написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (24) Август 2005г

Привлечение иностранных инвестиций в объекты недвижимости на территории Свердловской области

Россель Э.Э., губернатор Свердловской обл.

Свердловская область характеризуется как один из наиболее перспективных субъектов Российской Федерации для инвестирования. Привлекательность промышленности региона для потенциальных инвесторов обусловлена следующими факторами:

1) область имеет выгодное географическое положение на границе Европы и Азии. Она является важнейшим транспортным узлом, соединяющим автомобильные, железнодорожные и воздушные транспортные магистрали общероссийского и международного значения Запада, Востока, Севера и Юга Евразийского континента;

2) многие виды производства обеспечены собственной ресурсной базой. Так, запасы железных руд уральского региона оцениваются в 15 млрд т, при этом около 90% запасов является многокомпонентными, что обусловливает возможность значительного повышения эффективности их использования за счет комплексной переработки. Для развития алюминиевого комплекса основную роль играет близость основных месторождений высококачественных бокситов. В области имеются значительные запасы древесины, которая имеет по своим характеристикам конкурентные преимущества перед древесиной других регионов;

3) область обладает значительным кадровым и научным потенциалом. Благодаря высокой концентрации предприятий военно-промышленного комплекса в области сложился рынок высококвалифицированной рабочей силы и налажена система подготовки рабочих необходимых специальностей. По научному и кадровому потенциалу область занимает 3 место в России. Подготовку кадров обеспечивает развитая сеть образовательных учреждений, и в первую очередь - Уральский государственный университет и Уральский технический университет. Научными подразделениями осуществляются инновационные разработки, конкурентоспособные на мировом рынке;

4) устойчивые хозяйственные связи предприятий области, в том числе на мировом рынке. Предприятия имеют длительные кооперационные связи со странами СНГ, активно продвигается продукция на рынки стран дальнего зарубежья. Ежегодно растет объем внешней торговли Свердловской области. В 2004 г. по сравнению с 2003 г. он увеличился на 45,4% и составил 6,4 млрд долл. США.

Являясь пятым по численности населения в России, Средний Урал занимает 3-е место по объему промышленного производства. Область находится на 7-м месте по объему инвестиций в основной капитал, на 6-м - по объему оборота розничной торговли, на 5-м - по объему платных услуг, на 7-м - по величине поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

На протяжении ряда лет Правительством Свердловской области прилагались существенные усилия по формированию благоприятного инвестиционного климата и привлечения иностранных инвестиций в экономику Свердловской области.

С целью реализации инвестиционных проектов в Свердловской области отработан механизм поддержки инвестиционной деятельности, включающий предоставление бюджетного и налогового инвестиционных кредитов, государственных гарантий.

В Свердловской области создан Консультативный совет по иностранным инвестициям для объединения усилий предпринимателей, финансовых структур и органов исполнительной власти по привлечению инвестиционных ресурсов в область и создания условий для улучшения инвестиционного климата на территории Свердловской области.

Целями данного Совета являются:

  • повышение эффективности инвестиционной политики, проводимой органами государственной власти Свердловской области, и механизма ее реализации;
  • создание условий, способствующих росту инвестиционной активности;
  • разработка предложений по применению новых инструментов и технологий привлечения иностранных инвестиций.

За время деятельности Совета прошло 7 заседаний, на которых обсуждались вопросы активизации привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в экономику области, применения новейших механизмов привлечения, таких как синдицированное кредитование крупных проектов, реализация мер по страхованию инвестиционных рисков, возможности привлечения крупных иностранных инвесторов.

Для выявления наиболее перспективных отраслей экономики или отдельных проектов на территории Свердловской области и разработки коммерчески обоснованных вариантов реализации инвестиционной политики создана специализированная организация, координирующая усилия исполнительной власти, банковских и предпринимательских структур по созданию благоприятных условий для иностранных и отечественных инвесторов - Фонд поддержки инвестиций при Губернаторе Свердловской области.

Сформирован механизм оперативного получения информации об инвестиционных нуждах хозяйствующих субъектов. На регулярной основе ведется работа по сбору заявок и формированию реестра инвестиционных проектов. В настоящий момент в нем содержится около 70 инвестиционных проектов организаций практически во всех отраслях экономики.

