написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (26-27) Июнь 2006

Внешнеэкономическая деятельность г. Москвы

В.И.Кузин

В условиях глобализации мировой экономики развитие внешнеэкономических связей является одним из важнейших направлений деятельности Правительства Москвы.

В истекшем году предприятия и организации города осуществляли торговлю со 182 странами мира, в московскую экономику поступили инвестиции из 121страны.

Внешнеторговый оборот Москвы по итогам 2005 г. приблизился к 44 млрд долл. США и по сравнению с 2004 г. возрос на 26,1%. Доля Москвы во внешнеторговом обороте Российской Федерации составляет около 12,5%.

Наиболее активно торговый обмен идет со странами ЕС. На этот регион приходится 53,7% товарооборота Москвы, на страны СНГ - 6,2%.

Экспорт московских товаров увеличился в 2005 г. до 9,9 млрд долл. США (рост на 6,3%). В число крупнейших стран-импортеров московских товаров входят Нидерланды, Швейцария, Украина, США, Великобритания (в порядке убывания). На них приходится более 60% московских поставок. Наибольший рост экспорта - в 1,6 раза (на 161 млн долл. США) - зарегистрирован в торговле со странами ОПЕК.

Основными товарными группами в экспорте являются продукция топливно-энергетического комплекса - удельный вес 34%, рост в 1,5 раза по сравнению с 2004 г., машинотехническая продукция - удельный вес 14,6%, уменьшение на 27,9%, и продукция нефтехимического комплекса - удельный вес - 4,2%, рост в 1,5 раза.

Перспективным для Москвы является экспорт услуг, достигший в 2005 г. уровня, превышающего 16% от товарного экспорта. Примечательно, что в торговле услугами Москва имеет стабильное положительное сальдо. Около 3/4 валового регионального продукта города формируется именно в сфере услуг.

Стоимостные объемы товарного импорта составили 32,1 млрд долл. США, что соответствует росту на 33,8%. Столь высокая динамика данного показателя объясняется прежде всего тем, что Москва является своего рода «воротами» для импорта, предназначенного для других регионов страны. Доля Москвы в общероссийском импорте в 2005 г. составила около 33%. К сожалению, отечественная промышленность в существующих условиях не в состоянии удовлетворить растущий внутренний спрос.

Структурой спроса определяется и география московского импорта. Доля 7 крупнейших партнеров Москвы (Германия, Япония, Китай, Франция, Италия, Республика Корея, Великобритания - в порядке убывания) составляет более 50% от общего объема импорта Москвы (на 3 страны - Германию, Францию и Великобританию приходится более 27% московского импорта соответственно). В структуре закупок преобладает продукция с высокой степенью переработки, главным образом товары машинотехнической группы, а также продовольственные и фармацевтические товары. Их совокупная доля в импорте превышает 80%.

Объем иностранных инвестиций, привлеченных в экономику Москвы в 2005 г., составил 25,2 млрд долл. США, превысив на 64,4% уровень 2004 г. На Москву приходится 47% общего объема иностранных инвестиций, поступивших в экономику России.

Для данного направления внешнеэкономической деятельности Москвы также характерна высокая степень локализации. По итогам 2005 г. основной объем привлеченных в Москву иностранных инвестиций приходится на следующие страны:

  • Люксембург -13,164 млрд долл. США (52,1% общего объема привлеченных средств);
  • Великобритания - 4,624 млрд долл. США (18,3%);
  • Кипр - 2,9938 млрд долл. США (11,9%);
  • Франция - 704,64 млн долл. США (2,8);
  • Германия - 642,7 млн. долл. США (2,54%).

На пятерку стран-лидеров приходится в среднем 22,4 млрд долл. США, или 89% общей суммы привлеченного в 2005 г. в экономику г. Москвы иностранного капитала.

В инвестиционных предпочтениях зарубежных инвесторов, сохраняется устойчивое доминирование отрасли «Оптовая и розничная торговля», в данном секторе сосредоточено свыше 70% всех иностранных инвестиций, привлеченных в экономику столицы.

