Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (28-29) Декабрь 2006

Конкурентоспособность экономики Республики Татарстан

Павлов Б.П., Первый заместитель Премьер-министра Республики Татарстан — министр экономики и промышленности Республики Татарстан

Достижение приоритетных целей социально-экономического развития Республики Татарстан основано на решении задач повышения конкурентоспособности республиканской экономики, способности предприятий к производству продукции и услуг с устойчивым спросом на глобальном рынке и обеспечивающим высокий уровень занятости и реальных доходов населения. Высокий уровень конкурентоспособности предполагает готовность к самостоятельному выстраиванию своего экономического и социального будущего, повышению конкурентоспособности национальной экономики республики, что и поставлено в качестве главной задачи в Послании Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева на 2006 г.

Чтобы выдержать конкуренцию, необходима мобилизация всех ресурсов и их более эффективное использование. И здесь важную роль играют такие факторы, как инвестиционная и инновационная активность, качество трудовых ресурсов, налоговая нагрузка на бизнес, эффективная производственная кооперация.

Оценка конкурентоспособности региона и предприятия производится ведущими зарубежными школами, в частности, институтом по стратегии конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса, а также рядом российских консалтинговых компаний. К сожалению, регулярное наблюдение рейтинга конкурентоспособности на федеральном уровне не ведется. Вместе с тем, он периодически публикуется в средствах массовой информации и является важным параметром для оценки инвестиционной привлекательности. По оценке Гарвардской школы бизнеса, Республика Татарстан находится после Москвы, но ее рейтинг выше, чем в среднем по России.

Из чего же сложился рейтинг конкурентоспособности Республики Татарстан? Проанализируем социально-экономическое положение республики за период с 2001 по 2005 г. и первое полугодие 2006 г. с точки зрения оценки ее конкурентоспособности. В качестве иллюстрации мы использовали те параметры, которые фактически являются основными параметрами оценки рейтинга конкурентоспособности регионов.

Прежде всего, это объем инвестиций. За первое полугодие 2006 г. объем инвестиций в основной капитал, по предварительным данным, составил около 60 млрд руб., что выше, чем за аналогичный период 2005 г., на 20%. И это несмотря на то, что прошлый год был годом празднования 1000-летия г. Казани, и значительный объем бюджетных и привлеченных инвестиций был направлен на завершение строительства ряда крупных объектов.

В разрезе отраслей промышленности, начиная с 2001 г., заметный рост инвестиций в основной капитал произошел в химической и нефтехимической промышленности. Заметными темпами увеличиваются инвестиции в энергетике и машиностроении.

В структуре инвестиций в основной капитал в промышленности 44% занимает компания «Татнефть». Объемы инвестиций независимых нефтедобывающих компаний составили около 19 млрд руб., что существенно повлияло на темпы роста производства в этих компаниях, которые за 5 лет составили почти 200%. Предприятия нефтехимического комплекса в совокупности вложили около 30 млрд руб. инвестиционных ресурсов в основной капитал, что также обеспечило высокие темпы роста в этой отрасли. Среди предприятий наиболее высокие объемы инвестиций у ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», ЗАО «Таиф-НК», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Нефис Косметикс».

В других отраслях необходимо отметить ОАО «Татэнерго», ООО «Красный Восток-Агро», ЗАО «Набережно-Челнинский КБК», ОАО «КАМАЗ».

Важно отметить при этом не только рост инвестиций в обрабатывающие отрасли промышленности, но и увеличение их доли в общем объеме инвестиций. Это способствовало росту объемов отгруженной продукции до 286 млрд руб. за 1-е полугодие 2006 г. Индекс промышленного производства составил 106,8% в сравнении с соответствующим периодом прошлого года.

Более 60% отгруженной продукции приходится на три вида деятельности:

  • добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - 35,3%;
  • химическое производство - 12,6%;
  • производство транспортных средств и оборудования - 13,3% .

