написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (25) Декабрь 2005г.

Кадастровый учёт земельных участков

Захаров Р.А., Южно-Сахалинский институт экономики, права и информатики

Объектами земельных отношений в Российской Федерации являются1:

  • земля как природный объект и природный ресурс;
  • земельные участки;
  • части земельных участков.

Земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством2.

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется Федеральным законом от 18.06.01 № 78-ФЗ «О землеустройстве».

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра (ГЗК) и при использовании его сведений, регулируются Федеральным законом от 02.01.00 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость)3, которое:

а) организует4:

  • создание автоматизированной системы ведения ГЗК;
  • проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также территориального землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности;
  • подготовку землеустроительных материалов для установления государственной границы РФ, границ субъектов РФ и муниципальных образований;

б) осуществляет:

  • государственную кадастровую оценку земель и представление ее результатов в соответствии с законодательством РФ;
  • ведение ГЗК, государственного градостроительного кадастра и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;
  • государственный мониторинг земель в РФ, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы;
  • создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости;
  • утверждение заключений экспертных комиссий при проведении экспертизы землеустроительной документации;
  • предоставление заинтересованным лицам сведений ГЗК и сведений об объектах капитального строительства;
  • государственный земельный контроль;
  • утверждение карт (планов) и материалов межевания объектов землеустройства.

В соответствии с распоряжением Минэкономики единственным государственным поставщиком работ и услуг по созданию автоматизированной системы ведения ГЗК является ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля»5. Учредителем центра является Госкомзем России. В составе центра - 14 дочерних предприятий и филиалов.

Основным направлением деятельности ФКЦ «Земля» является создание автоматизированной системы ГЗК, включая разработку нормативно-правового, программного и информационного обеспечения автоматизированной системы, проведение исследований, разработок и внедрение системы ведения ГЗК. Центр является головной организацией отрасли по созданию методологических основ ведения ГЗК нормативно-правового, программного и информационного обеспечения автоматизированной системы. Совместно со своими региональными кадастровыми центрами ФКЦ «Земля» осуществляет научно-техническое сопровождение внедряемых информационных технологий и программных средств, а также обеспечение ее эксплуатации. Центр отвечает за весь комплекс вопросов разработки методологии и проведения государственной кадастровой оценки земель.

Приказом Госкомзема России ФКЦ «Земля» определен головной организацией по всему комплексу вопросов информационной безопасности системы ГЗК. ФКЦ «Земля» является координатором международных проектов в области земельного кадастра и оценки земель.

Исполнительные функции по ведению ГЗК, возложенные на Роснедвижимость, осуществляет ФГУ «Земельная кадастровая палата»6 (далее - Учреждение). Учреждение находится в ведении Роснедвижимости и ему подотчетно, Роснедвижимость является ее учредителем. Основной задачей Учреждения является осуществление на территории кадастрового округа исполнительных функций по ведению ГЗК.

Учреждение осуществляет следующие виды деятельности, соответствующие целям его создания:

  • государственный кадастровый учет (ГКУ) земельных участков, включая постановку на учет вновь образованных земельных участков, учет текущих изменений характеристик земельных участков, снятие с кадастрового учета прекративших существование земельных участков;
  • ГКУ расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества в части внесения сведений об их наличии в Едином государственном реестре земель;
  • ведение дежурных кадастровых планов и кадастровых дел; предоставление сведений ГЗК правообладателям земельных участков и иным заинтересованным юридическим и физическим лицам в форме кадастровых планов определенных земельных участков и территорий;
  • предоставление обобщающих сведений ГЗК органам государственной власти и местного самоуправления о землях в границах соответствующих территорий, в том числе в виде статистических отчетов, докладов и иной производной документации ГЗК;
  • предоставление сведений ГЗК территориальным органам Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации), налоговым и иным государственным органам в объеме, необходимом для выполнения возложенных на них задач;
  • предоставление сведений ГЗК в необходимом объеме лицам, осуществляющим государственную кадастровую оценку земель и государственный контроль земель;
  • хранение основных и вспомогательных документов ГЗК, включая Единый государственный реестр земель, дежурные кадастровые карты кадастровых кварталов, кадастровые деления земельных участков;
  • подготовка предложений для определения в установленном порядке конкретных размеров платы за предоставление сведений ГЗК, а также их копирование (документирование);
  • выдача исходных данных для территориального землеустройства (включая технические условия на проведение межевания) и проверка материалов межевания на соответствие им.

ГЗК создается и ведется в целях информационного обеспечения:

  • государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
  • государственного контроля за использованием и охраной земель;
  • мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
  • государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • землеустройства;
  • экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
  • установления обоснованной платы за землю;
  • иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Деятельность по ведению ГЗК осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • единство системы и технологии ведения ГЗК на всей территории РФ;
  • непрерывность внесения в ГЗК изменяющихся характеристик земельных участков;
  • открытость сведений ГЗК;
  • сопоставимость и совместимость сведений ГЗК со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

Сведения ГЗК являются государственным информационным ресурсом. ГЗК является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимость, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов.

ГКУ подлежат земельные участки, расположенные на территории РФ, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Сведения ГЗК носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством РФ к категории ограниченного доступа.