Другой важной составляющей стимулирования инвестиционной деятельности и повышения инвестиционной привлекательности является получение и поддержание кредитного рейтинга Свердловской области в ведущем мировом рейтинговом агентстве "Standard&Poor's". Первоначально кредитный рейтинг Свердловской области был присвоен в рамках работы по реализации программы еврооблигационного займа в 1997 г. В дальнейшем кредитный рейтинг стал важным индикатором, поддержание которого позволяет области расширить круг потенциальных инвесторов и привлечь их к реализации ряда крупных проектов. В конце 2004 г. агентство "Standard&Poor's" второй раз повысило кредитный рейтинг Свердловской области до уровня "В+" с прогнозом изменения "Стабильный" по международной шкале. Повышение рейтинга обусловлено высоким экономическим ростом, хорошими финансовыми показателями, а также повышением качества управления регионом, проведением последовательной финансовой и экономической политики.

По оценке российского рейтингового агентства "Эксперт РА", Свердловская область занимает 4-е место среди субъектов РФ по инвестиционному климату в 2003-04 гг. Область имеет рейтинг 1В - высокий потенциал - умеренный риск наряду с Московской областью, Москвой, Санкт-Петербургом и Ханты-Мансийским автономным округом.

В результате за последние 3 года объем рублевых вложений возрос вдвое, а иностранных инвестиций - в 8 раз. С 1999 г. в экономику Свердловской области вложено более 220 млрд руб. внутренних инвестиций и около 4,4 млрд долл. США иностранных инвестиций.

В 2004 г. в экономику Свердловской области поступило 516,8 млн долл. США иностранных инвестиций, что на 60,8% ниже уровня 2003 г. По итогам 2004 г. Свердловская область заняла лишь 16-е место среди субъектов РФ по объему поступивших иностранных инвестиций, тогда как в 2003 г. область по этому показателю занимала 5-е место после Москвы, Ханты-Мансийского автономного округа, Сахалинской и Омской областей.

Снижение инвестиций в 2004 г. обусловлено переходом металлургических предприятий Свердловской области на международную систему бухгалтерской отчетности, осуществляемым поэтапно 3 последних года. Согласно требованиям международных стандартов банковские кредиты, получаемые предприятием, отражаются в территориальном разрезе их использования. Так, например, иностранные банковские кредиты, используемые в 2004 г. предприятиями ОАО "СУАЛ-Холдинга", которые находятся за пределами территории Свердловской области, попали в статистику соответствующих регионов России.

На протяжении последних 3 лет в общем объеме иностранных инвестиций наибольший удельный вес - порядка 90% приходился на прочие инвестиции (торговые и прочие кредиты), на втором месте - прямые инвестиции, затем портфельные (акции). В структуре "прочих инвестиций" лидировали прочие кредиты, которые, как правило, являются краткосрочными, с наименьшей степенью риска. В 2002 г. их доля составила 92,6% , в 2003 г. - 97,1%, в 2004 г. - 66,2%. Именно снижение прочих иностранных инвестиций на 63,1% привело к падению общего объема привлекаемых финансовых средств.

Что касается отраслевого распределения иностранных инвестиций, то финансовые ресурсы в основном направлялись на предприятия наиболее конкурентоспособных экспорториентированных отраслей - цветной и черной металлургии. Превышающие темпы физических объемов производства и высокие объемы экспортной выручки позволили предприятиям металлургического комплекса начать обновление основных фондов. В 2002 г. доля иностранных инвестиций в цветную металлургию составила 39,2%, в черную - 6,1%. В 2003 г. это соотношение уже составляло 85,4% и 10,8% соответственно. Похожая ситуация наблюдалась и в 2004 г. Иностранные вложения направлялись в основном на предприятия цветной (75,1%) и черной (17,9%) металлургии.