Наибольшие темпы роста наблюдались в обрабатывающих производствах - 113,3%, добыче полезных ископаемых и в производстве и распределении электроэнергии, газа - 102,1%.

Росту инвестиций способствовало улучшение финансовых результатов работы предприятий и организаций республики. По оценке, прибыль, полученная крупными и средними предприятиями Республики Татарстан за 1-е полугодие 2006 г., составила 51 млрд руб., в том числе в промышленности - 41 млрд руб. Рост прибыли - 50%.

В современных условиях высокий уровень конкурентоспособности означает переход к инновационному типу развития экономики, предприятий и предполагает наличие в регионе определенных условий и движущих сил. В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Татарстан до 2010 г. магистральный путь нашего развития - инновационная экономика. В этой Программе поставлена задача увеличения доли инновационной продукции в валовом региональном продукте темпами не менее 2% ежегодно.

Если в прошлом году значение этого параметра составляло 13%, то уже за 6 месяцев 2006 г. доля инновационной продукции в валовом региональном продукте, по опросной оценке крупных и средних предприятий, составила в целом по экономике более 15%.

В промышленности доля инновационной продукции выше и в 2005 г. составила 32,2%, в 1-м полугодии текущего года - 32,5%, что выше прогнозного значения (20%).

За 5 предыдущих лет доля инновационной продукции выросла по всем отраслям. Наиболее значимые для экономики изменения доли инновационной продукции происходили на предприятиях топливной, химической и нефтехимической промышленности, машиностроения. В 1-м полугодии 2006 г. аналогичные тенденции сохранились.

Вместе с тем надо признать, что и в общероссийском масштабе, и у нас в республике методика учета инновационной продукции, соответствующая сегодняшним условиям хозяйствования, отсутствует. Для решения этой проблемы Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан завершило разработку методики оценки уровня инновационной активности и инновационной деятельности предприятий. Она содержит методическую базу по порядку отнесения продукции к инновационной, а также порядок определения периода и масштаба инновационности.

Один из важных показателей конкурентоспособности - соотношение ввоза и вывоза продукции в республику и из нее. Общий объем экспорта из Республики Татарстан неуклонно растет, и в 2005 г. составил 265,3 млрд руб. (9,4 млрд долл. США), за 1-е полугодие текущего года сумма экспорта по предварительным данным составила около 158 млрд руб. (5,8 млрд долл. США). В текущем году в структуре экспорта более 80% составляет нефть и нефтепродукты, 6,2% - машины, оборудование и транспортные средства, 4,4% - синтетические каучуки, 1,7% - углеводороды, 1,7% - пластмасса и изделия из нее.

Наблюдение ввоза продовольственных товаров в ежемесячном режиме в республике было начато в 2004 г. не по абстрактной номенклатуре, определенной методиками Федеральной статистики, а по системе потребительских бюджетов, т.е. по номенклатуре фактически потребляемых населением товаров.

Начиная с 2003 г., при общем увеличении потребления продовольственной продукции, доля потребления ввозимого в республику продовольствия неуклонно снижается, что обусловливается повышением конкурентоспособности производимой в республике продовольственной продукции и со всей убедительностью характеризует позитивные процессы, происходящие в аграрно-промышленном комплексе республики. Необходимо отметить, что данный результат достигается в условиях полной открытости татарстанского рынка для поставки всех видов продукции.

В 2006 г. мы планируем достичь уровня 45% потребления продовольственных продуктов, ввозимых в республику, от общего объема потребления, а к 2010 г. должны выйти на уровень продовольственной безопасности, когда в структуре потребления производимые за пределами республики продукты питания будут составлять лишь 25%.

Сложнее ситуация с непродовольственными товарами. Здесь объем ежегодно ввозимых товаров увеличивается. Мы уступили республиканский рынок по таким видам продукции, как одежда, обувь, бытовая и хозяйственная техника.

Важное значение для продвижения продукции на товарные рынки имеет и эффективная маркетингово-сбытовая стратегия, которая включает реализацию брендовой политики, участие в рекламно-выставочной деятельности и подготовку на современном уровне высокопрофессиональных менеджеров.