Органы, осуществляющие деятельность по ведению ГЗК, обязаны предоставлять сведения ГЗК заинтересованному лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие государственную регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя). Сведения предоставляются в виде выписок из ГЗК, а также в предусмотренных законом случаях в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов.

ГЗК содержит сведения о:

  • земельных участках;
  • территориальных зонах;
  • землях и границах территорий муниципальных образований;
  • землях и границах субъектов РФ;
  • землях и границах РФ.

Указанные сведения содержатся в ГЗК в объеме, необходимом для осуществления государственного управления земельными ресурсами.

Документы ГЗК подразделяются на основные, вспомогательные и производные документы, и их ведение осуществляется на русском языке.

К основным документам ГЗК относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).

К вспомогательным документам ГЗК относятся книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети.

К производным документам ГЗК относятся документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитические документы.

Состав документов ГЗК и порядок их ведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами.

Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения ГКУ и содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.

В Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках:

  • кадастровые номера;
  • местоположение (адрес);
  • площадь;
  • категория земель и разрешенное использование земельных участков;
  • описание границ земельных участков, их отдельных частей;
  • зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);
  • экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;
  • качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель;
  • наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта ГКУ в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.

Кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта ГКУ. Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.

Кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в ГЗК7. В зависимости от состава воспроизведенных сведений и целей их использования кадастровые карты (планы) могут быть кадастровыми картами (планами) земельных участков, дежурными кадастровыми картами (планами) и производными кадастровыми картами (планами).

Кадастровая карта (план) земельного участка воспроизводит в графической и текстовой формах сведения о земельном участке. Дежурные кадастровые карты (планы) воспроизводят в графической и текстовой формах сведения о местоположении земельных участков и территориальных зон. Производные кадастровые карты (планы) воспроизводят в графической и текстовой формах обобщенные сведения о земельном фонде, об экономических, социальных, природных и об иных связанных с землей процессах.

На всей территории Российской Федерации ведение ГЗК осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы ГЗК на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. В отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках.

Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в ГЗК. Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы ГЗК на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Сведения о территориальных зонах вносятся в документы ГЗК на основании данных, полученных от органов, осуществляющих регистрацию или учет территориальных зон.

Документирование сведений ГЗК осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При наличии расхождений в сведениях, записанных на бумажных носителях, и сведениях, записанных на электронных носителях, приоритет имеют сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не установлено федеральным законом.

Единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются.

Кадастровое деление территории РФ осуществляется в целях присвоения земельным участкам кадастровых номеров. Единицами кадастрового деления территории РФ являются кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые кварталы. Кадастровый номер земельного участка состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района, номера кадастрового квартала, номера земельного участка в кадастровом квартале. ГКУ проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории РФ по единой методике.

Для проведения ГКУ органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению ГЗК, надлежащим образом оформленные заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.

Межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности. Восстановление границ земельного участка выполняют при наличии межевых споров, а также по просьбе граждан и юридических лиц в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и других признаков границ принадлежащих им земельных участков.

Межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ. Исполнительные функции по проектно-изыскательским и межевым работам, возложенные на Роснедвижимость, выполняет ФГУП «Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ8. В составе предприятия 14 филиалов. Основные виды деятельности института - полный комплекс аэрофотосъемочных работ; специальные виды съемок, полный комплекс фотограмметрических работ, включая высокоточное сканирование негативов, построение цифровых моделей рельефа, изготовление цифровых ортофотопланов; создание цифровой векторной картографической основы различных масштабов и назначения; все виды геодезических работ, включая планово-высотную привязку аэроснимков; проведение комплексов работ по кадастровому картографированию и инвентаризации земельных участков; землеустроительные работы; проектирование ГИС-приложений на базе программных продуктов MicroStation и MapInfo; проведение обучения и семинаров для пользователей; печать ортофотопланов; мониторинг земель; создание спутниковых систем межевания земель; делимитация границ.

Межевание земель включает9:

  • подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов;
  • полевое обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети и опорной межевой сети - опорных межевых знаков;
  • полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков;
  • составление технического проекта (задания) межевания земель;
  • уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ;
  • согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков;
  • сдачу пунктов опорной межевой сети на наблюдение за сохранностью;
  • определение координат пунктов опорной межевой сети и межевых знаков;
  • определение площади земельного участка;
  • составление чертежа границ земельного участка;
  • контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ;
  • государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков;
  • формирование межевого дела;
  • сдачу материалов в архив.

