Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (25) Декабрь 2005г.

О приоритетных задачах и направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.)

Греф Г.О., Министр экономического развития и торговли РФ

По итогам 7 месяцев 2005 года был зафиксирован рост ВВП на уровне 5,8%. Некоторое замедление динамики, которое мы наблюдали в первом полугодии, и в первом квартале текущего года в частности, было в первую очередь связано с замедлением роста экспорта нефти и некоторым снижением инвестиционной активности, которые не компенсировались высоким темпом спроса со стороны населения, со стороны предприятий.

Экспорт товаров за 8 месяцев текущего года в стоимостном выражении вырос почти на 40% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. В то же самое время, если говорить о физических объемах экспорта, то он снизился, практически стабилизировался. Прирост экспорта нефти в январе-июле был на уровне 2-3%, и в среднем в 2000-04 гг. прирост экспорта был примерно 14%. Это ключевая тенденция, которую мы видим в 2005 г.

Добыча и экспорт нефти, которые двигали и развивали экономику во все предыдущие годы, перестали быть двигателем экономического развития в 2005 г. И вот эта тенденция особенно отчетливо наблюдалась в первом полугодии текущего года, и только в июне-июле мы видим нарастающую экономическую динамику, которая компенсирует те потери, которые мы наблюдали в первые месяцы текущего года в связи со стабилизацией роста объемов экспорта и объемов добычи нефти.

То, о чем мы долгое время говорили - о невозможности наращивания объемов добычи и объемов экспорта такими темпами в длительной перспективе, - произошло. В 2005 г. это стало реальностью, и еще более актуальной становится задача диверсификации развития экономики и подключения новых моторов экономического роста, новых источников роста в российской экономике.

Внешнеторговое сальдо составило у нас в текущем году за 7 месяцев 68 млрд долл. - положительное сальдо, что значительно выше, чем в предыдущем году.

Реальные доходы населения продолжают расти высокими темпами. И в этом году в первую очередь динамику задают доходы бюджетников, существенно повышена заработная плата бюджетников. И рост реальных располагаемых доходов населения за 7 месяцев текущего года составил 8%. Это в реальном выражении, с исключением инфляции.

Второй фактор, который подстегивает и объем розничного товарооборота, и спрос со стороны домашних хозяйств, - это темпы роста потребительского кредитования населения, которые в этом году составили рекордную цифру: 11,5% за 7 месяцев.

Новым источником роста является также предоставление платных услуг населению, которое выросло за 7 месяцев текущего года на 6,5%.

В первом полугодии несколько сбавила обороты промышленность: рост за 6 месяцев составил около 4 процентных пунктов против 7,3% за прошлый год. Вместе с тем, за последние 2 месяца наблюдается оживление роста промышленного производства. И последние 2 месяца мы видим рост на уровне 6,9% в июне и порядка 5% в июле. Это также положительная тенденция, которую мы наблюдаем.

Инвестиции в основной капитал увеличились за январь-июль на 9,7%, и эта тенденция также является нарастающей. В июле у нас инвестиции выросли более чем на 11%. Собственно говоря, вот последние 2 месяца нам позволили во многом выправить ту ситуацию, которая складывалась в первом квартале, и все тенденции, которые мы видим, имеют положительную динамику во втором и третьем кварталах по сравнению с первым кварталом текущего года.

Прямые иностранные инвестиции увеличились за полугодие на 31%, а за 7 месяцев - уже на 34%. Это также очень неплохой показатель, хотя, конечно же, все зависит от того, от чего отсчитывать нам эту динамику. К сожалению, общий объем накопленных иностранных инвестиций в страну остается очень маленьким. И одна из причин отсутствия интенсивного развития промышленности - это очень малое число совместных предприятий и предприятий с иностранным капиталом. По состоянию на 01.07.05 предприятий с иностранным участием зарегистрировано 6500. Для такого объема экономики, как российская, это минимальная цифра. Это остается одной из серьезных проблем российской экономики, потому что нам нужны даже не столько иностранные инвестиции, потому что у нас есть сегодня собственный инвестиционный потенциал, есть высокие доходы экспортно-ориентированных отраслей, сколько технологии, квалификация менеджмента, в первую очередь, и подготовка кадров. Это то, что дают иностранные инвестиции, вот это то, что сегодня российской экономике нужно в первую очередь.