Не снижаются темпы прироста иностранных инвестиций в отрасль «Транспорт и связь», в особенности непосредственно в отрасль «Связь», что позволило сосредоточить в данной отрасли 12,2% от общего объема поступивших инвестиций.

Доля зарубежных вложений в промышленный сектор, в частности, в отрасль «Обрабатывающие производства» составляет 3,3% от общего объема поступивших иностранных инвестиций.

В течение 2005 г. крупнейшие рейтинговые агентства («Standart&Poor’s», «Fitch Ratings», «Moody’s») подтверждали инвестиционный рейтинг Москвы с прогнозом изменения - «Стабильный».

В настоящий момент г. Москва является единственным субъектом РФ, имеющим рейтинг долгосрочных обязательств (в иностранной валюте) на уровне инвестиционной категории от всех трех ведущих рейтинговых агентств «Standart&Poor’s», «Fitch Ratings», «Moody’s».

Все кредитные рейтинги, присвоенные Москве международными рейтинговыми агентствами, соответствуют уровню рейтингов аналогичных обязательств Российской Федерации.

В 2005 г. российское рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело исследование инвестиционной привлекательности российских регионов. В частности, Москва стала лидером в главной номинации агентства - «За стабильно низкий инвестиционный риск в течение десятилетия», в основной номинации - «За минимальный инвестиционный риск в 2004-2005 гг.», а также в дополнительной номинации - «За минимальный экономический риск инвестирования».

В марте 2006 г. международное рейтинговое агентство «Standart&Poor’s» подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Москвы BBB на фоне высоких финансовых показателей, прогноз Стабильный.

Общий объем инвестиций, направленных из Москвы за рубеж, по итогам 2005 г. остался практически на уровне 2004 г. и составил 1,005 млрд долл. США (19,7% общего объема экспорта российских инвестиций). Наибольшие вложения из Москвы направлены в Великобританию, Армению, Гибралтар, Израиль.

С учетом структуры внешних экономических связей города ключевыми задачами Правительства Москвы в этой сфере являются динамизация и повышение сбалансированности внешней торговли, привлечение иностранных инвестиций в приоритетные сферы экономики столицы. Для их решения Правительство Москвы все активнее использует такую форму кооперации, как комплексные программы по торгово-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами. Инициируя создание таких программ, Правительство Москвы, прежде всего, решает задачи продвижения экспорта московских товаров и услуг, создания совместных производств, в том числе импортозамещающих, и привлечения инвестиций в реальный сектор экономики города.

Подобные программы дают возможность охватить практически все направления внешнеэкономических связей (инвестиционная сфера, промышленность и высокие технологии, энергетика, строительство, транспорт, телекоммуникации, коммунальное хозяйство, торговля, выставочная деятельность, здравоохранение и туризм и др.). Данная форма организации сотрудничества позволяет широко привлекать к реализации конкретных проектов бизнес-сообщество Москвы и стран-партнеров. При этом Правительство Москвы и государственные органы соответствующих зарубежных стран имеют возможность оказывать реальное содействие процессу формирования и реализации совместных проектов, осуществлять мониторинг выполнения договоренностей, достигнутых хозяйствующими субъектами и правительственными органами.

Процесс формирования, исполнения и развития программ организационно обеспечивается создаваемыми для этих целей двусторонними рабочими комиссиями и группами.

Комплексные программы зарекомендовали себя как эффективный инструмент решения стоящих перед Правительством Москвы задач в сфере внешнеэкономических связей.

