написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (26-27) Июнь 2006

Роль государственно-частного партнерства в развитии транспортной инфраструктуры: международный опыт, возможности применения в России

В.Ю.Антонов, Группа строительного финансирования "PricewaterhouseCoopers"

В силу естественных географических причин транспорт в РФ занимает особое место в экономике страны, напрямую влияя на ее эффективность и конкурентоспособность (рис. 1).

Рис. 1. Состояние транспортной инфраструктуры в России.

Инструментом, зарекомендовавшим себя как наиболее эффективное средство привлечения внебюджетных средств, является институт ГЧП. Применение механизма ГЧП способно обеспечить реализацию приоритетных направлений развития российской транспортной инфраструктуры (рис. 2).

Рис. 2. Критерии общегосударственных транспортных проектов в России.

Для достижения положительного эффекта транспортных концессий необходимо более активное по сравнению с другими отраслями участие государства (рис. 3).

Рис. 3. Положительный эффект транспортных концессий.

Выбор формы партнерства с участием частного капитала зависит в первую очередь от целей, поставленных государством (рис. 4).

Рис. 4. Виды договорных отношений между государством и частным партнером. (нажмите на ссылку, чтобы увидеть рисунок)

Реализация проектов на условиях ГЧП характеризуется присутствием, по крайней мере, нескольких кредиторов и других ключевых участников проекта: подрядчиков, поставщиков сырья, покупателей продукции, сервисных компаний и финансовых институтов (рис. 5).

Рис. 5. Участники реализации проектов на основе ГЧП.

Разработка, организация и реализация схем проектного финансирования состоит из 4 основных этапов работ: подготовка финансовой и технической документации, синдицирование, финансирование и контроль (рис. 6).

Рис. 6. Этапы реализации инвестиционного проекта на условиях ГЧП.

Наиболее крупным и национально значимым проектом, финансирование которого предполагается осуществлять с привлечением внебюджетных средств, является проект строительства платной автодороги Москва - Санкт-Петербург (рис. 7). Трасса дороги проходит по территории индустриально развитых районов с численностью жителей около 25 млн человек (18% населения страны). Протяженность трассы скоростной автодороги составляет 640 км. Расчетная скорость движения транспортных средств - до 150 км/ч. Альтернативный проезд - действующая магистраль М-10 «Россия». В настоящее время Минтрансом России во взаимодействии с МЭРТом, а также ведущими мировыми консалтинговыми компаниями разрабатывается комплексная концепция организационно-правовой и финансовой модели управления.

Рис. 7. Проект строительства платной автодороги Москва - Санкт-Петербург.

Строительство Западного скоростного диаметра (рис. 8) является наиболее ярким примером реализации проекта с использованием концессии. Ориентировочная стоимость проекта составляет 60 млрд руб. Протяженность автомагистрали составит 46,4 км. Ширина проезжей части – 30/15 м, 12 мостов, 15 развязок. Расчетная скорость движения - 120 км/ч.

Рис. 8. Проект строительства Западного скоростного диаметра.

Трасса связывает Большой порт Санкт-Петербурга с сетью федеральных дорог и европейской системой МТК, имеет большое значение для развития логистики. Трасса способствует оздоровлению экологической обстановки в Санкт-Петербурге, способствует повышению эффективности работа транспорта города.

Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) рассматривается как одно из главных связующих звеньев между элементами Московского транспортного узла (рис. 9). Протяженность автомагистрали составит свыше 440 км, в том числе:

  • в зоне Московского большого кольца - 109,7 км;
  • в пределах Московского малого кольца - 266,8 км;
  • автомагистрали М-10 «Россия» - 32,3 км;
  • автомагистрали М-1 «Беларусь» - 33,9 км;
  • соединительная дорога от ЦКАД в районе М-10 «Россия» к Московскому большому кольцу - 18,6 км.

Предварительная ориентировочная стоимость проекта строительства ЦКАД составит не менее 231,3 млрд руб. и зависит от утвержденного варианта трассы и выбранных технических решений, от сроков начала и окончания строительства.

Рис. 9. Проект строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги.

Реализация проекта высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург (рис. 10) даст возможность РФ интегрироваться в Европейскую сеть высокоскоростных железнодорожных магистралей. Протяженность трассы - 650 км. Время в пути - 2 часа 30 мин, максимальная скорость - 350 км/ч. Подвижной состав - с распределенной тягой.

Ориентировочная стоимость проекта - 6 млрд долл. Реализуется на условиях ГЧП.

Реализация данного проекта обеспечит качественно более высокий уровень обслуживания пассажиров на основе создания современной инфраструктуры и применения передовых информационных технологий.

Развитие ысокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург создаст условия для максимально полного использования вновь создаваемых портовых мощностей в Финском заливе.

Рис. 10. Проект строительства высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург.

Комплексное развитие Мурманского транспортного узла является ярким примером развития логистики и портово-терминальных мощностей. Для комплексного развития Мурманского транспортного узла Морская администрация порта Мурманск разработала Генеральную схему развития порта, переросшую в схему развития всего транспортного узла. Генеральная схема предполагает развитие транспортной инфраструктуры как на восточном, так и на западном берегу Кольского залива (рис. 11). Данной схемой предусмотрено строительство перегрузочных комплексов в увязке с железнодорожными подходами в пределах Октябрьской и Северной железных дорог. Реализация проекта по созданию Мурманского мультимодального логистического комплекса предполагает комплексное развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.

Рис. 11. Комплексное развитие Мурманского транспортного узла.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100