Также можно отметить прямую связь количества выставочных мероприятий, в которых участвовали предприятия Республики Татарстан в 2004-2006 гг., с темпами роста производства. Эффективно здесь работают «КАМАЗ», «Татнефть», «Казанский вертолетный завод», «Казанский оптико-механический завод», «Элекон». Например, «КАМАЗ» за 3 года провел 70 выставочных мероприятий, «Татнефть» - 50, «КВЗ» - почти 40, «КОМЗ» - 35, «Элекон» - более 30. При этом значительная часть этих мероприятий проведена за рубежом.

Пожалуй, основным из ключевых параметров оценки уровня экономической безопасности республики и ее конкурентоспособности является параметр энергетической независимости и технико-технологического запаса этой системы. По прогнозам, к 2010 г. дефицит электроэнергии в целом по Российской Федерации составит в среднем около 3,1 ГВт. В республике установленная электрическая мощность «Татэнерго» на 01.01.06 составляет 6986 МВт при среднегодовой потребляемой мощности 3737 МВт. Таким образом, система имеет значительный запас, и наша задача в 2006 г. увеличить поставки электроэнергии на оптовый рынок.

Конкурентоспособность кадрового потенциала характеризуется тремя параметрами: достаточностью трудовых ресурсов, эффективностью рабочих мест и уровнем профессионализма работников.

Численность трудовых ресурсов республики, начиная с 2001 г., несколько увеличилась и составляет сегодня почти 2 млн 400 тыс. человек. Увеличилось и число работающих - около 1 млн 800 тыс. человек.

Сегодня в республике более 16 тыс. вакантных мест. Вместе с тем, свободных рук как минимум на порядок больше, но их не спешат занять. Это является серьезной проблемой, т.к. вакантные места не привлекательны прежде всего потому, что на этих рабочих местах условия труда и доходы не позволяют удовлетворить потребности тех, кого мы хотели бы привлечь для работы на них.

По поручению Президента Республики Татарстан сегодня проводится работа по доведению минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета. Руководителями предприятий подготовлены программы и графики по поэтапному доведению минимальной заработной платы до этого социального параметра.

Другим важным критерием конкурентоспособности трудовых ресурсов является эффективность рабочих мест, которая характеризуется выработкой на одного работающего. Выработку от 870 тыс. руб. в год и выше имеет всего 21 предприятие. Но, к сожалению, малые предприятия не попадают в круг регулярно наблюдаемых органами статистики.

Что касается оценки интеллектуального потенциала, то Республика Татарстан входит в первую тройку субъектов РФ по его уровню. Доля лиц, имеющих высшее и незаконченное высшее образование, в численности занятых в экономике за последние 5 лет увеличилась с 22 до 26%. Сегодня в республике работает около 2000 докторов наук и более 6000 кандидатов наук, обучается в вузах 222 тыс. студентов.

Вместе с тем высокий интеллектуальный потенциал, которому по силам реализовать сложные научно-технические задачи, неравномерно распределен по территории республики. Нам потребуются кадры на территории особой экономической зоны в Елабужском муниципальном районе и для других крупных проектов в отдельных районах республики. Необходимо создать привлекательные условия для привлечения трудовых ресурсов на эти территории. А, с другой стороны, начать реализацию проектов в районах, где имеется избыток рабочей силы, например, создание туристско-рекреационной зоны в поселке Камские Поляны.

Важно отметить необходимость повышения конкурентоспособности и органов исполнительной власти. Эта важная задача поставлена перед нами Президентом Республики Татарстан в его Послании. Необходимо проведение второго этапа административной реформы и разработки Программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

Безусловно, важнейшим фактором, предопределяющим повышение конкурентоспособности, является повышение качества жизни населения.

В целом параметры качества жизни росли в 1-м полугодии 2006 г. более высокими темпами, чем было предусмотрено Программой социально-экономического развития.

