написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (26-27) Июнь 2006

Градостроительное законодательство Москвы -современное состояние, проблемы, перспективы

Г.С.Юсин, Заместитель директора НИиПИ Генплана г. Москвы

Развитие современной Москвы - столицы Российской Федерации, города федерального значения и одного из крупнейших исторических городов Европы и мира, требует от органов государственной власти города проведения целенаправленной и сбалансированной градостроительной политики. Государственная градостроительная политика должна обеспечивать конституционное право каждого жителя Москвы и всех москвичей на благоприятную среду жизнедеятельности, отвечать установленным законодательством РФ требованиям безопасности, рационального природопользования и сохранения объектов культурного наследия, соответствовать целям экономического и социального развития города, учитывать все многообразие государственных, общественных и частных интересов.

В любом городе, большом или малом - неизбежны противоречия при решении задач нового жилищного, общественного, делового и производственного строительства, реконструкции сложившейся застройки, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур и задач оздоровления окружающей среды, защиты природных и озелененных территорий, охраны памятников истории и культуры, сохранения стабильных и комфортных условий для жителей сложившихся районов. Эти противоречия в свою очередь порождают конфликты интересов - интересов всего городского сообщества, корпоративных интересов, интересов жителей отдельных районов и кварталов, частных интересов граждан и юридических лиц. Противоречия и конфликты интересов в области градостроительства становятся особо сложными и масштабными в условиях такого десятимиллионного мегаполиса, как Москва, с его богатейшим историческим и культурным наследием, напряженной экологической ситуацией, сложной социально-демографической структурой населения, динамично растущей многоотраслевой экономикой, огромными масштабами и темпами градостроительных преобразований и одновременно - отсутствием свободных территориальных резервов для нового строительства и переходом градостроительной политики к решению задач регенерации исторической среды, реорганизации производственных территорий, комплексной реконструкции жилой застройки.

Важнейшим условием достижения общественного согласия, социального партнерства и доверия к публичной власти в области градостроительной политики является наличие установленных законом четких правовых норм и процедур подготовки, принятия и реализации градостроительных решений. Город Москва стала первым субъектом РФ, который практически ввел градостроительство в русло закона и права. Уже в первую редакцию Устава г. Москвы 1994 г. вошли основополагающие положения о градостроительном законодательстве Москвы. В 1996-97 гг. были подготовлены и приняты первые законы г. Москвы о градостроительстве. Не случайно такими законами стали Закон «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве» от 25.06.97 № 28-51, который сделал москвичей полноправными участниками градостроительной деятельности, и Закон «О составе, порядке подготовки и принятия Генерального плана развития города Москвы» от 10.12.97 № 50, который заложил правовой фундамент градостроительного планирования развития города.

В последующие годы, опираясь на принятый в 1998 г. первый Градостроительный кодекс РФ и учитывая фундаментальные особенности Москвы как столицы России, города федерального значения, крупнейшего экономического и культурного центра страны, был последовательно разработан и принят «пакет» законов г. Москвы о градостроительстве, которые в совокупности образовали системную основу правового регулирования градостроительной деятельности.

Действующее законодательство г. Москвы о градостроительстве включает следующие группы законов:

1) Закон г. Москвы «Об основах градостроительства в городе Москве» от 03.03.04 № 13 устанавливает общий порядок осуществления градостроительной деятельности в г. Москве;

2) законы, обеспечивающие право москвичей на благоприятную среду жизнедеятельности. В эту группу наряду с упомянутым выше законом «О защите прав граждан…» входят также законы «О градостроительных нормативах и правилах города Москвы» от 03.10.01 № 64, «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в городе Москве» от 17.01.01 № 3, «Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов в городе Москве» от 11.06.03 № 41;

3) законы, устанавливающие цели, задачи и порядок градостроительного планирования и регулирования развития, использования и застройки территории г. Москвы. К ним относятся законы «О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)» от 27.04.05 № 14, «О порядке градостроительного планирования развития территорий административных округов, районов города Москвы» от 02.04.03 № 20, «О градостроительном зонировании территории города Москвы» от 09.12.98 № 28, «О землепользовании и застройке в городе Москве» от 14.05.03 № 27;

4) закон «О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве» от 09.07.03 № 50, который определяет градостроительные требования к планируемым объектам, порядок принятия решений о строительстве, порядок проектирования, подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию объектов, а также ответственность за самовольное строительство и строительство с нарушением градостроительных, строительных и санитарных норм и других требований законодательства;

5) законы, обеспечивающие сохранение природного, ландшафтного и исторического своеобразия города - закон «О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы» от 21.10.98 № 26 и закон «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве» от 09.06.04 № 40;

6) закон «О градостроительном кадастре города Москвы» от 15.12.04 № 88, определяющий содержание, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в городе Москве и порядок предоставления пользователям сведений такой информационной системы.

