Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (28-29) Декабрь 2006

От главного редактора

Бочков С.О., главный редактор

Сейчас происходит формирование социально-экономической модели развития страны, в которой должны быть приоритеты и механизмы согласования интересов государства, предпринимателей, работников, других групп населения.

Седьмая статья Конституции определяет, что Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Вместе с тем, 8-й статьей гарантируется свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Данные положения входят в основы конституционного строя РФ. Каким образом указанные положения Конституции должны быть отражены в проводимой социально-экономической политике? Каким должно быть участие общества в формировании и проведении в жизнь такой политики с учетом реалий сегодняшнего дня?

***

В политической плоскости многие ответы на поставленные вопросы прозвучали на прошедшем 2 сентября в Екатеринбурге VII съезде партии «Единая Россия». Поставлены три приоритетные задачи:

  • сбережение российского народа;
  • придание нового качества борьбе с коррупцией;
  • создание в России экономики инновационного типа.

Представляется, что такая расстановка приоритетов соответствует реальному на сегодняшний день уровню проблем социальной сферы, государственного управления, производственной сферы. Партия может стать действенным инструментом претворения стратегии в жизнь.

***

А акцентах экономической политики со вступлением в XXI век обозначились перемены: взамен реформ, переполненных рыночной идеологией, сама жизнь потребовала корректирующих мер и более прагматичных ориентиров. Наряду с задачами формирования рыночных институтов «по образцам» в программах трансформации появились социально-экономические цели, которые общество в той или иной степени могло контролировать. В определенной степени переломным моментом в критериях реформ можно считать выдвижение задачи об удвоении ВВП за 10 лет. В еще большей степени о наметившихся концептуальных поворотах стали говорить факты активного обсуждения в обществе вопросов промышленно-иннова-ционной политики и идеи целевых национальных проектов1.

Дальнейшее движение в этом направлении может быть обеспечено путем «обкатки» технологий реализации социальных программ и государственного управления в ходе реализации приоритетных национальных проектов, развитии инструментов инновационной и инвестиционной политики, планировании устойчивого экономического роста в регионах.

Важным является учет при разработке модели социально-экономического развития положений Свода нравственных принципов правил хозяйствования, принятого 5 февраля 2004 г. на VIII Всемирном Русском Народном Соборе, одобренного Межрелигиозным советом России 9 декабря 2004 г.2 В своде ставится задача формирования такого экономического уклада, который поможет гармонично реализовывать как духовные устремления, так и материальные интересы личности и общества.

***

Правовая составляющая проводимых реформ имеет особенное значение, поскольку, как показывает опыт последних лет, цена каждой ошибки может быть очень велика. И только правовое регулирование экономических процессов может дать положительный долгосрочный эффект, помочь преодолеть негативные тенденции в системе управления, пробудить экономическую активность широких слоев населения. Кроме того, сами правовые нормы оказывают значительное влияние на экономическое содержание.

Обсуждение поднятых вопросов мы продолжаем на страницах нашего издания.

1. Кушлин В.И. Переход к новой модели экономического развития // Экономист. 2006. № 10. С. 3-10.

2. Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2004. № 4 (21). С. 8-12.

Главный редактор,
Председатель движения «За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей»
С. О. Бочков