написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (25) Декабрь 2005г.

О правоотношениях на памятники истории и культуры федерального значения

Назаров В.Л., руководитель Федерального агентства по управлению федеральным имуществом

1. Определение прав собственности на объекты культурного наследия.

В настоящее время не существует каких-либо проблем по определению прав собственности Российской Федерации на объекты культурного наследия. Право собственности Российской Федерации на памятники истории и культуры возникло на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление № 3020-1).

В соответствии с Постановлением № 3020-1 объекты историко-культурного наследия федерального (общероссийского) значения независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной принадлежности относятся исключительно к федеральной собственности.

Поскольку объекты культурного наследия регионального и местного значения не указаны ни в одном из приложений к Постановлению № 3020-1, согласно сложившейся судебной практике при разграничении государственной собственности, статус объекта культурного наследия регионального или местного значения во внимание не принимался, а разграничение осуществлялось по иным, функциональным признакам, указанным в приложениях к Постановлению № 3020-1. При этом по результатам разграничения государственной собственности объекты культурного наследия регионального и местного значения могли быть отнесены к собственности как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

Представлением Конституционного Суда Российской Федерации от 06.08.93 № 512 Постановление № 3020-1 рассматривается как нормативный акт, изданный в порядке реализации конституционных полномочий Верховного Совета Российской Федерации по законодательному регулированию отношений собственности в пределах полномочий Российской Федерации.

2. Возможность передачи памятников истории и культуры федерального значения в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона от 25.06.02 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В настоящее время в законодательстве заложен принцип, обозначенный в послании Президента Российской Федерации от 2002 г. и послании Президента Российской Федерации от 2004 г., в соответствии с которым «каждый уровень власти должен иметь только то имущество, которое необходимо ему для исполнения закрепленных за ним публичных полномочий - и не более того».

Так, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.99 № 184-ФЗ с учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом от 04.07.03 № 95-ФЗ, предусмотрено, что в собственности субъекта Российской Федерации может находиться только то имущество, которое необходимо «для осуществления полномочий, установленных указанным законом, а также для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации».

При этом в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.07.03 № 95-ФЗ «до 1 января 2009 года подлежит перепрофилированию или отчуждению в порядке и сроки, установленные законодательством о приватизации, имущество, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами не передано в федеральную собственность или муниципальную собственность и не может находиться в собственности субъекта Российской Федерации».

В ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ указаны непосредственно виды имущества, которые могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации.

Подпунктом «т» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ предусмотрено, что в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться объекты культурного наследия регионального значения.

Таким образом, объекты культурного наследия федерального значения и местного значения могут находиться в собственности субъекта только в том случае, если указанные объекты необходимы субъекту «для исполнения закрепленных за ним публичных полномочий», а также если указанные объекты имеют иные функциональные признаки, на основании которых их можно отнести к иным видам имущества, предусмотренным п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ в муниципальной собственности может находиться «имущество, предназначенное для решения установленных указанным законом вопросов местного значения», при этом в соответствии с п. 5 указанной статьи в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности «на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в ч. 2 и 3 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению».

Указанное положение также закреплено в подп. 3 и 4 п. 8 ст. 85 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ.

В соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 50 указанного федерального закона в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия местного (муниципального) значения.

Таким образом, объекты культурного наследия федерального значения и регионального значения могут находиться в муниципальной собственности только в том случае, если указанные объекты «предназначены для решения установленных законом вопросов местного значения», а также если указанные объекты имеют иные функциональные признаки, на основании которых их можно отнести к иным видам имущества, предусмотренным п. 2 ст. 50 данного федерального закона.

При этом следует учитывать, что в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность могут передаваться только те объекты культурного наследия, находящиеся в федеральной собственности, которые не нужны непосредственно Российской Федерации для исполнения закрепленных за ней публичных полномочий.

Передача объектов культурного наследия из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность (при условии, что указанные объекты могут находиться в собственности соответствующего публичного образования) может осуществляться в порядке, предусмотренном следующими нормативными правовыми актами:

  • постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»;
  • распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 № 114-рп «Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность»;
  • п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами передача из федеральной собственности объектов культурного наследия в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность может быть осуществлена исключительно путем издания распорядительного акта Правительства Российской Федерации.

3. Вопрос об отчуждении объектов культурного наследия.

Как указывалось выше, объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 50 Федерального закона от 25.06.02 № 73-ФЗ не подлежат отчуждению из государственной собственности объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятникам и ансамблям, включенным в Список всемирного наследия, историко-культурным заповедникам и объектам археологического наследия.

Пунктом 14 ст. 9 указанного федерального закона предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации отнесено формирование перечня не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия из федеральной собственности.

Следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 63 данного федерального закона действует мораторий на приватизацию объектов культурного наследия федерального значения.

Объекты культурного наследия регионального и местного значения могут быть приватизированы в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.01 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100