Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (25) Декабрь 2005г.

Проекты частно-государственного партнёрства в Омске и Ростове-на-Дону

Баженов А.В., Президент Национального центра по развитию частно-государственных партнёрств

Вторая половина уходящего года ознаменовалась целым рядом различных конференций, "круглых столов", семинаров и совещаний, посвященных организации и развитию в России такой формы сотрудничества между властью и бизнесом, как частно-государственное партнерство (ЧГП). Это связано в первую очередь с тем, что во многих отраслях российской экономики, таких как транспорт, энергетика, коммунальное хозяйство и т.д., накопилось множество проблем, связанных с необходимостью модернизации инфраструктуры и ее дальнейшего развития.

Решение этих проблем возможно только инвестиционным путем. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, для устойчивого развития России до 2015 г. необходимо реализовать целый ряд инфраструктурных проектов общим объемом около 1 трлн долл. США. Такие проекты ни государство, ни бизнес не смогут осуществить в одиночку. Кроме того, у региональной и муниципальной власти не хватает управленческих ресурсов и знаний для эффективного и качественного управления объектами.

В российском коммунальном хозяйстве к внедрению форм сотрудничества муниципалитета и частного бизнеса наиболее готов сектор водоснабжения и канализации. Это связано с тем, что городские Водоканалы, как правило, контролируют все необходимые производственные активы: водозаборы, станции водоподготовки, магистральные сети водоснабжения, канализационные сети, насосные станции, резервуарный парк, станции очистки стоков. При этом, если не учитывать капитальные затраты, эксплуатация Водоканалов осуществляется на принципах самофинансирования, в то время как, например, муниципальное теплоснабжение является глубоко дотируемой отраслью.

В то же время платежеспособный спрос на услуги по водоснабжению и канализации более эластичный. Нагрузка на потребительскую корзину населения от оплаты данного вида услуг в 3-5 раз ниже, чем, например, от оплаты услуг теплоснабжения.

Целевым рынком долгосрочного частного управления муниципальными системами водоснабжения и канализации в России в настоящий момент являются 50 городов с населением от 300 тыс. человек. Эти города расположены преимущественно в европейской части России (до Урала), являются столицами регионов РФ и имеют существенное преимущество по доходам населения относительно среднего российского уровня.

Водоканал в городе с населением 300 тыс. человек имеет годовой доход в размере около 10 млн долл. Это минимальный уровень доходов, позволяющий с учетом рисков в среднесрочной перспективе оправдать инвестиции частных компаний в развитие бизнеса в создание и запуск проекта, реструктуризацию деятельности, неотложные вложения в срочные ремонты и очевидные мероприятия по повышению эффективности.

В настоящее время в России существует несколько моделей участия частного бизнеса в Водоканалах, базирующихся на действующем законодательстве:

  • приватизация муниципального Водоканала на базе всего имущества, включая инфраструктуру, с последующим допуском частного бизнеса в капитал акционированного Водоканала;
  • приватизация муниципального Водоканала с последующим допуском частного бизнеса в управление акционированным Водоканалом на базе договора управления;
  • приватизация муниципального Водоканала на базе имущества, исключая инфраструктуру, которая остается в муниципальной собственности и передается в долгосрочную аренду, с последующим допуском частного бизнеса в капитал акционированного Водоканала;
  • ликвидация муниципального Водоканала с возвратом имущества в муниципальную казну и последующая передача имущества в аренду вновь образованной проектной компании с участием частного капитала.

С целью решения проблем развития инфраструктуры эти варианты могут сочетаться с инвестиционным договором, в рамках которого частный оператор берет обязательство инвестировать в развитие инфраструктуры на взаимоприемлемых условиях (включая тарифы), определяющих окупаемость инвестиций.

На сегодняшний день в России наиболее крупные проекты в сфере водоснабжения и канализации на основе ЧГП реализуются в Омске и Ростове-на-Дону ООО "Евразийское водное партнерство" (ЕВП). Доля этих проектов на рынке частного управления системами водоснабжения и водоотведения в российских городах в настоящее время составляет 30%.

По результатам открытого конкурса, объявленного муниципальным образованием г. Омска 01.10.04, ООО "Евразийский" и ЕВП получили право на инвестирование в развитие, восстановление и модернизацию муниципальных систем водоснабжения и канализации г. Омска. Уже в ноябре между мэрией Омска, ЕВП и МУП "Водоканал" г. Омска был подписан договор о стратегическом партнерстве в сфере управления и развития городских систем водоснабжения и водоотведения. Согласно этому договору с 01.04.05 ЕВП стало оператором системы водоснабжения и канализации Омска, а МУП "Водоканал" г. Омска преобразовано в ОАО "Омскводоканал".

В основе партнерства лежат Договор долгосрочной аренды и Инвестиционный договор.

Рис. 1. Схема проекта в сфере водоснабжения и канализации на основе ЧГП в Омске.