Для преодоления преобладания капиталовложений в отрасли сырьевой направленности в области отработан механизм поддержки реального сектора экономики путем разработки и реализации инвестиционных программ в отдельных отраслях промышленности. Например, "Программа развития фармацевтической промышленности на 2002-2005 гг.", областная инвестиционная программа "О стабилизации и развитии лесопромышленного комплекса Свердловской области на 2002-2005 гг.", областная инвестиционная программа "Увеличение объемов производства железнодорожного подвижного состава, освоение выпуска грузовых вагонов и электровоза нового поколения 2004-2010 гг.", поддержка инвестиционных проектов и др.

Увеличение притока иностранных инвестиций и оптимизация их структуры заложены в стратегии регионального развития - Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 г. Составной частью данной долгосрочной стратегии является перечень более чем 1000 инвестиционных проектов, основанных на современных научно-технических разработках и новейших прогрессивных технологиях. На реализацию этих амбициозных задач экономике области потребуется более 50 млрд долл. США капитальных вложений.

Свердловская область готова предложить инвесторам быстроокупаемые и прибыльные проекты во всех отраслях экономики. Наряду с масштабными инвестиционными проектами в сфере промышленности одним из приоритетных направлений является строительство объектов инфраструктуры и недвижимости. Перспективы развития строительства и территориальное размещение объектов заложены в вышеупомянутой стратегии развития и генеральных планах крупных городов Свердловской области. В частности, застройка Екатеринбурга ведется в соответствии с новым Генеральным планом, разработанным в 2001 г.

Одним из таких проектов является реконструкция и модернизация аэропорта "Кольцово" со строительством международного сектора и установкой нового технологического оборудования для обслуживания самолетов (объем инвестиций составит около 70 млн долл. США). Стратегическое значение аэропорта объясняется его географическим положением и высоким экономическим потенциалом Свердловской области. Аэропорт имеет статус международного, который был присвоен в 1993 г., и теперь "Кольцово" в рейтинге ведущих аэропортов России занимает высокое 5-е место. Всемирно известными авиаперевозчиками, такими как "Люфтганза", "Бритиш эйрвэйз", "Чешские авиалинии", "Аэрофлот", и местной компанией "Уральские авиалинии" осуществляются регулярные рейсы в 24 государства. "Кольцово" обладает всей необходимой производственной базой, светотехническим, метеорологическим и радионавигационным оборудованием, которое соответствует международным требованиям. Год от года растет количество пассажиров. Так, в минувшем году их количество превысило 1,5 млн человек, по сравнению с 2003 г. рост составил более 16%. Хорошие перспективы по увеличению пассажирского потока есть и в перспективе. Вот почему уже сегодня в "Кольцово" осуществляется реконструкция многих объектов, завершается строительство нового цеха бортового питания и начато строительство нового современного международного терминала площадью 11,5 тыс. м2 с пропускной способностью 600 пассажиров в час.

Еще одним проектом в области транспорта является строительство "Евро-Азиатского международного транспортно-логистического центра", первая очередь которого будет стоить около 90 млн долл. С мая 2004 г. начата реализация проекта Tasis Bistro "Усовершенствование дорожно-транспортных потоков в Екатеринбурге и Свердловской области". Данный проект является составной частью работы по реализации решения Комиссии Европейского Союза о продлении Международного транспортного коридора № 2 до города Екатеринбурга в части приведения его автотранспортной составляющей в соответствие с нормами и требованиями Евросоюза. В целях становления Свердловской области как основного транспортного узла Уральского федерального округа и основного элемента международного транспортного коридора было создано ОАО "Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр". В настоящее время выделен земельный участок площадью 53 га, определена организация-проектировщик. Объем работ по строительству логистического центра, запланированный на 4 года (2003-06 гг.), выполнен к концу 2004 г. на 36%.

Следует отметить значимый совместный инвестиционный проект "Итальянский квартал", который предусматривает размещение в Екатеринбурге на территории порядка 40 га коммерческих организаций, жилого и промышленного центров и будет способствовать продвижению экономического и культурного сотрудничества с областью Лигурия (Италия) на Урале. В рамках реализации данного проекта в апреле 2004 г. прошло заседание Совместной группы в составе представителей Правительства Свердловской области, администрации г. Екатеринбурга, администраций г. Генуя и области Лигурия (Итальянская Республика), деловых кругов, прессы. Принято решение о создании Акционерного общества (управляющей компании), которому рабочая группа будет оказывать организационное содействие в координации работы по реализации на территории Свердловской области инвестиционного проекта.

