написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (28-29) Декабрь 2006

Земля и люди

Денин Н.В., губернатор Брянской области

Главное направление в совершенствовании земельных отношений сегодня - законодательное закрепление прав, обязанностей граждан и их объединений, а также гарантий устойчивого землепользования.

Земельный вопрос, важнейший в политике, экономике, социальной сфере, во все времена был и одним из самых болезненных. Совершенствованию земельных отношений в Брянской области сейчас уделяется особое внимание. И все же проблема землевладения и землепользования остается актуальной. С чем это связано?

Ничейная полоса

- Николай Васильевич, в чем заключается сегодняшняя политика администрации Брянской области в сфере земельных отношений?

- Земля - один из основных источников развития экономики Брянской области. Именно поэтому стабильность земельных отношений является основой развития экономики. В 90-х гг. прошлого столетия система земельных отношений изменилась до неузнаваемости. В результате приватизации земель сельскохозяйственных предприятий сельские жители получили земельные доли. Кроме того, множество земельных участков в начале реформ раздали всем желающим под сады и огороды. Так появились собственники.

Но немногие новые собственники земли смогли должным образом обрабатывать ее. После приватизации земля не стала использоваться эффективнее. У кого-то быстро прошел энтузиазм, кто-то не получал платы за использование паев. В итоге некоторые граждане бросали землю, забирали доли, уходили в фермеры. Часть земли не использовалась, выходила из оборота.

Сегодня очевиден парадокс: собственников много, но землю обрабатывают в основном бывшие сельхозпредприятия. Причем отношения с собственником зачастую не оформлены - нет договоров аренды. К тому же с начала реформ ситуация изменилась: кто-то уехал из села, кто-то ушел из жизни. Теперь земля, закрепленная по документам за конкретными людьми, осталась фактически брошенной.

Совершенно понятно, что процесс реформирования земельных отношений логически не завершен. Ситуацией нужно управлять. Проблема состоит в том, что собственники земли должны четко определиться: или возвратить участок государству, или использовать его рационально и эффективно. В настоящее время в стране действует много законодательных актов, регулирующих земельные отношения, но большинство из них носит декларативный характер, отчего они трактуются в зависимости от ситуации.

Именно поэтому принятый 25.05.06 Закон Брянской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» призван регулировать отношения, связанные с особенностями владения, пользования и распоряжения земельными участками и долями в праве общей собственности. Этим же законом определен порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Приватизация участков будет осуществляться с 01.01.08. Причем действие закона не распространяется на участки, предоставленные гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства.

Есть ли право на участок?

- Николай Васильевич, несомненно, при принятии основополагающих земельных документов все руководствуются принципом укрепления позиций крестьянства. Тем не менее самому крестьянину легче не стало. Если такие понятия, как «земельная доля» и «аренда», для большинства близки и понятны, то, скажем, доверительное управление» или «рента» зачастую ближе к китайской грамоте. Понятно, что законы простым языком не пишутся. Но как донести их суть и смысл до людей, как сделать так, чтобы настоящий хозяин не остался в проигрыше?

- Настоящий хозяин должен быть в выигрыше. Именно поэтому областная администрация взяла под свой контроль оборот на рынке земли. Именно поэтому мы ищем пути решения проблемы, собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков.

Естественно, большая ответственность за использование земли возлагается на глав муниципальных образований. Им и предстоит взять на себя главную часть огромной разъяснительной работы по выполнению закона. Да, суть ренты понимают еще не все, но понимать, что такое цивилизованные арендные отношения, должны. В договоре аренды и надо отражать, что конкретно будет иметь собственник и что собирается делать инвестор, пользователь, кредитор. Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает, что сельхозпредприятия должны вновь оформить договоры аренды, а заключить их можно только с ныне здравствующими собственниками. Земельные доли тех владельцев, которые по каким-либо причинам не могут перезаключить договор аренды, считаются невостребованными. Что касается тех, кто не участвовал в обработке своей земли, уехал из села со свидетельством на руках, новый закон Брянской области дает возможность распорядиться их собственностью.

Будут публиковаться объявления по всем собственникам. Если в течение 90 дней собственник не заявит о себе и своей земельной доле, то она будет считаться невостребованной, представители власти смогут обратиться в суд с соответствующим иском.

Таким образом, возвращая от неэффективно хозяйствующих собственников в собственность государства и муниципальных образований неиспользованные земельные доли и участки, мы решаем главную проблему сегодняшнего дня. Ее суть в доведении до логического завершения правовых отношений с обладателями земельных долей. Для этого, во-первых, мы выявляем реальных собственников и проводим инвентаризацию земель. Во-вторых, оформляем юридические отношения с собственниками. И,в-третьих, неиспользуемые земли признаем областной собственностью, намечая комплекс мероприятий по их дальнейшему использованию.

- Что предусматривают эти мероприятия?

- Это разработка схемы землеустройства, предполагающей переведение части заброшенных, мелких участков или участков, расположенных среди леса, на склонах, в другую категорию. Это также повышение привлекательности, максимальное вовлечение в оборот других земельных участков.

Необходимо, кроме того, оформить юридически и права фермеров на землю. Если хозяйственник работает без правоустанавливающих документов, на «птичьих правах», то нормальный инвестор, кредитор не будет иметь с ним никаких отношений. Не случайно в таких сельхозпредприятиях, как «Красный Октябрь», «Снежка» или в хозяйстве фермера Пашутко документы оформлены на каждую сотку земли.

Все формы равны, но...

- Министр Гордеев буквально на днях заявил, что, вернись он в старые времена, не стал бы отдавать сельскую землю ж частные руки - от этого не зависит эффективность работы на ней. С другой стороны, Виктор Батурин, владелец компании «Интеко-агро», крупнейший в России собственник сельхозугодий, утверждает, что все наши беды от того, что в стране лишь 1% землевладельцев, а остальные - только землепользователи. Как Вам подсказывает собственный опыт, где истина?

- Перспективным направлением в совершенствовании земельных отношений сегодня признано предоставление земель гражданам и их объединениям с законодательным закреплением прав, обязанностей и гарантий устойчивого землепользования. Истина же не в том, какой процент больше - землевладельцев или землепользователей. Истина в необходимости организации правового поля, и как следствие - повышения эффективности использования земли.

В области должны развиваться различные формы собственности - кооперативы, акционерные общества, фермерские и личные подсобные хозяйства. Основными же производителями, на мой взгляд, останутся сельхозпредприятия. Возможны объединения собственников долей.

Другое направление - передача земельных долей инвестору. Естественно, у собственника земли должно быть преимущество: заложить землю в банк, получить на нее кредит. Государственная же политика в области земельных отношений строится в соответствии с принципом сохранения многоукладной аграрной экономики и частной собственности на земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального предпринимательства и садоводства. Остальные земли сельскохозяйственного назначения должны иметь статус общенародного достояния и находиться в государственной и муниципальной собственности. Думаю, что новый закон Брянской области о регулировании земельных отношений послужит развитию рынка земли и агропромышленного комплекса Брянской области в целом.

Денин Николай Васильевич. Кандидат экономических наук. С 1992 г. - директор птицефабрики "Снежка", являлся депутатом Брянской областной Думы второго и третьего созывов. С 2003 г. - депутат Государственной Думы РФ, член Комитета Госдумы по аграрным вопросам, депутат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. С 2004 г. - губернатор Брянской области.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100