В 2005 г. по такой схеме получили дальнейшее развитие торгово-экономические связи со Словацкой Республикой, сотрудничество с которой носит достаточно долговременный и стабильный характер. В сентябре 2005 г. в Братиславе проведено уже 5-е заседание Совместной рабочей комиссии (СРК) по экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Правительством Москвы и Министерством экономики Словацкой Республики. В работе Комиссии приняли участие руководители государственных предприятий и частных предпринимательских структур Москвы и Словакии. По итогам 5-го заседания Комиссии был подписан Протокол, в котором определены договоренности по 28 темам и проектам сотрудничества. В их числе осуществляемый с участием словацких компаний масштабный проект модернизации и расширения производства на Московском шинном заводе, создание в Словакии совместного протонно-терапевтического комплекса, целью которого является внедрение новейших российских технологий лечения онкологических заболеваний. В ходе заседания Комиссии был запущен процесс создания Словацкого телемедицинского агентства в форме совместного предприятия с участием московской компании «ТАНА». Сфера его деятельности - предоставление населению Словакии услуг телемедицины на основе российских технологий и оборудования.

В 2004 г. был подписан Меморандум о торгово-экономическом сотрудничестве между Правительством Москвы и Правительством Республики Сербия. Созданной сторонами в его развитие Совместной экспертной рабочей группой (СЭРГ) также была сформирована программа. Результатами ее практической реализации являются осуществляемые в настоящее время проекты по строительству Торгового дома Сербии в Москве, по созданию ОАО «Тушино-Авто» и сербским заводом «Икарбус» при участии ГУП «Мосгортранс» современных низкопольных автобусов большой и особо большой вместимости. Московскими организациями закуплены и успешно эксплуатируются в системе жилищно-коммунального хозяйства города асфальтоукладчики производства крупнейшей сербской корпорации «ГОША Холдинг». Одним из перспективных направлений взаимодействия является сотрудничество в сфере телемедицины. По согласованию с Министерством здравоохранения Сербии компаниями «ТАНА-кмс» и «Хемофарм» достигнута договоренность о создании совместного предприятия по предоставлению населению Сербии и стран Западно-Балканского региона услуг телемедицины на основе новейших российских технологий и оборудования и с привлечением ведущих медицинских центров Москвы. Реализацией одного из проектов программы явилось проведение в период с 28 ноября по 2 декабря 2005 г. крупнейшей в истории взаимоотношений России и Сербии национальной выставки «Сербия-2005 в Москве». Комитетом по внешнеэкономической деятельности г. Москвы совместно с профильными департаментами, комитетами и управлениями города в ходе выставки было организовано проведение деловых переговоров сербских и московских компаний и банков. К переговорам было непосредственно привлечено более 600 представителей московских деловых кругов. В результате переговоров достигнуты договоренности по ряду новых тем и проектов сотрудничества. Наиболее значимые из них были рассмотрены СЭРГ на прошедшем в апреле 2-м заседании.

В конце 2005 г. успешно завершены проводившиеся в течение 2 лет переговоры с Китаем по выходу на формирование программы сотрудничества между Москвой и КНР. Комитетом совместно с Министерством коммерции КНР сформирована программа сотрудничества, подкрепленная проведенными в Пекине в ноябре 2005 г. переговорами представителей деловых кругов Москвы и Китая, в которых с обеих сторон приняли участие около 200 компаний и банков. По итогам переговоров Комитетом и Министерством подписан протокол, в котором определены договоренности по 29 темам и проектам в области промышленности и высоких технологий, топливно-энергетического хозяйства и транспорта, здравоохранения, торговли, проектирования и строительства, туризма, в банковско-инвестиционной сфере и выставочной деятельности. В частности, итоговый протокол предусматривает поставку в Китай оборудования и технологий лазерных измерительных систем, организацию в Китае совместного производства современных радиолокационных станций гражданского назначения, внедрение в производство в КНР созданных в Москве новых строительных материалов, совместное проектирование и строительство в РФ и в третьих странах электростанций с использованием китайских инвестиционных и кредитных ресурсов, участие китайских компаний в реализации инвестиционно-строительных проектов «Платформа НАТИ», башня «Федерация» в Москве.

