Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (25) Декабрь 2005г.

О создании Государственного кадастра объектов недвижимости. (Материалы заседания Правительства РФ 08.09.05 г.)

В настоящее время в Российской Федерации действует сложная многоуровневая система реестров и кадастров недвижимого имущества. При этом учет недвижимого имущества осуществляется как учет объектов права либо объектов управления.

Вместе с тем существующие системы учета не связаны между собой и не позволяют получить объективные сведения о недвижимом имуществе на территории Российской Федерации. При этом получение указанных сведений по Российской Федерации в целом связано со значительными материальными и трудовыми затратами. Также существующая система не позволяет эффективно реализовывать программы, предполагающие комплексный анализ различных видов недвижимого имущества. А наличие большого количества неучтенных объектов, в том числе объектов самовольной постройки и земельных участков, появившихся в результате самозахвата земель, также является следствием отсутствия единой системы учета.

Проект федерального закона “О формировании, государственном кадастровом учете, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости” направлен на решение вопросов регистрации недвижимого имущества, информационного обеспечения процессов государственного контроля, управления, экономической оценки и налогообложения недвижимого имущества, а также совершенствование деятельности в области формирования недвижимого имущества.

Представленный проект федерального закона подготовлен Минэкономразвития РФ в соответствии с поручением Правительства РФ.

Основными принципами законопроекта является:

  • применение единой системы и технологии для создания и ведения государственного кадастра недвижимости;
  • обязательность государственного учета недвижимого имущества;
  • презумпция официального описания недвижимого имущества, внесенного в государственный кадастр недвижимости;
  • внесение актуальных и достоверных сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе обеспечение постоянного хранения внесенных сведений;
  • соотносимость сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, с другими государственными информационными ресурсами;
  • своевременное и полное информационное обеспечение в соответствии с целями законопроекта.

Законопроект состоит из 8 глав и 42 статей и направлен на регулирование отношений, возникающих при государственном кадастровом учете и формировании недвижимых вещей для целей государственного кадастрового учета, налогообложения и управления.

В первой главе законопроекта вводятся такие понятия, как объект кадастрового учета, государственный кадастр недвижимости, правовая зона, опорно-межевая сеть.

Учету в государственном кадастре подлежат все вновь созданные и вновь образованные объекты, а также изменение сведений о недвижимом имуществе в случаях, предусмотренных законопроектом.

Законопроект также регулирует порядок внесения и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости, документы и порядок ведения кадастра.

Основными принципами ведения кадастра является установление заранее определенного перечня сведений, позволяющих однозначно идентифицировать и индивидуализировать недвижимое имущество.

Вышеназванные сведения делятся на основные сведения (общие для всех объектов недвижимости) и производные.

Производные документы государственного кадастра недвижимости создаются на основе содержащихся в основных документах государственного кадастра недвижимости сведений об объектах кадастрового учета и предназначены для предоставления сведений государственного кадастра недвижимости заинтересованным лицам.

Основанием для проведения государственного кадастрового учета является обращение заинтересованного лица с заявлением о проведении государственного кадастрового учета.

Содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости сведения и документы о недвижимом имуществе предоставляются путем распространения производных документов государственного кадастра недвижимости за плату и бесплатно.

Результатом проведения государственного кадастрового учета является присвоение объекту уникального, не повторяющегося во времени и на территории Российской Федерации кадастрового номера и изготовление кадастрового паспорта, используемого при регистрации прав и совершении сделок с недвижимым имуществом, а также для определения налоговой базы.

Проведение государственной политики в сфере формирования, инвентаризации и кадастрового учета, а также создание и ведение государственного кадастра отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества.

Индивидуализирующие и идентифицирующие характеристики недвижимого имущества устанавливаются в ходе формирования объектов кадастрового учета. Результатом формирования недвижимого имущества является установление сведений о недвижимом имуществе, достаточных для проведения государственного кадастрового учета. В законопроекте устанавливается порядок проведения формирования, дается определение проводимых операций, устанавливаются требования к процедуре формирования. Деятельность по формированию объектов кадастрового учета является коммерческой и осуществляется кадастровыми инженерами на основании публичного возмездного договора

В соответствии с законопроектом кадастровый инженер должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; иметь высшее образование в сфере землеустройства и (или) геодезии и картографии и (или) градостроительства; иметь стаж работы не менее 2 лет по специальности в сфере учета недвижимости или пройти стажировку не менее указанного срока по одной из указанных специальностей у кадастрового инженера недвижимости.

Таким образом, решается задача демонополизации рынка технической инвентаризации, повышения качества оказываемых услуг и развития экономики Российской Федерации за счет расширения рынка и увеличения конкуренции.

В целях обеспечения высокого профессионального уровня и качества работ по формированию объектов кадастрового учета, самоорганизации и саморегулирования деятельности кадастровых инженеров, а также обеспечения ответственности за осуществляемую деятельность в сфере формирования объектов кадастрового учета кадастровые инженеры объединяются в саморегулируемые организации.

Предложенная структура правовой формы деятельности кадастровых инженеров основана на изучении деятельности аналогичных структур в других странах, а также опыта организации российских институтов нотариата, адвокатуры и арбитражного управления.

Учет положительного опыта и анализ недостатков деятельности перечисленных структур позволил выбрать систему, оптимально сочетающую доступность проводимой деятельности в сочетании с механизмами ответственности и коллективного регулирования.

Законопроект вводит понятие кадастровой стоимости. Предусмотрено, что определение кадастровой стоимости недвижимого имущества производится в соответствии с методиками определения кадастровой стоимости различных категорий недвижимого имущества, учитывающих сложившиеся рыночные цены на недвижимое имущество в регионе, сведения о сделках с аналогичными объектами и иные сведения о недвижимом имуществе.

Значительное внимание в законопроекте уделено процедуре согласования местоположения и границ земельного участка, что позволит в дальнейшем избежать судебных разбирательств и способно оказать значительное влияние на укрепление и стабилизацию рынка земель.

Планируется, что законопроект вступит в силу с 01.01.07.