажных химических производств);

8) здравоохранение (разработка биомедицинских технологий жизнеобеспечения и защиты человека, технологий создания лекарственных средств, технологий эффективной борьбы с факторами риска развития основных неинфекционных заболеваний, мониторинг и прогнозирование развития заболеваемости, смертности, технологий реализации возможностей телекоммуникационных систем для оказания лечебно-консультативной помощи специалистам отдаленных территорий Ростовской области);

9) транспортный комплекс (модернизация транспортной инфраструктуры, повышение технического уровня всех видов транспорта, создание экологически чистого и высокоскоростного наземного транспорта).

По итогам реализации принятой программы к 2009 г. планируется:

  • увеличить долю отгруженной инновационной продукции в валовом региональном продукте (ВРП) с 2,2% в этом году до 3%;
  • обеспечить рост объемов отгруженной инновационной продукции до 14 млрд руб., что составит увеличение в 2,3 раза по сравнению с 2005 г.;
  • увеличить долю отгруженной инновационной продукции в ВРП с 2,19% в 2005 г. до 3%;
  • увеличить долю в ВРП объема выполненных организациями научной сферы научных исследований и разработок до 3%;
  • увеличить удельный вес затрат предприятий на технологические инновации в 1,7 раза в текущих ценах по сравнению с 2005 г.;
  • обеспечить формирование ключевых элементов региональной инновационной системы.

- Как решается самый главный вопрос – финансирование?

- Основной акцент в новой программе сделан на развитие инфраструктуры областной инновационной системы (технопарков, инновационно-технологических центров), обеспечение информационного сопровождения инновационного развития (создание регионального Интернет-портала, публикации в СМИ).

В целом на финансирование программных мероприятий за счет всех источников запланировано использовать 1 млрд 278 млн руб. В том числе за счет средств федерального бюджета будут профинансированы НИОКР, проводимые вузами области, на сумму 603 млн руб. в 2007 г. и 643,5 млн в 2008 г. Из средств областного бюджета министерством финансов области согласовано выделение 10 млн руб. в 2007 г. и 20 млн 470 тыс. руб. - в 2008 г. Из внебюджетных источников планируется привлечь 1,1 млн руб. за 2 года.

- А как обстоят дела с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками? Как Администрация Ростовской области после принятия новых законов будет поддерживать НИОКР?

- Утвержденные Президентом России национальные приоритетные направления развития науки, техники и технологий (такие, например, как генодиагностика, генотерапия, технологии биоинженерии и т.д.) остались в программе в качестве направлений НИОКР, проводимых областными вузами и финансируемых за счет средств федерального бюджета. То есть НИОКР в этой программе за счет областного бюджета финансироваться не будут. Однако Администрация области будет оказывать необходимую организационную и информационную поддержку донским ученым в продвижении результатов их научных и прикладных исследований. Так, буквально на днях в соответствии с «Положением о порядке финансирования за счет средств областного бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по приоритетным для Ростовской области направлениям в 2006 г.» конкурсной комиссией были подведены итоги. Из 45 заявок были определены 15 победителей по следующим приоритетным направлениям: «Экология и рациональное природопользование», «Медицина и здоровьесберегающие технологии», «Химические технологии, новые материалы», «Энергосберегающие технологии и оборудование, нетрадиционные ресурсы», «Сельское хозяйство, машины и оборудование для сельского хозяйства, пищевая промышленность», «Сверхкритические флюидные технологии», «Информационные технологии».

- Что имеет в своем багаже Ростовская область, принимая законопроекты, связанные с инновационной деятельностью?

- Донской край обладает развитой научно-технической базой:

  • 95 организаций, выполняющих исследования и разработки (54 научно-исследовательских и 15 конструкторских организаций, 14 высших учебных заведений, 12 научно-технических подразделений на промышленных предприятиях);
  • 87 государственных и негосударственных высших и средних профессиональных образовательных учреждений, 350 образовательных учреждений подготовки и переподготовки кадров;
  • 3 технологических парка, Южный научный центр Российской академии наук, ряд ведомственных и межотраслевых информационных центров, центр трансфера технологий, организации, оказывающие консалтинговые услуги, и др.

Для иллюстрации динамики показателей оценки эффективности результатов реализации Целевой программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004-2006 гг. можно привести следующие данные:

Показатель результативности

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Объем отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) по крупным и средним предприятиям, млн руб.