Естественно, можно говорить о стабилизации финансового положения страны. В 2005 г. мы видим профицит, по предварительным нашим расчетам, порядка 7% ВВП. Инфляция за январь-август составила 8,3%. Сейчас, вот сегодня буквально, подведены итоги инфляции за первые 12 дней сентября, и инфляция составила 0,1%. Итого с начала года по сегодняшний день инфляция составляет 8,4 процентных пункта. В августе мы имели некоторую дефляцию - 0,1 процентных пункта, и вот в сентябре за первую декаду мы видим, что инфляция очень небольшая. Дефляция, в первую очередь, на продовольственном рынке. Некоторый вклад, некоторую положительную динамику в инфляцию внесли цены на нефтепродукты, рост которых за первые 12 дней составил 4%, и, собственно говоря, из-за этого мы получили 0,1%. В течение текущего месяца, если рынок нефтепродуктов удастся стабилизировать, то, скорее всего, мы выйдем либо на нулевую инфляцию, либо на небольшую дефляцию, но цифра будет минимальной. И, соответственно, мы надеемся, что по итогам года цифра, которая в последнем прогнозе зафиксирована, - 10-11%, - сохранится.

Несколько вопросов я хотел бы выделить как приоритетные направления нашей политики на среднесрочную перспективу.

Вместе с вами и во многом благодаря очень активной работе в последние месяцы депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации нам удалось принять пакет принципиальных законов, которые нам сейчас дают громадное поле для деятельности. Идеологию этих законопроектов мы вырабатывали с вами вместе, и я благодарен депутатам Думы за то, что вы поддержали все эти начинания, и нам теперь предстоит совместно очень серьезно поработать над их реализацией.

Это, в первую очередь, закон «Об особых экономических зонах…», закон о концессиях, закон о государственных закупках и это все, что касается законодательства, связанного с так называемым инвестиционным фондом, который будет сформирован в бюджете будущего года в размере 70 млрд руб., и в последующие годы размер фонда будет планироваться в бюджете не менее этой цифры. Это серьезный поворот с точки зрения стимулирования развития высокотехнологичных и перерабатывающих отраслей. Это новый подход с точки зрения стимулирования развития инфраструктуры, что является на сегодняшний день ключевым препятствием для развития целого ряда отраслей экономики.

Готовится целый ряд нормативных актов, которые должны быть выпущены в развитие закона о концессиях, и совместно с положением об инвестиционном фонде, которое окончательно согласовано в правительстве и сейчас находится также на согласовании у юристов в Белом доме, надеюсь, они в ближайшее время будут подписаны. Все это создает новые предпосылки для развития целого ряда отраслей экономики.

Теперь в отношении того, что мы предполагаем делать в среднесрочной перспективе с точки зрения стимулирования развития переработки. Мы сейчас проводим кластерные исследования перспективных секторов с точки зрения их конкурентоспособности на мировом рынке, и в январе следующего года эти исследования будут закончены. И мы предполагаем далее кластерные исследования внутри тех кластеров, которые будут признаны наиболее конкурентоспособными. Сегодня уже очевиден целый ряд кластеров такого рода: это энергетическое машиностроение (мы сейчас занимаемся отбором консультантов, которые бы нам сделали в полном объеме анализ состояния этого кластера), химия и нефтехимия, автопром, все, что связано с добычей и переработкой лесных ресурсов, все, что связано с космосом и авиацией, микроэлектроника - этот сектор начинает в России очень активно развиваться. Естественно, и такой сектор, который является двигателем нашей экономики, - это нефтяной сектор, добыча нефти и газа. В каждом из этих секторов есть целый ряд проблем, в решение которых необходимо вмешательство государства.

Ключевой проблемой, по общему мнению, является стимулирование разработки новых месторождений полезных ископаемых, для чего нужны специальные налоговые преференции, с тем, чтобы компаниям дать возможность разрабатывать значительно более дорогие месторождения, в первую очередь в Восточной Сибири. И соответствующие предложения мы до начала октября подготовим, еще на одном совещании отработаем и будем вносить соответствующие предложения в правительство и по мере их одобрения внесем в Государственную Думу те проекты, которые необходимо будет принимать в виде законов.

Несколько слов в отношении других приоритетов, которые имеются помимо кластерной промышленной политики, которые мы ставим в области институциональных реформ. Это и пакет антикоррупционных мер, разработка новой программы судебной реформы. У нас программа судебной реформы заканчивается в 2006 г. И мы сейчас работаем над созданием новой программы, которая позволила бы реформировать судебную систему с точки зрения антикоррупционности и повышения эффективности работы, над принятием новой программы и над пакетом мер, связанных с реализацией президентских инициатив, где мы собираемся сделать упор на реформы здравоохранения и образования, жилье и сельское хозяйство.

Этот поворот мы хотели бы вам презентовать, поворот в той политике, которую мы сегодня проводим при сохранении макроэкономической стабильности. Это является ключевым, основным в нашей экономической политике.