По завершении межевых работ производитель работ формирует межевое дело, в которое включаются:

1) пояснительная записка;

2) копия или выписка из решений государственных, муниципальных и местных организаций о предоставлении земельного участка;

3) копии или выписки из документов, на основании которых установлен особый режим использования земель;

4) копия договора о купле-продаже, дарственной, завещания или другого документа (если такие действия осуществлялись);

5) справки о вкрапленных земельных участках;

6) списки координат пунктов опорной межевой сети;

7) списки координат межевых знаков;

8) акт проверки состояния ранее установленных границ земельного участка;

9) технический проект (задание) с рабочим (разбивочным) чертежом;

10) извещения о вызове собственников, владельцев и пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков для участия в действиях по межеванию земель;

11) доверенности лицам, уполномоченным собственниками, владельцами, пользователями земельных участков, на участие в установлении, согласовании и закреплении на местности границ размежевываемого земельного участка;

12) акт установления и согласования границ земельного участка;

13) акт о сдаче пунктов опорной межевой сети на наблюдение за сохранностью;

14) акт контроля и приемки материалов межевания земель производителем работ;

15) чертеж границ земельного участка;

16) ведомость вычисления площади земельного участка;

17) акт государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков.

Подготовленные землеустроителями планы участков еще не являются кадастровыми планами. Документы о межевании представляются землепользователем в земельную кадастровую палату для постановки участка на ГКУ. По договору это могут сделать и землеустроители.

Не подлежат приему для проведения ГКУ документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова или иные, не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание. Получение заявок о проведении ГКУ подтверждается соответствующими записями в книге учета документов и выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов.

Проведение ГКУ включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Единый государственный реестр земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. ГКУ проводится в течение месяца со дня подачи заявки о проведении ГКУ определенного земельного участка. В результате проведения ГКУ заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков. Плата за проведение ГКУ с заявителей не взимается.

Только после проведения ГКУ заинтересованному лицу выдается кадастровая карта (план) участка, которая содержит следующие основные сведения (ст. 14 Закона о земельном кадастре):

1)  кадастровый номер;

2)  местоположение (адрес);

3)  площадь;

4)  категорию земель и разрешенное использование земельного участка;

5)  описание границ участка и его отдельных частей;

6)  экономические характеристики (в том числе размеры платы за землю);

7)  качественные характеристики (в том числе показатели состояния плодородия для отдельных категорий земель);

8)  наличие объектов недвижимого имущества.

В случае, если в представленных в органы, осуществляющие деятельность по ведению ГЗК, документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения ГКУ, или если такие сведения противоречивы, проведение ГКУ приостанавливается, и заявители немедленно в письменной форме извещаются о приостановлении проведения такого учета с обоснованием данных решений. Проведение ГКУ может быть приостановлено не более чем на месяц.

В случае, если в течение указанного срока заявителем не будут устранены причины приостановления проведения ГКУ, заявителю в письменной форме направляется отказ в проведении ГКУ.

В проведении ГКУ должно быть отказано в случае, если:

  • с заявкой о проведении ГКУ обратилось ненадлежащее лицо;
  • документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению ГЗК, для проведения ГКУ, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
  • при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться ГКУ, нарушены права смежных землепользователей;
  • площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться ГКУ, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.

Решение об отказе в проведении ГКУ в 5-дневный срок направляется заявителям в письменной форме с указанием причин такого отказа.

Отказ в проведении ГКУ или уклонение соответствующего органа от проведения ГКУ могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд, арбитражный суд.

Исправление технических ошибок, допущенных при ведении ГЗК, осуществляется в 5-дневный срок после их обнаружения. Исправление технических ошибок, допущенных при ведении ГЗК, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в ГЗК.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в ГЗК, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда.

Информация об исправлении технических ошибок или об отказе в исправлении технических ошибок в 5-дневный срок направляется в письменной форме правообладателям земельных участков или третьим лицам, которые полагались на соответствующие записи в ГЗК.

Сведения ГЗК об определенном земельном участке предоставляются в виде выписок по месту учета данного земельного участка за плату или бесплатно.

Бесплатно сведения об определенном земельном участке предоставляются:

  • правообладателю земельного участка или уполномоченным правообладателем лицам;
  • налоговым органам в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией;
  • судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с данным земельным участком;
  • органам, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органам (организациям), осуществляющим специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества и территориальных зон, в объеме, который необходим для работы указанных органов;
  • лицам, имеющим право на наследование земельного участка правообладателя по завещанию или закону;
  • иным установленным законом лицам.

Указанные органы и лица оплачивают стоимость копирования и доставки предоставляемых им сведений ГЗК об определенном земельном участке.

Примечания.

1. Земельный кодекс РФ от 25.10.01. № 136-ФЗ. Ст. 6.

2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.94. Ч. 1. № 51-ФЗ. П. 1. Ст. 261.

3. См. интернет-сайт Роснедвижимости: http://www.kadastr.ru, а также перечень организаций, подведомственных Роснедвижимости: http://www.kadastr.ru/dependent.

4. Постановление Правительства РФ от 19.08.04 № 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости».

5. См. интернет-сайт ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля»: http://www.fccland.ru.

6. Адресную книгу ФГУ «Земельная кадастровая палата» по кадастровым округам см. на интернет-сайте Роснедвижимости: http://www.kadastr.ru/rosnedv/structure/zkp/fgu_zkp..

7. Правила оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.О-04-01-01. Утверждены Росземкадастром 10.04.01.

8. См. интернет-сайт ВИСХАГИ: http://www.viskhagi.ru.

9. Инструкция по межеванию земель, утверждена Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.96 г.; Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утверждены Федеральной службой земельного кадастра России 17.02.03.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100