1959,7

4072,4

6089,5

Доля отгруженной инновационной продукции в ВРП, %

1,07

1,81

2,19

Численность работников, выполнявших исследования и разработки по крупным и средним предприятиям, тыс. человек

15,1

15,5

15,7

Затраты на технологические инновации по крупным и средним предприятиям, млн руб.

1337,2

2294,7

1861,2

Одним из важных индикаторов, отражающих развитие инновационной деятельности, является положительная динамика инновационной составляющей рейтинга инвестиционной привлекательности. Так, в 2005 г., по оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», Ростовская область по инновационному потенциалу заняла 11-е место среди 89 субъектов РФ.

В 2006 г. Ростовская область вошла в число 5 пилотных регионов, имеющих значительный инновационный потенциал, по реализации проекта ТАСИС «Поддержканансированию.ствия развитию малых предприятий в научно-технической сфере успешно реализуется программа экспортно-ориентированных инновационных малых и средних предприятий». Участие в этом проекте позволит субъектам инновационной деятельности, реализующим экспортную стратегию, значительно увеличить свой оборот, благодаря выходу на рынки стран ЕС.

Для решения задач инновационного развития должны быть использованы конкурентные преимущества Ростовской области: значительный технологический потенциал оборонных и смежных с ними гражданских отраслей промышленности, система образования мирового уровня, природные ресурсы, развитая транспортная инфраструктура.

- В числе первых регионов России Ростовская область приняла Областную целевую программу поддержки экспорта в Ростовской области. Расскажите, что послужило причиной столь пристального внимания областных властей к этой теме?

- Цель «Областной целевой программы поддержки экспорта в Ростовской области на 2007-2008 гг.» заключается в стимулировании конкурентоспособных предприятий к ведению экспортной деятельности.

Основная задача программы - создание организационного механизма использования регионального экспортного потенциала для решения социально-экономических задач, стоящих перед Ростовской областью.

Реализация программных мероприятий предусматривает организацию работы по двум направлениям: во-первых, в части сопровождения крупных региональных предприятий-экспортеров в получении государственной поддержки из средств федерального бюджета (выполняющей фактически роль «экспортной премии»); во-вторых, стимулирование предприятий, имеющих опыт ведения внешнеторговых операций и обладающих высоким экспортным потенциалом, посредством оказания финансовой поддержки из средств областного бюджета в рамках реализации программы.

Решение перечисленных и других задач, напрямую направленных на поддержку региональных экспортеров, консолидация ресурсов областных министерств и ведомств, Торгово-промышленной палаты области и организаций-экспортеров в рамках реализации областной целевой программы поддержки экспорта в Ростовской области позволит добиться прироста объемов экспорта товаров с высокой степенью добавленной стоимости до 5 млн долл. США ежегодно.

Выделение из средств областного бюджета 8 млн руб. в 2007 г. на субсидирование части процентной ставки по привлеченным кредитам предприятий - экспортеров готовой продукции позволит обеспечить прирост экспорта на 10%, привлечь порядка 170 млн руб. из средств федерального бюджета посредством возмещения НДС и прогнозировать дополнительный объем налоговых платежей в консолидированный бюджет области.

Социально-экономический эффект реализации программных мер выразится в увеличении числа занятого населения, вовлеченного во внешнеэкономическую сферу, повышении уровня и качества жизни населения области.

- Министерство экономики Ростовской области при подготовке данной программы опиралось на реальные предприятия-экспортеры?

- Разработчик программы - Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем Ростовского государственного университета, был выбран Министерством экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей на конкурсной основе. В ходе разработки программы было проведено масштабное экономико-социологическое исследование, которое строилось на опросе 145 региональных предприятий-экспортеров. Подобный опрос был проведен в Ростовской области впервые и обусловил пилотный характер программы. Количество исследованных предприятий составляет около 15% от общего числа региональных экспортеров, но они обеспечивают порядка 80% экспорта товаров и услуг с территории области.

Внешнеторговый оборот Ростовской области в январе-сентябре 2006 г. составил 3 млрд долл. США, в том числе экспорт на сумму 1,3 млрд долл. США. Доля экспорта в товарообороте области занимает 44,5%. С принятием «Областной целевой программы поддержки экспорта в Ростовской области на 2007-2008 гг.» мы надеемся на увеличение доли экспорта во внешнеторговом обороте области до выхода на показатели положительного сальдо.

Дерябкин Виктор Ефимович. В 1990-1997 гг. - директор Ростовского судоремонтного завода, генеральный директор АО "РИФ". С 1997 г. - глава Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону. С 2002 г. - заместитель главы Администрации (Губернатора) Ростовской области - министр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100