Так, среднемесячная заработная плата работников (включая малое предпринимательство), по оценке, составила 8100 руб. и выросла по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. на 25,6%.

Денежные доходы на душу населения в 1-м полугодии 2006 г. увеличились на 37,8% и составили 8475 руб.; реальные денежные доходы населения возросли на 27,3%. Темп роста реальной заработной платы составил 115%, что выше, чем в среднем по России.

Покупательная способность денежных доходов населения в 1-м полугодии 2006 г. возросла на 7% по сравнения с покупательной способностью в 2005 г.

На фоне значительного роста денежных доходов пропорционально росли объемы товарооборота и платных услуг населению. Товарооборот в 1-м полугодии 2006 г. достиг 98 млрд руб. и вырос в сопоставимых ценах на 33,6% к аналогичному периоду прошлого года по сравнению с 11,3% в среднем по Российской Федерации.

Объем платных услуг за тот же период составил 30 млрд руб. и увеличился в сопоставимых ценах на 17,3% к уровню соответствующего периода прошлого года, против 6,6% в среднем по Российской Федерации. В 1-м полугодии 2006 г. в республике введено451,7 тыс. м2 жилья, что на 31% больше, чем за соответствующий период 2005 г.

Анализируя различные аспекты конкурентоспособности, особо следует отметить ключевую роль малого бизнеса в повышении конкурентоспособности национальных экономик.

Основным способом повышения конкурентоспособности малого бизнеса является расширение их партнерства с крупными и средними предприятиями. Ярким примером такого высокоэффективного партнерства является создание и развитие «КИП-МАСТЕР» в г. Набережные Челны. Это предприятие уже в текущем году выходит на 1 млрд руб. производства продукции и займет место в тридцатке крупных республиканских компаний, имеющих объем производства более 1 млрд руб. Причем это предприятие не только обслуживает заказы ОАО «КАМАЗ», но и увеличивает свои поставки в другие регионы страны, привлекая тем самым из них значительные инвестиционные ресурсы для своего развития.

Развитию инновационного предпринимательства будет способствовать создание условий для развития рынка венчурного капитала, примером которого может стать реализация перспективной совместной идеи ОАО «КАМАЗ» и главы Набережно-Челнинского городского округа о создании корпоративного венчурного фонда.

В целом, сегодня коммерциализацию инновационных проектов на малых предприятиях обеспечивают 14 технопарков, лидером среди которых является инновационно-технологический парк «Идея».

Проведя анализ основных экономических показателей, характеризующих конкурентоспособность экономики и предприятий Республики Татарстан, мы впервые рассчитали интегральный показатель конкурентоспособности на основании данных 2002 - 2005 гг. и 1-го полугодия 2006 г. Для его расчета использованы общепризнанные международные методики, в основе которых лежат оценки влияния каждого из составляющих на интегральный показатель с учетом весовых коэффициентов. Для достижения программного значения интегрального показателя конкурентоспособности экономики республики до 2010 г. нам предстоит еще много сделать. Но мы отчетливо понимаем, что наша экономика должна отвечать требованиям современного мира и иметь достаточные конкурентные ресурсы для роста.

ОЭЗ «Алабуга» - Особая экономическая зона промышленно-производственного типа на территории Республики Татарстан

Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» (ОЭЗ) расположена на территории Елабужского района Республики Татарстан, создается для развития обрабатывающих отраслей экономики, производства новых видов наукоемкой высокотехнологичной продукции.

Елабужский район в числе 45 муниципальных районов республики - крупный промышленный центр, играет одну из ведущих ролей в экономике республики.

ОЭЗ расположена в центре Камского промышленного узла, состоящего из 4 крупных административных районов: Набережно-Челнинского, Елабужского, Менделеевского, Нижнекамского, общей численностью населения около 900 тыс. человек. Общий валовой территориальный продукт промышленного узла составляет более 70 млрд руб.

В данной зоне находятся Камский автомобильный завод (КАМАЗ), Нижнекамский нефтехимический комплекс, Менделеевский химический комбинат, Елабужский автомобильный завод (ЕлАЗ).