Перспективным направлением сотрудничества с зарубежными партнерами является развитие торговых комплексов в городах области. Третья по величине в Европе и пятая в мире торговая группа "Метро" планирует построить в Екатеринбурге большой торговый терминал общей площадью 13 тыс. м2 на одном из магистральных въездов и выездов из уральской столицы. Также в столице Свердловской области планируется строительство торгово-развлекательного комплекса "ИКЕА", который будет одним из самых крупных в Российской Федерации. Он расположится на территории в 110 тыс. м2. Основную часть этой территории займут торговые площади, на которых разместятся 150 магазинов, один гипермаркет, сеть кафе и ресторанов, ледовый каток. Рядом с центром будет построен мотель, а из центра Екатеринбурга до "ИКЕИ" будут курсировать специальные автобусы. Строительство центра планируется начать летом этого года, а завершить осенью 2006 г. Магазин системы "ИКЕА" в Екатеринбурге станет в России третьим по счету после Москвы и Санкт-Петербурга.

По предложению ведущих вузов и Уральского отделения РАН в целях интеграции с промышленным производством в Свердловской области создается университетский учебно-производственный комплекс - Большой евразийский университет, аналогами которого могут служить горизонтальные инновационные кластеры, имеющие поддержку своих правительств в технологически высокоразвитых странах (как пример - университеты в городах США Сан-Хосе и Бостон). Это будет университетский город, в котором будут вместе функционировать отраслевые вузы Екатеринбурга, научно-исследовательские институты, Российская академия наук, опытные производства. Тут же будет создана социальная инфрастуктура - жилые кварталы для студентов, преподавателей и научных работников, магазины, спортивные и развлекательные центры, музеи, библиотеки. Мегавуз должен вместить в себя 250 тыс. человек, управлять им будет Совет ректоров во главе с президентом вуза. Проект очень масштабный, и на его реализацию потребуются значительные инвестиции - приблизительная сумма 5 млрд долл. В целях поддержки этого проекта принято постановление Правительства Свердловской области, выделен в генеральном плане развития г. Екатеринбурга земельный участок площадью более 1,5 тыс. га, подготовлены варианты архитектурно-планировочной организации университета, рассчитаны укрупненные показатели затрат на первую очередь строительства.

Также среди перспективных проектов в сфере инфраструктуры и недвижимости хотелось бы отметить следующие:

  • строительство "Екатеринбург-сити" - 400 тыс. м2 офисных и жилых помещений в комплексе из 4 зданий высотой около 40 этажей. Общая стоимость проекта достигает 200 млн долл.;
  • строительство гостиниц. Так, например, в апреле 2005 г. совместно со всемирно известной компанией "Буиг Батиман Интернациональ" начнется возведение гостиницы "Хайят" стоимостью 75 млн долл. В завершающей стадии находится строительство первой очереди гостиницы "Парк Инн" на 160 номеров, а с вводом второй очереди количество номеров превысит 450;
  • развитие горнолыжных центров, возведение в столице Свердловской области Ледового дворца для занятий конькобежным спортом.
  • строительство офисных зданий, таких как "Уралбизнесхаус", общей площадью свыше 15 тыс. м2, включающих блоки для комфортного проживания, спортивного, культурного, торгового комплексов. Стоимость проекта составляет около 20 млн евро.

Свердловская область обладает мощной экономической базой, четкой стратегией развития, большой инвестиционной емкостью. В настоящий момент важнейшей задачей, стоящей перед экономикой Свердловской области, является поддержание и дальнейшее развитие позитивных тенденций, проявляющихся как в устойчивом экономическом росте, так и в увеличении объемов инвестирования.

Россель Эдуард Эргартович. Кандидат технических наук, доктор экономических наук. В 1990-91 гг. - председатель Свердловского облисполкома и председатель областного Совета народных депутатов. В 1991-93 гг. - глава администрации Свердловской области. В 1993 г. избран Президентом Уральской экономической ассоциации, членом Совета Федерации. С 1995 г. - Губернатор Свердловской области.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100