В рамках работы по расширению сферы использования механизма комплексных программ сотрудничества большое внимание уделяется активизации взаимодействия Москвы с Чехией. С этой целью в мае 2005 г. подписан Меморандум об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве между Правительством Москвы и Министерством промышленности и торговли Чешской Республики, создана Совместная рабочая группа (СРГ), первое заседание которой состоялось в мае. В рамках заседания СРГ была сформирована программа сотрудничества на 2006-07 гг., в основу которой положены результаты договоренностей, достигнутых в ходе переговоров представителей государственных структур и деловых кругов Москвы и Чехии. В переговорах, проходивших в 6 отраслевых секциях, с обеих сторон приняли участие более 70 организаций, компаний и банков.Программа сотрудничества предусматривает реализацию 27 направлений и проектов взаимодействия. В частности, продолжение работ по выпуску на Московском троллейбусно-ремонтном заводе троллейбуса совместной разработки ГУП «Мосгортранс», АО «Шкода Электрик» и ООО «Шкода транспортэйшен», организацию производства в Москве асинхронного двигателя нового типа для городского электротранспорта компаниями ЗАО «Динамо-Плюс» и АО «Pragoimex». Авиакомпания «Атлант-Союз», аэропорт «Внуково» и аэропорт Брно договорились о сотрудничестве в области развития воздушного сообщения между Москвой (аэропорт «Внуково») и Брно и подписали соответствующий 3-сторонний меморандум. Кроме того, Программой предусмотрена реализация совместных проектов и проведение конкретных мероприятий в области проектирования и строительства, инвестиций, взаимного торгового финансирования, малого предпринимательства, телемедицины, туризма, выставочной деятельности, а также согласованы совместные меры по продвижению на рынок Чешской Республики продукции и разработок московских предприятий ОПК.

Весьма активно развивается сотрудничество Москвы и Венгрии. Среди крупных проектов можно отметить участие ЗАО «Объединение «Ингеоком» в составе консорциума зарубежных компаний в строительстве будапештского метро, реализацию ГУП «Мосгортранс» в сотрудничестве с венгерским предприятием «Раба Мотор» работ по переводу городских автобусов «Икарус-280» с дизельного топлива на газ, реконструкцию мусороперерабатывающего завода № 1 (Северный административный округ г. Москвы), выполняемую выигравшей городской конкурс венгерской компанией ООО «БУДАГЕП-БУДАЛЮКС» на условиях ВООТ за счет собственных инвестиционных ресурсов в сумме около 180 млн евро.

С целью формирования отвечающих времени организационно-правовых основ партнерства в марте состоялось подписание Меморандума о сотрудничестве и Положения о Совместной рабочей группе с Министерством экономики и транспорта Венгерской Республики, первое заседание которой состоится в сентябре 2006 г.

В настоящее время мы формируем программы торгово-экономического сотрудничества с рядом других стран с последующим выходом на подписание соответствующих документов.

Одним из ключевых направлений работы Комитета по внешнеэкономической деятельности г. Москвы является привлечение иностранных инвестиций к реализации сложных градообразующих проектов. С целью наиболее эффективного управления инвестиционными проектами внешнеэкономический комплекс стремится к выработке индивидуальных и системных подходов к поддержке каждого инвестиционного проекта: обеспечивает квалифицированное участие в проектах, организует их сопровождение на всех этапах - от маркетинговых исследований и сбора исходно-разрешительной документации до регулирования финансовых потоков действующих предприятий.

Такой персонифицированный подход позволяет выработать специальные механизмы и финансовые схемы реализации того или иного проекта, подготовить соответствующее административное решение, которое должно сочетать необходимость решения приоритетных социально-экономических задач города и интересов зарубежного инвестора.

В течение 2005 г., как и в предшествующие годы, были сохранены приоритетные направления в реализации программы развития крупнейшего проекта в области недвижимости - Московского международного делового центра(ММДЦ) «Москва-СИТИ». Выполнены финансовые обязательства условий договоров опционов застройщиками комплексов зданий, оформлены земельно-правовые отношения и подписаны договоры аренды земельных участков. Осуществлялся контроль за сроками сдачи в эксплуатацию зданий на территории ММДЦ в увязке со сроками сдачи инженерных сетей и сооружений. Продолжалось строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры ММДЦ «Москва-Сити», Узла головных сооружений у Студенец-Ваганьковского ручья. Подходят к концу работы по монтажу внутренних инженерных сетей Центрального ядра. Сдана в эксплуатацию станция мини-метро «Деловой центр» и общественный переходот ТПМ «Багратион» к Центральному ядру и станции мини-метро «Деловой центр». Движение поездов метрополитена осуществляется от станции «Александровский сад» до станции «Деловой центр».