Договор долгосрочной аренды инфраструктуры водоснабжения и канализации города заключен сроком на 25 лет и зарегистрирован в установленном порядке. Муниципалитет сохраняет права собственности на эту инфраструктуру, а ЕВП осуществляет ее эксплуатацию и реализует инвестиционную программу по ее реабилитации и развитию. При этом все результаты инвестиций по окончании срока действия договора аренды передаются муниципалитету.

В инвестиционном договоре определены размер и условия инвестиций ЕВП. В том числе в приложении к договору определен ряд целевых параметров качества, которые должны быть достигнуты ЕВП, в частности:

  • повышение качества питьевой воды в водопроводной сети и сбрасываемых сточных вод;
  • гарантированное круглосуточное обеспечение потребителя водой, сокращение числа аварий на трубопроводах;
  • снижение потребления электроэнергии, снижение потерь, повышение числа приборов учета;
  • увеличение числа горожан, пользующихся централизованными системами водоснабжения и канализации.

***

Инвестиционный договор

Оператор реализует Инвестиционную программу при условии сохранения в силе Договора долгосрочной аренды

Валюта инвестиций: Российский рубль.

Цель Инвестиционной программы: достижение уровней услуг, установленных и согласованных заранее, которые в количественном выражении определяют и оценивают качество услуг, предоставляемых Оператором.

Этапы Инвестиционной программы:Обязательная предварительная инвестиционная программа на 450 млн руб. и Новая инвестиционная программа, которая будет разработана и реализована Оператором - около 4,3 млрд руб. на условиях будущего договора.

Экономический баланс договора: Если муниципальное образование г. Омска в одностороннем порядке изменит тарифы на услуги, предоставляемые Оператором, тогда муниципальное образование компенсирует водоканалу все возникающие убытки в полном объёме в течение одного года с даты подачи Оператором соответствующей письменной претензии.

Досрочное прекращение договора: Если в силу каких-либо причин действие Инвестиционного договора будет прекращено ранее даты истечения срока Договора долгосрочной аренды, муниципальное образование г. Омска в течение одного года сохранит своё обязательство по обратному выкупу вновь построенных и реконструированных Объектов договора аренды по заранее определенной цене.

***

Для достижения этих целей ЕВП реализует Инвестиционную программу, которая включает обязательную предварительную Инвестиционную программу объемом 450 млн руб. и новую инвестиционную программу в объеме 4,3 млрд руб., которая должна быть разработана и реализована ЕВП.

Условия соглашений предусматривают оптимизацию и принятие экономически обоснованных тарифов на услуги водоснабжения и канализации в г. Омске, а в случае изменения экономических условий вместо метода "издержки плюс прибыль" применение при установлении тарифов метода индексации, разработанного в соответствии с методиками ФСТ. При этом 2005 год должен стать базовым для будущего пересмотра тарифов. Также к концу 2009 г. должно быть полностью ликвидировано перекрестное субсидирование, которое было отменено Постановлением Правительства РФ еще в 1997 г.

В настоящее время ЕВП в соответствии с Предварительной Инвестиционной программой уже инвестировало в проект 450 млн руб. собственных средств. В дальнейшем инвестиции планируется привлекать на базе проектного финансирования. Для этого компания провела независимую экспертизу проекта и получила юридическое заключение (Guide, Laurette, Nouel), заключение по налогам и финансовой модели (PriceWaterhouseCoopers). Получены рекомендации по совершенствованию кредитоспособности проекта от международного кредитного рейтингового агентства (Moody's).

По такой же схеме реализуется и проект ЕВП в Ростове-на-Дону. В рамках реализации инвестиционного договора ЕВП уже инвестировало 400 млн руб. в реконструкцию и строительство городских магистральных водоводов. Первый водовод протяженностью 2,4 км уже введен в эксплуатацию. В ближайшее время ЕВП планирует завершить строительство еще 2 водоводов и реализовать несколько других проектов в сфере водоснабжения города. В целом запланирована реконструкция городских водоводов общей протяженностью около 27 км и стройка 3 магистральных водоводов общей протяженностью 13,9 км. Реконструкция объектов городского водного хозяйства позволит увеличить подачу воды в сети на 75 тыс. м3/сут. Экономическая эффективность проекта составит около 100 млн руб. в год. Совокупные инвестиции компании в городскую систему водоснабжения за период 2005-06 гг. составят 1,1 млрд руб.

По данным Global Water Report, российский рынок развития и управления инфраструктурой водных ресурсов, водоснабжения и канализации, технологий и оборудования оценивается не менее чем в 3 млрд долл., в том числе не менее 1,7 млрд долл. капитальных вложений. Это значительно ниже показателей мирового рынка, оцениваемого инвестиционным банком Goldman Sachs в 365 млрд долл. в год.

Водная отрасль в России может стать одной из важнейших отраслей с огромным экспортным потенциалом и вкладом в экономический рост, как во Франции или Англии, но для этого необходима соответствующая организация национального рынка водоснабжения и канализации.