Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (26-27) Июнь 2006

О мерах государственной поддержки жилищно-коммунального комплекса

Г.К.Леонтьев, Член Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам местного управления

Конечно,основная проблема, о необходимости решения которой повсеместно говорилось, - это изменение порядка формирования местных бюджетов. По сути, люди требуют то, что мы предполагали, когда затевалась муниципальная реформа: чтобы ни одно обязательство местных властей не осталось без ресурсов. К сожалению, этого не произошло. А отсюда как снежный ком накапливаются и другие вопросы. Отдельно, конечно же, стоит тема жилищно-коммунального комплекса. И не потому, что в последнее время государство проявило к ней интерес. Она, действительно, одна из самых больных, самых муниципальных, если можно так сказать.

Здесь я бы выделил первую проблему - огромные задолженности, которые сформировались в отрасли за последние годы. И, к сожалению, никто не предлагает ее как-то решать. Вторая проблема - техническое перевооружение отрасли. Мы «загнали» людей в многоквартирные дома-скворечники. А котельные из соображений экологии строили за километры от населенных пунктов. И теперь получается, что с переходом на стопроцентную оплату жилья граждане будут вынуждены платить еще и за разваленные теплотрассы и порванные сети, за все те потери тепла и воды, которые образуются на протяжении от котельной до квартиры. Здесь существует множество предложений, все понимают, что надо что-то делать. Но нет главного: где взять денег на это самое перевооружение.

Наши предложения по выходу из создавшегося положения я обсуждал с коллегами-муниципалами. Мы сошлись во мнении, что, прежде всего, необходимо признать долги предприятий жилищно-коммунального комплекса государственным долгом и списать его. Почему государственным долгом - я думаю, понятно. Долги ведь сформировались по двум причинам: государство передало ЖКХ на муниципальный уровень без соответствующих средств. Да и само государство крайне неаккуратно оплачивало предприятиям ЖКХ федеральные мандаты. Вот почему мы говорим о государственном долге. Цена этого вопроса 300 млрд руб. Что даст погашение долга? Главное, это предотвратит процесс банкротства предприятий ЖКХ. Ведь мы имеем уже достаточно примеров перехода коммунальных объектов за долги в частную собственность и их фактического уничтожения, что неизбежно влекло энергетический кризис для муниципального образования. Это также предотвратит отключения электроэнергии и тепла за долги энергоснабжающим организациям. Для того чтобы реализовать наши предложения, необходимо принять федеральный закон о финансовом оздоровлении ЖКХ. Федеральное правительство никак не может внести его на рассмотрение Госдумы.

По второй проблеме мы предлагаем откорректировать подпрограмму "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище". Предусмотреть в ней в качестве антикризисных мер увеличение на 500 млрд руб. расходов на технологическую модернизацию коммунальных систем и приведение жилых домов в нормативное состояние, повышение их энергоэффективности в первую очередь с использованием отечественной техники и технологий. Установить особый порядок контроля использования средств подпрограммы с оплатой по результатам выполненной работы на основе заранее утвержденных программ. И, наконец, выделить муниципалам 500 млрд руб. беспроцентных ссуд для ремонта и восстановления сетей и коммуникаций, замены оборудования, внедрения энергосберегающих технологий.

И теперь главный вопрос: где на все это взять денег? Федеральный бюджет вряд ли такие суммы потянет. Мне кажется, единственный выход: использовать средства Стабилизационного фонда. Во-первых, в свое время государство фактически сбросило содержание объектов ЖКХ на местное самоуправление. И сделало это, по доброй традиции, без передачи необходимых средств. Хотя все мы понимаем, что нормальное функционирование этой сферы непосредственно затрагивает каждого жителя России, и по степени оказания услуг в данной сфере человек зачастую судит об эффективности власти.

Во-вторых, преобразования в ЖКХ давно и объективно назрели, и дальнейшее игнорирование этой темы, я не преувеличиваю, повлечет коммунальные катастрофы уже не локального, а общероссийского масштаба. А сегодня ситуация усугубилась с исключением из местных бюджетов статьи «Убытки ЖКХ». При таком положении дел с установлением органами регулирования предельных индексов оплаты муниципалитеты практически не имеют средств для подготовки к зиме. Не говоря уже о том, что плачевное состояние коммунальной инфраструктуры не позволяет действительно контролировать и сдерживать рост тарифов.

В-третьих, от надлежащего состояния ЖКХ напрямую зависит успешность реализации президентского проекта «Доступное жилье», поскольку понятно, что масштабное строительство многоквартирных домов при существующей степени износа сетей и коммуникаций усугубит возможность коммунальных катастроф. Это прекрасно понимают главы муниципальных образований. И это процесс объективный, который не изменится даже с передачей функций отвода земель под строительство на уровень субъектов РФ.

Также как понятно и то, что такое состояние сетей не позволит сделать серьезный шаг в деле обеспечения конкуренции в жилищно-коммунальной сфере, поскольку серьезный инвестор на разрушенную инженерную инфраструктуру просто не придет. А немногочисленные новые сети и так давно находятся в частной собственности. Я думаю, это вполне достаточные резоны, и люди с этим согласны. Поэтому мы - инициаторы создания «Самоуправления России» направили свое обращение к Президенту России, в котором предложили принять политическое решение об использовании средств Стабилизационного фонда на цели государственной поддержки жилищно-коммунального комплекса. Мы предлагаем на средства Стабилизационного фонда погасить долги предприятий ЖКХ и модернизировать сети и системы. Это даст возможность снизить тарифы и повлечет реальное снижение платы за коммунальные услуги и жилье. Таким образом, средства Стабилизационного фонда непосредственно «придут» к каждому жителю».

Леонтьев Георгий Карпеевич. В 1991-93 гг. - депутат Свердловского областного Совета народных депутатов. С 1996 г. - глава муниципального образования "Город Заречный", с 1997 г. - одновременно вице-президент Союза наукоградов России. С 1999 г. - депутат Государственной Думы ФС РФ, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам местного управления.