Наряду со специально посвященными вопросам градостроительства законами Москвы, положения, относящиеся к градостроительной деятельности, содержатся в законах Москвы, регламентирующих деятельность органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления, развитие социальной сферы, экономики города и городского хозяйства, вопросы охраны окружающей среды. Этим достигается системность и непротиворечивость норм разных отраслей законодательства Москвы в части регулирования градостроительной деятельности.

За последние годы накоплен значительный опыт как законотворческой деятельности в области градостроительства, так и методического и организационного обеспечения практического применения принятых законов. Впервые в истории России законом стал Генеральный план г. Москвы. С учетом правоприменительной практики и новых задач развития города ведутся постоянный мониторинг и работа по совершенствованию градостроительного законодательства Москвы, в действующие законы вносятся необходимые изменения и дополнения. Тем не менее, уже в 2003 г. стала очевидной необходимость инвентаризации и кодификации всей совокупности законов г. Москвы, регламентирующих разные аспекты градостроительной деятельности - т.е. необходимость подготовки единого базового закона Москвы о градостроительстве - Градостроительного кодекса. Первоначально проект Градостроительного кодекса г. Москвы планировалось подготовить в 2005 г., однако в конце 2004 г. был принят новый Градостроительный кодекс РФ, который радикальным образом изменил действовавшую в России с 1998 г. систему правового регулирования градостроительной деятельности.

Совершенствование градостроительного законодательства на федеральном уровне было актуально и необходимо для учета в нем богатого законотворческого и правоприменительного опыта субъектов РФ и новых федеральных законов, в том числе Земельного кодекса РФ, Закона о техническом регулировании, для восполнения пробелов в действовавшем Градостроительном кодексе РФ. Эти задачи могли быть решены путем последовательной системной работы по внесению изменений и дополнений в Градостроительный кодекс РФ 1998 г., обеспечивающей преемственность развития градостроительного законодательства в России. Однако федеральный законодатель пошел по другому пути - меньше чем за год был подготовлен и принят совершенно новый Градостроительный кодекс РФ. Очевидным достижением нового кодекса стало четкое изложение норм, касающихся проектирования и строительства объектов капитального строительства, выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов. Вместе с тем новый кодекс буквально до основания «обрушил» едва выстроенное в стране и регионах здание градостроительного законодательства - переписал заново основные понятия (язык) градостроительной деятельности, неоправданно ограничил конституционные права субъектов РФ, ликвидировал или существенно ослабил важнейшие гарантии профессионализма градостроительных решений, лишил градостроительное планирование комплексности, необходимой для реализации в сфере градостроительства таких приоритетных национальных проектов, как проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Фактически новый кодекс не только затормозил, но и обратил вспять развитие градостроительного законодательства и градостроительной практики в России.

По инициативе Москвы и других регионов России в 2005 г. были подготовлены предложения по внесению системных изменений в новый Градостроительный кодекс РФ. Некоторые из них учтены Федеральным законом от 31.12.05 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Однако большая часть фундаментальных ошибок кодекса еще не устранена. Поэтому утвержденный Мэром Москвы план законопроектных работ органов исполнительной власти г. Москвы на 2006 г. предусматривает подготовку проекта федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ. Параллельно представители Москвы вместе со специалистами других регионов, Российской академии архитектуры и строительных наук, Союза архитекторов России работают над подготовкой изменений в Градостроительный кодекс РФ в рамках Общественного совета при Министре регионального развития РФ.

Одновременно в Москве продолжается интенсивная работа по дальнейшему развитию градостроительного законодательства г. Москвы и его кодификации, Мэром Москвы утвержден план работ по совершенствованию в 2006-08 гг. нормативной правовой базы г. Москвы в области градостроительной деятельности. Согласно этому плану основным законом - «градостроительной конституцией» Москвы - станет Градостроительный кодекс г. Москвы, который определит порядок осуществления градостроительной деятельности в городе, включая вопросы планирования развития и регулирования использования, планировки и застройки территории Москвы, проектирования и строительства, реконструкции отдельных градостроительных объектов и их комплексов. Дальнейшее развитие в Градостроительном кодексе г. Москвы получат вопросы сохранения исторического архитектурно-художественного и природно-ландшафтного своеобразия Москвы, комплексности территориального, отраслевого и программно-целевого планирования, решения экономических, социальных и экологических задач развития города, участия москвичей в подготовке и обсуждении градостроительных решений, ответственности за нарушение законодательства г. Москвы о градостроительстве. Наряду с Градостроительным кодексом г. Москвы планируются и специальные законопроекты. По результатам актуализации Генерального плана Москвы будет разработан новый закон о Генеральном плане развития г. Москвы, определены городские целевые программы, обеспечивающие его реализацию. Важнейшим шагом на пути укрепления законодательных гарантий права москвичей на благоприятную среду жизнедеятельности станет закон о нормативах градостроительного проектирования в г. Москве, который установит всю совокупность социально значимых требований и параметров городской среды, обязательных при проектировании и строительстве, реконструкции в городе. Таким образом, дальнейшее развитие в городском законодательстве получат принципы исторической преемственности и устойчивого развития Москвы, социальной ориентированности московского градостроительства.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100