Продолжена реализация проекта создания Скоростной транспортной системы (СТС) «Аэропорт «Шереметьево» - ММДЦ «Москва-Сити» - аэропорт «Внуково» с использованием нового подвижного состава. Проводилась работа по координации проекта строительства многофункционального комплекса для обслуживания авиапассажиров со станции СТС в районе платформы НАТИ Октябрьской железной дороги.

В 2005 г. между Правительством Москвы и компанией «БЕЛЛГЕЙТ КОНСТРАКШЕНЗ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр) подписан инвестиционный контракт на строительство наземной части Центрального ядра ММДЦ «Москва-Сити». Общая площадь объекта - до 150тыс. м2. Объем инвестиций - 300 млн долл. США. Компания также приняла на себя дополнительные обязательства о долевом участии в финансировании многофункционального киноконцертного зала в ММДЦ «Москва-Сити» в размере не менее 20 млн долл. США.

В целом комплекс Центрального Ядра после завершения строительства будет многофункциональным объектом оригинального архитектурно-конструкторского решения, имеющим в своем составе транспортно-пересадочный узел метрополитена, станцию мини-метро, конгресс-холл, гостиницу, шоппинг-молл, кино-концертный комплекс и другие объекты.

В целях решения проблемы энергообеспечения проекта ММДЦ «Москва-Сити» в 2005 г. выпущено распоряжение Правительства Москвы от 05.04.05 № 532-РП, подписан инвестиционный контракт и начаты подготовительные работы по строительству второй очереди теплоэлектростанции ММДЦ «Москва-Сити». Объем инвестиций - 120 млн долл. США.В настоящее время подписаны и зарегистрированы договоры аренды земельного участка, разработано ТЭО строительства объекта, ведутся проектно-изыскательские работы, осуществляется расчистка территории, ведется инженерная подготовка стройплощадки.

Продолжена работа по определению перспектив дальнейшего развития проекта ММДЦ «Москва-Сити».В частности,Москомархитектурой определены границы территории так называемого «Большого Сити» и разрабатывается градостроительная концепция развития территорий, прилегающих к ММДЦ «Москва-Сити» с севера, на территории около 500 га до Звенигородского и Хорошевского шоссе. В дальнейшем предусматривается, что застройка будет включать как административно-деловые офисные комплексы, так и объекты торговли и рекреации, а также большой объем жилых зданий после соответствующей реорганизации зоны застройки, занимаемой в настоящее время пятиэтажными и ветхими жилыми зданиями путем волнового переселения жителей во вновь построенные в этом районе современные дома, а также после вывода из зоны застройки целого ряда промышленных и иных объектов. Реализация программы дальнейшего развития прилегающих к Сити территорий рассчитана на период до 2010-20 гг.

Общественный совет при Мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика одобрил проектные предложения по строительству Китайского делового центра «Парк Хуамин» с выделением дополнительного земельного участка в размере 1,5 га.

Проводится работа по координации проекта строительства многофункционального комплекса для обслуживания авиапассажиров со станции СТС в районе платформы НАТИ Октябрьской железной дороги (САО). Общественным советом при Мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города одобрены предпроектные предложения и основные положения реорганизации и строительства на территории. Ориентировочная площадь комплекса - 800 тыс. м2.

Продолжена реализация проекта строительства транспортного узла на пересечении Тверской улицы и Страстного-Тверского бульваров и подземного торгово-досугового центра с автостоянкой, оформлен договор аренды земли для проектирования и строительства объектов, завершена процедура согласования и оформления инвестиционного контракта на реализацию указанного проекта.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100