Основополагающим фактором выбора места для размещения ОЭЗ является имеющаяся в этом районе развитая транспортная и инженерная инфраструктура, необходимая для успешного развития предпринимательства. Авиационное сообщение осуществляется через международный аэропорт «Бегишево». Вдоль западной границы территории ОЭЗ проходит железная дорога в направлении крупного железнодорожного узла Агрыз. Через сеть автомобильных дорог с твердым покрытием имеется выход на федеральную автодорогу М7 (Москва - Казань - Уфа - Челябинск), а через волжские грузовые порты Елабуги, Набережных Челнов и Нижнекамска - ко всей Единой глубоководной транспортной системе европейской части России и, далее, к Черному и Балтийскому морям.

На бывшей территории ОАО «ПО ЕлАЗ» имеются недостроенные объекты, котлованы под промышленные сооружения и промышленные площадки. Построены автодороги. Частично в юго-восточной и северо-восточной частях осуществлена прокладка инженерных сетей, частично произведена инженерная подготовка (засыпка оврагов) и выполнена вертикальная планировка под строительство автомобильных дорог.

В настоящее время для успешного функционирования ОЭЗ ведется работа по созданию дополнительной инженерной (объекты теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канализования, газоснабжения, связи и телекоммуникации), транспортной и социальной инфраструктуры.

Деятельность резидентов предусматривает создание новых рабочих мест. В связи с этим возникает необходимость строительства объектов социальной сферы, в том числе: 3200 квартир в 4-м микрорайоне г. Елабуга, детской поликлиники, школы, детского сада, пансионата для участников ОЭЗ, дополнительных корпусов Елабужского государственного университета и Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева, учебного корпуса ПТУ-8 с общежитием, общежитие для специалистов, здание скорой помощи, физкультурно-оздоровительного комплекса. Кроме этого, предполагается строительство и реконструкция инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры.

Резидентом ОЭЗ промышленно-производственного типа признается коммерческая организация, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ на территории Елабужского муниципального района, в границах которой расположена ОЭЗ, и заключившая с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом. Территориальное управление Федерального агентства по управлению ОЭЗ выдает резиденту ОЭЗ свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента ОЭЗ. Резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ.

Резиденты ОЭЗ получат ряд налоговых и таможенных льгот. В частности, речь идет о режиме свободной таможенной зоны, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС. Также к указанным товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Кроме того, в соответствии с законодательством Республики Татарстан резидентам ОЭЗ будет предоставлен ряд дополнительных государственных преференций:

  • снижение ставки налога на прибыль организации в части налога, подлежащего зачислению в бюджет РТ, на 4%;
  • освобождение от налога на имущество организаций в течение 10 лет с момента постановки имущества на учет (в РФ - 5 лет);
  • освобождение от транспортного налога в течение 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет (в РФ -5 лет);
  • освобождение от налога на землю сроком на 10 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, который предоставлен резиденту ОЭЗ.

В ОЭЗ будут созданы благоприятные правовые, инвестиционные, налоговые и социальные условия, способствующие активизации производственной и предпринимательской деятельности предприятий, функционирующих на ее территории, получению значительного коммерческого результата от реализации конкурентоспособной наукоемкой и высокотехнологичной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Павлов Борис Петрович. Кандидат технических наук. Действительный член (академик) Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского. Заслуженный экономист Республики Татарстан и Российской Федерации. Заслуженный машиностроитель. В 1990-1993 гг. - начальник отдела сводного планирования Городского планово-экономического управления Казгорисполкома. В 1993-2001 гг. - председатель Комитета по экономике и прогнозированию Главы администрации г. Казани, председатель Комитета по экономике и промышленности Администрации г. Казани. В 2001-2005 гг. - председатель Комитета по экономике и промышленности Министерства экономики и промышленности РТ в Казани. В 2005 г. назначен Первым заместителем Премьер-министра Республики Татарстан - министром экономики и промышленности.